Мне тут жена задала вопрос: "Неужели вам на истфаке не преподавали методологию исторической науки?"
Нет, не преподавали.
Более того, с теорией и методологией истории я столкнулся только в аспирантуре. Я работал и не мог посещать лекции по философии. В наказание меня отправили читать весь список литературы по курсу. Оказалось едва ли не самое полезное наказание в моей жизни. Когда мои сотоварищи обходились докладом по одной книжке из списка, я сидел в библиотеке и с упоением читал Кареева, Тоша, Гегеля, Ясперса...
Вообще говоря, чтение книг как наказание - это само по себе шедеврально. Но это тема для отдельного разговора.
Вопрос жены запустил в моей голове мыслительный процесс - я стал думать над тем, какие предметы должны быть в "идеальном учебном плане" истфака.
Представляю на ваш суд итог этого мыслительного процесса. Но сперва несколько вводных замечаний:
- Речь идет о бакалавриате (4 года). Я в данном случае действую в рамках существующей системы, хотя и не считаю ее идеальной (на мой взгляд, она уступает старой немецкой двухступенчатой системе)
- Цели и задачи обучения в бакалавриате истфака следующие: а) создать у студента общее представление об историческом процессе, его ходе и закономерностях, сформировать базовые знания б) научить его самостоятельному критическому мышлению. Формирование полноценного исследователя-профессионала - задача магистратуры.
- В учебный план я включаю сейчас только общие курсы. Специализированные курсы по кафедрам, разумеется, тоже присутствуют, просто не отражены здесь.
- Мои комментарии выделены курсивом.
Поехали
Семестр 1
- Введение в специальность
- История первобытного общества
- История древних цивилизаций
По сути это - История древнего Востока. Но я хочу отказаться от привычного деления на "Историю Запада" и "Историю Востока", в результате которой в головах студентов закрепляется представление о двух изолированных друг от друга процессах. История одна.
Семестр 2
- История античности
- Археология / Этнография / Основы антропологии (Курс по выбору)
Здесь встает важный вопрос - не следует ли сделать максимально возможное число курсов выборными, как во многих западных вузах? На мой взгляд, это хорошая идея, но в определенных пределах. Существует набор курсов, абсолютно необходимых каждому историку.
- История исторической науки
- Основы экономики
Семестр 3
- История средних веков
- Источниковедение
- История философии
- История России (часть 1)
Отказываться от отечественной истории совсем (как от отдельной истории Востока) я не считаю целесообразным. В то же время она должна быть хронологически синхронизирована с всеобщей историей. Ситуация, когда студенту читают одновременно XIX век в России и XV век в Западной Европе, приводит к тому, что в голове подсознательно формируются два никак не связанных друг с другом блока, как если бы Россия и Западная Европа находились на разных планетах.
Семестр 4
- История нового времени (часть 1)
- История России (часть 2)
- Социальная психология
- Вспомогательные исторические дисциплины (обзорный курс)
Семестр 5
- История нового времени (часть 2)
- История России (часть 3)
- Теория и методология истории (часть 1)
Почему ТМИ читают только на 3 курсе? Закономерный вопрос. Вспомним курс "Введение в специальность" в 1 семестре. Там как раз обсуждаются основы теории и методов. А углубленное их изучение полезно начать тогда, когда студент уже "окунулся" в исследовательскую деятельность и представляет себе, о чем идет речь.
- Основы политической науки
Семестр 6
- История нового времени (часть 3)
В "новое время" я включаю в данном случае и "новейшее", так что не удивляйтесь, что на этом всеобщая история заканчивается
- История России (часть 3)
- Теория и методология истории (часть 2)
- Основы социологии
Семестр 7
- История международных отношений
В рамках этого курса акцент делается на историю системы международных отношений как целого
- Архивоведение / Педагогика / Музееведение (курс по выбору)
Семестр 8
- История мировой культуры / История мировых религий (курс по выбору)
- Основы истории и теории государства и права
Как видите, учебный план в общем и целом состоит из трех компонентов: курса всеобщей и отечественной истории, специализированных исторических дисциплин, общегуманитарных дисциплин. В последний год обучения число общих курсов снижается - во-первых, возрастает число кафедральных дисциплин, во-вторых, студенту предоставляется больше времени для написания выпускной работы.