.
В ночь на 20 апреля с. г. одно из центральных информационных агентств опубликовало серию сенсационных эксклюзивных публикаций, полученных от источника в военно-морской сфере и касающихся ТАРКР "Пётр Великий". Суть их сводится к следующему: 1) прорабатывается вопрос о выведении крейсера из состава флота (списании), поскольку опыт ремонта и модернизации однотипного "Адмирала Нахимова" показал, что это очень затратно (любопытно, что в тексте данному заявлению предшествует наречие похоже); 2) некоторое количество моряков с "Петра Великого" уже перешло на борт "Нахимова" для формирования экипажа и совместной работы со сдаточной командой Севмаша (они уже приступили к изучению, приёмке и обслуживанию нового вооружения и оборудования); основная часть личного состава прибудет на крейсер к подъёму флага; небольшая команда останется обеспечивать живучесть "Петра" и покинет корабль после его списания; 3) наименование списанного ТАРКР (в тексте использован нефлотский термин "имя") перейдёт к РПКСН пр. 955А, который будет заложен в 2024 г. и со временем станет флагманом дивизии ПЛ (дпл), состоящей из кораблей "императорской" серии (ещё один ляп источника − серию принято называть "княжеской") (
ссылка 1,
ссылка 2,
ссылка 3).
"Пётр Великий", Норвежское море, 20.03.2022. Слежение за манёврами НАТО (
ссылка 4)
Сказанное выше производит впечатление какой-то альтернативной реальности. "Петру Великому" сейчас всего 25 лет, в то время как БПК "Вице-адмирал Кулаков" уже 41, что не мешает тому исправно ходить в дальние воды (15.09.2022 вернулся в ППБ после почти 8-месячной БС в СЗМ). "Пётр" − вполне боеспособный корабль, который регулярно выходит в море (в последнее время не дальше Норвежского, но всё же). Крайний известный выход состоялся 01.11.2022, до того − 24.08.2022 (стрельбы главным калибром), 03-04.2022 (около 40 суток), 15-22.02.2022 (учения СФ) и т. д. Наконец, вдумайтесь: у нас всего 13 (тринадцать) боевых надводных кораблей океанской зоны, включая те, что находятся в длительном ремонте с модернизацией ("Кузнецов", "Нахимов", "Чабаненко", "Виноградов"), но исключая эсминец "береговой обороны" "Адмирал Ушаков". Иными словами, с учётом того, что головной 22350М войдёт в строй не ранее начала 2030-х, каждый из этих 13 БНК − буквально на вес золота. О каком списании одного из мощнейших кораблей ВМФ России тут может идти речь?
Сказанное в сообщениях по ссылкам 1-3 показалось странным не только автору блога. В тот же день вслед за сенсацией, больше похожей на газетную утку, ссылаясь на свои информированные источники, опровержение дали сразу два солидных информационных ресурса. Первый из них сообщил, что рассматривается лишь вариант вывода крейсера в резерв (а вовсе не списания) для ремонта с модернизацией после возвращения в строй "Нахимова" (
ссылка 5). Другой уточнил, что в настоящий момент прорабатывается проект модернизации "Петра Великого" [разумеется, Северным ПКБ − А.Ш.]. Немаловажно, что в отличие от предшественника планирующиеся работы не будут столь затратными. "Нахимов" длительное время находился в отстое, значительная часть оборудования вышла из строя, и крейсер фактически был построен заново. "Пётр", в свою очередь, не выводился из эксплуатации, постоянно проходил все виды ремонта и техобслуживания и немалая часть комплектующих уже заменена на современные образцы (
ссылка 6). По мнению автора, перечень работ должен быть предельно коротким − помимо ВТГ тех изделий, которые в нём нуждаются, замена ПКРК "Гранит" на 10 УКСК, доведение ТТХ ЗРК "Форт-М" и "Кинжал" до приемлемого уровня, установка "Панциря-М" и "Пакета-НК".
Происхождение вброса (другое определение подобрать затруднительно), касающегося судьбы, якобы уготованной "Петру Великому", в целом понятно. Несмотря на заявленную в новой Морской доктрине (утверждена 31.07.2022) трактовку национальных интересов России как великой морской державы, которые распространяются на весь Мировой океан, в обществе, главкомате ВМФ и федеральном правительстве остаётся явное или скрытое расхождение во мнениях (раскол) относительно того, каким должен быть наш военный флот − прибрежным или океанским. Своего рода манифестом первого (в корне неверного, убогого и близорукого) представления о будущем отечественного ВМФ является флотофобский доклад ЦАСТ 2015 года, в котором псевдонаучно обосновывается необходимость сокращения затрат на военно-морское строительство, в частности за счёт свёртывания программ "Борей-А" и "Ясень-М" (с заменой последних на малогабаритные 4000-5000-тонные дешёвые ПЛА), отказа от постройки УДК и даже корветов пр. 20380 и 20385 (с заменой последних опять же на дешёвые малые корветы БМЗ), а также (внимание!) отказа от модернизации " Нахимова" и вывода из состава флота "Петра Великого" после 2020 г. (
ссылка 7, стр. 24-28).
В то же время, предложение о выводе "Петра Великого" из состава ВМФ на самом деле может прорабатываться в инициативном порядке каким-нибудь идиотом или предателем (как вариант − группой таковых), чтобы попытаться убедить в этом руководство и тем самым принести, по его мнению, пользу флоту и продвинуться по служебной лестнице либо причинить вред обороноспособности страны за вознаграждение от иностранного государства. В нашем случае служба защиты государственной тайны явно дала сбой. Я не призываю полностью перекрыть кислород анонимным источникам (жизнь без них стала бы безвидна и пуста), но самовольные утечки секретной информации в СМИ необходимо приравнять к разглашению гостайны и карать, в отличие от санкционированных (как в случае со "Статусом-6" − "Посейдоном"). Думается, что компетентные органы должны разобраться в причинах двойной трактовки одного и того же вопроса, кто за этим стоит и чего добивается. Не так давно мне пришлось заблокировать одного из читателей, который навязчиво агитировал против бесполезного, по его убеждению, "Кузнецова", предлагая пустить его "на иголки". Считаю подобное поведение, как и в случае с "Петром Великим", вредительством и саботажем на грани госизмены.
Искренне надеюсь, что пурга (разг. чушь, ерунда), поднятая вокруг "Петра Великого" таинственным источником в военно-морской сфере и профессиональными охотниками за сенсациями из журналистского сообщества, вскоре рассеется, выглянет солнце, и всё пойдёт так, как надо − крейсер будет по-быстрому (скажем, за три года) отремонтирован, модернизирован и отправлен на Тихий океан из соображений паритета сил двух наших океанских флотов. По сравнению с гипотетической постройкой авианосца пр. 11436 в Китае, предложенной недавно автором (
ссылка 8), перевод на ТОФ одного из двух 11442М вполне реальна. Что касается информации по ссылкам 1-3, то на сегодняшний день она представляется решительно неправдоподобной и потому не будет учитываться в публикуемых в блоге таблицах корабельного состава до официального разъяснения от Минобороны. Сказанное относится и к сообщению того же агентства о списании ПЛБ пр. 677 "Санкт-Петербург" по той же самой причине − чрезвычайно затратной модернизации, равной по стоимости постройке новой лодки (
ссылка 9), хотя, судя по всему, основной объём работ по доведению головной ПЛБ до уровня первой серийной ("Кронштадта") сводится к замене главного гребного электродвигателя и, возможно, чего-то из состава ГАК. ■