.
Настоящая запись обязана своим появлением коллегам
DesPeka и
milinfolive − первый любезно предоставил мне видео арабского филиала RT и пресс-службы ВС Сирии от 06.01.2017 (посвящённых визиту на борт "Адмирала Кузнецова" начальника генштаба сирийских вооружённых сил), второй подметил то, на что я не обратил внимание.
Вид из ходовой рубки "Адмирала Кузнецова": два Су-33 на стартовых позициях №1 и №2 и Ка-52К на технической позиции №3 на носовом подъёмнике, СЗМ, 06.01.2017 (скриншот из видео arabic.RT.com)
Итак, три находки.
1. МиГ-29КУБ б/н 53 (не пишу "синий"−"красный", потому что в рамках одной модели ЛА в авиагруппе номера одинакового цвета) − его я заметил независимо от Военного Осведомителя, хотя по времени он сообщил об этом первым (
ссылка 1). Данный бортовой не упоминается ни у коллеги Polikarpoff (
ссылка 2), ни у charly015 (
ссылка 3), не наблюдал его ранее и автор блога, поэтому не исключена вероятность того, что борт перелетел из России ирано-иракским маршрутом после потери МиГа 13.11.2016.
2. Скорее всего, второй Ка-52К без б/н (как и первый) − тут целиком заслуга milinfolive, который дал мне знать о прибытии на Северный флот летом прошлого года двух бортов (
ссылка 4) и заметил их обоих на видео от 06.01 (
ссылка 5). Сирийский генерал прилетел на Ка-27ПС (б/н 57), зашёл в ангар через кормовой подъёмник, где у кормовой же переборки был пришвартован первый вертолёт с зачехлёнными воздухозаборниками, затем (после церемонии награждения членов экипажа) он поднялся в ходовую рубку, откуда был заснят второй (без чехлов) на носовом подъёмнике.
Теоретически, пока высокий гость добирался до рубки (неизвестно какими путями), стоявший в ангаре борт могли подкатить к носовому подъёмнику и поднять на полётную палубу (или поднять на корме, а потом переместить в нос), однако вряд ли хоть один здравомыслящий человек воспримет такое всерьёз. Кроме того, вместе с сирийскими военными на ТАВКР прибыл и командующий нашей группировкой в Сирии генерал-полковник А. Картаполов (судя по видео, в доставке поучаствовал ещё и Ка-27ПС б/н 55), а столь важных персон сам Бог велел прикрывать Ка-52К, которого, возможно, после возвращения и пришвартовали в носу. Наконец, если уж испытывать, так испытывать − на войне не принято летать в одиночку, а отработать слётанность в группе можно только при наличии как минимум пары однотипных машин. Коротко говоря, есть все основания полагать, что перед своим восьмым дальним походом"Кузнецов" принял на борт два новейших ударных вертолёта, которых неофициально именуют "Катранами" (видео 720p −
ссылка 6,
ссылка 7).
3. До 06.01.2017 я был уверен, что на полётной палубе "Адмирала Кузнецова" имеется только девять основных технических позиций для швартовки самолётов на полётной палубе и не более двух дополнительных для вертолётов в корме (
ссылка 8 − "Геометрия полётной палубы"), наивно полагая, что на подъёмниках их быть не может (разве что, в исключительных случаях). Как оказалось, на носовом подъёмнике обустроены целых три вертолётных технических позиции − ТП2, ТП3 и ТП4 (где находится ТП1, я ума не приложу), а на снимке с авиационными боеприпасами видна самолётная ТП10 (лично мне подобных обозначений ранее видеть не приходилось). Не имея перед глазами Инструкции по проведению взлётно-посадочных операций (название − условное), очень сложно представить в каких случаях допускается швартовать вертолёты на позициях ТП2-ТП4. Тем не менее, здравый смысл подсказывает, что в боевой обстановке оба подъёмника надо держать свободными, и ТП2-ТП4 являются позициями мирного времени и чистого неба. ■
МиГ-29КУБ б/н 53 на палубе "Адмирала Кузнецова", СЗМ, 06.01.2017 (скриншот из видео mod.gov.sy)
Ка-52К у кормовой переборки ангара "Адмирала Кузнецова", СЗМ, 06.01.2017 (скриншот из видео arabic.RT.com)
Ка-52К на техпозиции №3 на носовом подъёмнике "Адмирала Кузнецова", СЗМ, 06.01.2017 (скриншот из видео mod.gov.sy)
Ка-52К на техпозиции №3 на носовом подъёмнике "Адмирала Кузнецова", СЗМ, 06.01.2017 (скриншот из видео arabic.RT.com)
Кроме всего прочего, техпозиция №10 и авиационные боеприпасы на полётной палубе "Адмирала Кузнецова", СЗМ, 06.01.2017 (скриншот из видео arabic.RT.com). Что касается боеприпасов, то, скорее всего, мы видим (слева направо) ФАБ-500 М-54, ОФАБ- 250-270, ФАБ-250 М-62 и ФАБ-500 М-62