.
О том, что в России ведётся проектирование атомных подводных лодок 5-го поколения, насколько известно автору, впервые сообщил главком ВМФ В. Чирков в марте 2015 года (
ссылка 1). Позднее сказанное получило завуалированное подтверждение в годовом отчёте СПМБМ "Малахит" за тот же год − как "выполнение НИР по обоснованию облика перспективного заказа нового проекта, обозначенного в "Долгосрочной программе военного кораблестроения до 2050 г." (
ссылка 2, стр. 11-12). В августе 2016 г. гендиректор "Малахита" В. Дорофеев объявил о заключении госконтракта на разработку многоцелевой ПЛА нового поколения (
ссылка 3), а в апреле 2018 г. − о завершении в предыдущем месяце её аванпроекта (
ссылка 4). Согласно годовому отчёту СПМБМ за 2019 год, в отчётном периоде были завершены НИР "Хаска" и "Хаска-Малахит" (именно так − "Хаска", а не "Хаски", как пишут некоторые СМИ) в обеспечение создания кораблей 5-го поколения. Кроме того, по результатам НИР заключён госконтракт на выполнение ОКР "Лайка-ВМФ" (
ссылка 5, стр. 9). В рамках названной ОКР, как говорится в отчёте за 2020 год, бюро разрабатывало эскизный проект новой ПЛА (
ссылка 6, стр. 6). Отчёт за 2021 г. не публиковался, тем не менее в середине 2022 г. судьба проекта прояснилась.
Упрощённая схема многоцелевой ПЛА (АПКР) пр. "Лайка" (Морской сборник, №7/2022)
В журнале "Морской сборник" №7 за 2022 г. вышла статья главкома ВМФ Н. Евменова "Оперативно-тактические требования к подводным лодкам пятого поколения", в которой говорится, что в России "научно-технический задел для перспективных ПЛА начал формироваться при разработке аванпроекта многоцелевой ПЛА пр. "Лайка". В проекте предусматривается повышение ударных возможностей относительно ПЛА 4-го поколения проекта "Ясень-М" с сохранением оптимальных размерений и улучшением ходовых характеристик. Это позволит применять ПЛ в различных условиях обстановки и во всех районах Мирового океана. Предполагается, что ПЛА будет обладать повышенными возможностями самообороны, низким уровнем шумности, являться носителем перспективных систем вооружения, в том числе различных РТК, ПТЗ и ГПД, что значительно повысит её боевую устойчивость. [NB] Технические предложения и проработки, полученные в результате аванпроекта, показали высокие риски реализации проекта, не позволяющие перейти к созданию корабля нового поколения в установленные сроки, поэтому принято решение о переносе начала технического проектирования на следующий программный период" (
ссылка 7, с. 8).
Комментируя приведённую цитату, кроме расшифровки некоторых аббревиатур (РТК − робототехнический комплекс, ПТЗ − противоторпедная защита, ГПД − гидроакустическое противодействие), необходимо внести ясность касательно аванпроекта и программного периода. Согласно нормативным документам, аванпроект (как и НИР) предшествует ОКР, на его основе разрабатывается ТТЗ на ОКР (проще говоря, он делается для того, чтобы обосновать возможность реализации в дальнейшем требований ТТЗ). ОКР в свою очередь начинается с эскизного проекта, затем идёт технический проект, рабочий проект (РКД), постройка головного корабля (являющегося опытным образцом изделия ВТ), его госиспытания и, наконец, утверждение РКД для серийного строительства (с присвоением литеры "О1"). Поскольку в отчётах "Малахита" фигурирует госконтракт на ОКР с шифром "Лайка-ВМФ" и разработка эскизного проекта, "высокие риски", о которых пишет главком, выявились не по итогам аванпроекта, а в процессе эскизного проектирования. Можно предположить, что потребовались какие-то дополнительные НИР в обеспечение ОКР "Лайка-ВМФ" или её составных частей, либо было решено внести изменения в ТТЗ и заново разработать несколько вариантов эскизного проекта, что в общем-то дело обычное.
Нетрудно догадаться, что под "следующим программным периодом" в рассматриваемой статье подразумевается очередная госпрограмма вооружения, которая должна сменить действующую ГПВ 2018-2027. По правилам, ГПВ должна разрабатываться на 10 лет и перерабатываться по прошествии половины срока её действия, т. е. через 5 лет (
ссылка 8). Однако на практике данное правило почти никогда не соблюдалось (
ссылка 9). Так, ГПВ 2011-2020 подлежала перезагрузке в 2016 году, но по целому ряду причин (главным образом из-за событий 2014 г. − начала украинского кризиса, падения цен на углеводороды и нестабильности курса национальной валюты) это произошло двумя годами позже. До начала СВО принять новую госпрограмму вооружения планировалось в будущем году на период 2024-2033 гг. (
ссылка 11). Сейчас никто не может дать гарантий, что её старт не сдвинется вправо, что связано прежде всего с необходимостью пересмотра потребностей Вооружённых сил в ВВТ с учётом детального осмысления опыта боевых действий на Украине. Будем надеяться, что гипотетический сдвиг сроков ГПВ будет минимальным (один, максимум два года), и разработка техпроекта атомного подводного крейсера 5-го поколения начнётся не позднее 2025-2026 гг.
Впрочем, в особой спешке у нас нужды нет. 885М ("Ясень-М") − великолепный проект, о чём в числе прочего говорит хотя бы тот факт, что в процессе эволюции "Вирджиний" на модификации Block V американцы пришли к идентичному надводному водоизмещению и расположению большей части ракетного вооружения, иначе говоря − взяли нашу лодку за образец для подражания. По большому счёту, мы можем строить "Ясени" ещё очень долго, внося непринципиальные изменения (улучшения) в проект и постепенно доводя численность атомных многоцелевых подводных сил ВМФ России до приемлемого уровня (скажем, по 2х6 АПКР на СФ и на ТОФ), а когда придёт время начнём плавно замещать их на стапелях и на флотах "Лайками". В заключение, несколько слов о ТТХ последних. По имеющимся данными (см. фото в конце записи), при водоизмещении 11340 тонн (уверен, что подводном) их Dнадв будет таким же, как у 885М (по оценке автора − 9200 тонн), скорость хода − выше (35 vs 31 уз). На схеме из "Морского сборника" за ОВУ, возможно, изображены 2х5 УВП, что уравнивает их ракетный боезапас с "Вирджиниями" мод. V (40 ракет). По сравнению с "Ясенями" число ТА меньше (2х3 против 2х5), зато перед ОВУ есть нечто похожее на УВП для противоторпед, приборов ГПД и РТК (*). ■
(*) Схема, приведённая в "Морском сборнике" нечёткая, поэтому о некоторых вещах можно лишь догадываться. Так, количество УВП для ударных ракет за ОВУ (ограждением рубки) может быть от 2х4, если считать по верху, до 2х5, если считать по низу. Увеличение боекомплекта одной УВП с 4-х до 5 ракет вряд ли возможно, и поскольку главком пишет о повышении ударных возможностей АПКР, разумно предположить, что число УВП будет увеличено с 8 до 10. Кроме того, у автора нет информации о технических решениях, связанных с размещением противоторпед, приборов ГПД и РТК в вертикальных ПУ, расположенных внутри прочного корпуса. Однако для двух первых типов изделий у подобного способа пуска (неважно, вверх или вниз) есть то же очевидное преимущество, что и у ЗУР − возможность доворота в сторону атакующего средства поражения (в нашем случае − торпеды), что выгодно отличает его от побортного размещения ПУ внутри или вне ПК, когда ПУ правого борта не может быть использована для отражения атаки с левого борта и наоборот. При длине УВП близкой к диаметру ПК, в каждой пусковой шахте (трубе) можно будет разместить по нескольку боеприпасов с самовыходом либо с пневмо- или гидромеханической системой пуска (как, например, у немецких лодочных ракет
IDAS).
Некоторые ТТХ АПКР пр. 545 "Лайка-ВМФ" на выставке в Минобороны, 2019 (
ссылка 12 − 01:07)