рецензия - 2011 - Неизвестный / Unknown

Feb 15, 2011 00:00

 

Неизвестный 
Unknown

Познай себя и вспомнишь все!
Или сладка ли истинная правда на вкус?

год - 2011
страна - США, Германия, Канада, Франция, Япония, Великобритания
слоган - «Верни себе свою жизнь»
режиссер - Жауме Серра
сценарий - Оливер Батчер, Стивен Корнвэлл, Дидье ван Ковелер
продюсер - Сьюзен Дауни, Кристоф Фиссер, Леонард Голдберг
оператор - Флавио Мартинес Лабиано
композитор - Джон Оттмен, Александр Радд
художник - Ричард Бриджлэнд, Стивен Добрич, Аня Мюллер
монтаж - Тимоти Элверсон
жанр - триллер, драма, детектив
премьера (мир) - 21 января 2011
премьера (РФ) - 17 февраля 2011, «Каро-Премьер»
рейтинг MPAA - PG-13
время - 113 мин.

О чем?
История повествует о мужчине, который после пробуждения от длительной комы обнаруживает, что его личность присвоена другим...

В главных ролях:
Лиам Нисон / Liam Neeson - Dr. Martin Harris
Дайан Крюгер / Diane Kruger - Gina
Дженьюэри Джонс / January Jones - Elizabeth Harris
Эйдан Куинн / Aidan Quinn - Dr. Martin Harris
Бруно Ганц / Bruno Ganz - Ernst Jürgen
Фрэнк Ланджелла / Frank Langella - Rodney Cole
Себастьян Кох / Sebastian Koch - Professor Bressler
Оливье Шнайдер / Olivier Schneider - Smith
Стипе Эрчег / Stipe Erceg - Jones
Райнер Бок / Rainer Bock - Herr Strauss
Mido Hamada / Мидо Амада - Prince Shada
Клинг Дайер / Clint Dyer - Biko
Карл Марковиц / Karl Markovics - Dr. Farge
Ева Лобау / Eva Löbau - Nurse Gretchen
......................................................................................................................


Что сказать? Перед нами шикарное кино с невероятными и реально непредсказуемыми поворотами сюжета, а также целой уймой различных тем для размышления.

А теперь обо всем по порядку.
Представьте себя на месте главного героя в исполнении Лиама Нисона: вы приехали со своей женой в чужой город, который находится в стране, обосновавшейся от вашего дома аккурат через океан. В аэропорту вам в такси не доложили один из чемоданов. Пропажу удается обнаружить лишь в отеле! Ваши действия? Конечно, пулей лететь в аэропорт, держась за призрачную надежду о том, что важная вещь преспокойно лежит там, где вы ее оставили. Подстегивая водителя такси и, нагнетая нервную атмосферу, вы заражаете своей паникой другого человека и он, уже не в силах адекватно оценивать ситуацию на дороге, ведет свою машину прямо в ДТП...


Очнувшись, вы не помните кем являетесь, не понимаете, где находитесь, не знаете языка, на котором лопочут все окружающие... Что делать? Вопрос прорезает сознание наравне с адской болью от происшествия...



А теперь усложним задачу: представьте, что ваше положение усугубляется настолько, что в вас отказывается признавать мужа собственная жена!
Нет, тут реально чекалдыкнуться можно, особенно, когда два здоровенных амбала выбрасывают вас из отеля...



Основное, что стоит делать в данном случае - не поддаваться панике, которая проникает в сознание все глубже и глубже с каждой минутой, она не дает трезво соображать, сковывает движения, подчиняет себе разум, превращая человека в марионетку страха!
Когда удается чуть-чуть успокоиться и взглянуть на вещи здраво, начинается перебор самых невероятных вариантов: начиная от сильного удара головой до острой шизофрении, раздвоения личности и нахождения во сне в состоянии глубокой комы одновременно!



Ко всему прочему язык становится ватным, во рту пересыхает и речь становится бессвязной.
При осознании того, что абсолютно все вокруг считают вас не вполне вменяемым, обиженное и задетое эго начинает метаться внутри, подобно запертому зверю, царапая мозг и желудок изнутри... Из-за этого голова начинает раскалываться, а в животе - противно урчать. Организм потерял много сил и тем самым он надеется на скорый прием хоть какой-нибудь пищи, но, увы - этому не суждено осуществиться в скором времени, ибо денег практически нет!



В такие минуты человек очень остро ощущает свою беззащитность: документов нет, денег нет, с памятью не все ладно, в конце концов жена не признает и держит за руку другого, который всем окружающим представляется вами и даже в доказательство показывает семейное фото, а также знает пару фактов из очень личной жизни...
В сложившемся положении можно всерьез уверовать во все, что угодно.

В реализации и раскрытии всех возможных чувств и эмоций персонажа необъятный талант Лиама Нисона заслуживает откровенной похвалы. Большую часть фильма его герой по имени Мартин Харрис демонстрирует то испуганный, блуждающий взгляд, который в следующую секунду может смениться хищническим прищуром, а нарушенная и неустойчивая координация движений может вдруг полностью исчезнуть и прибавить мужику сил в его нелегких исканиях. Что никак не удается поправить - это полный бардак в голове, в который, ко всему прочему, острыми иглами вторгаются моменты из прошлого. Оно кажется таким реальным, что по ощущениям можно предположить, что видения происходили в жизни Мартина чуть ли не вчера!
Его попытки разобраться с самим собой и окружающими выглядят со стороны не слишком лицеприятно...



Кому-то из зрителей данные обстоятельства могут показаться нелепой случайностью или очень глупой шуткой. Однако чем больше секунд, минут и часов отсчитывает неумолимое время, тем Мартин яснее осознает то, что у него нет дальнейшего плана! Он не знает, что делать дальше, а его метания выглядят, как клиническая шиза... От осознания этого становится жутко, а по спине начинают бегать мурашки. С каждый новым ударом секундной стрелки, следующий становится страшнее предыдущего, потому как выхода из ситуации нет! В том случае, если всё происходящее - лишь плод воображения Мартина, то оно не дает своему хозяину даже малейшего намека на то, что этот кошмар собирается заканчиваться...



И вот он стоит в таком виде на перекрестке дорог, видит своими глазами несущийся по делам поток людей, каждому из которых ни до кого нет дела. В такие минуты приходится на себе всецело ощутить одиночество.
Несмотря на то, что город - единство непохожих, никаким единством тут даже не пахнет! Практически каждый вынужден ощущать себя беззащитной песчинкой во всепоглощающем потоке безразличия и равнодушия.



Что держит нас на этом свете и определяет то, кем мы являемся? Конечно, это наши воспоминания, наше окружение: друзья, близкие, знакомые и удостоверение личности, как официальный документ. А что если всё это находится за сотни миль через океан или утеряно при случайных обстоятельствах?

Этот фильм уникален тем, что он представляет собой обратную форму амнезии, потому как постепенно Мартин Харрис вспоминает о том, кем является на самом деле, а вот все остальные упорно не хотят признавать его аргументы!



В этом плане крайне интересно рассмотреть образ самозванца (Эйдан Куинн), который выдает себя за Мартина. Он тоже чувствует себя не в своей тарелке, особенно в компании психа, который тычет в него пальцами и возмущенно утверждает окружающим то, что на самом деле перед ними никакой не Мартин, а кто-то другой! При этом герой Лиама Нисонона пытается найти поддержку в глазах присутствующих, но упорно натыкается на непонимание, равнодушие, презрение и насмешку.



В противопоставление несчастному мужику авторы ставят таинственного водителя такси по имени Джина (Дайана Крюгер), которая была виновата в крушении и потери памяти своего пассажира. Однако она была единственной из всех, кто бросился на помощь беспомощному Мартину, когда тот начал тонуть вместе с машиной, сорвавшейся в реку. Но, одновременно с благородством Джина скрывается с места происшествия и пытается утаить свою личность от окружающих, а от полиции в особенности. Это провоцирует целую цепочку вопросов в голове Мартина, который начинает потихоньку утрачивать ощущение реальности...
Несмотря на то, что герои противоположны, они на собственной шкуре прочувствовали, что значит, когда весь мир настроен против тебя... Чтобы узнать почему - нужно посмотреть фильм от начала и до конца.



Место действия тоже выбрано не случайно - столица Германии Берлин!
Город вместе с жителями сам страдает проблемой самоидентификации, прямо как главный герой! Берлин пережил национал-социализм, затем был разодран коммунизмом и капитализмом, а теперь перекрасился в республикану и старается забыть о своем прошлом...
Восхитительная аллегория предстает не только на уровне главного героя и общей атмосферы и составляющих её частей! По сути, авторы вместе с тем затрагивают и каждого зрителя, ведь всем нам практически ежедневно приходится носить маски. Её приходится натягивать и на уродливую гримасу мегаполиса, который готов стереть в порошок любого, кто не может приспособиться к законам джунглей...

«Неизвестный» Жауме Серры - это эталон фильма о самопостижении, но одновременно с этим и карикатура на всё общество в целом и на каждого индивида в отдельности.
Фабула ленты заставит зрителя ерзать на стуле от начала и до самого конца и не даст ни на секунду оторваться от просмотра, который поразит своим реализмом и натурализмом.
Развязка даст повод серьезно задуматься не только о затронутых в фильме проблемах и вопросах, но и о том, кем являешься ты сам! Для чего? В зависимости от этого будет проецироваться личный жизненный путь, и совершаться судьбоносный выбор.
Мастерство Жауме Серры заключается в том, что ему удается захватить внимание зрителя с первых кадров не только увлекательным сюжетным повествованием, но и восхитительным воплощением поведения простого человека и его мотивации в определенных обстоятельствах. Благодаря этому два часа хронометража вообще не ощущаются и пролетают на одном дыхании.
Посмотреть стоит обязательно!

Автор: Назин Владислав (nazinvladislav@yandex.ru) ©

- рецензия, - нужно смотреть, Неизвестный Серра Нисон 2011

Up