рецензия - 2010 - Начало / Inception

Feb 08, 2011 00:00




Начало 
Inception

Воображариум Кристофера Нолана.
Когда реальному ничто не угрожает, а нереального не существует - в этом залог покоя?!

год - 2010
страна - США, Великобритания
слоган - «Твой разум - место преступления.»
режиссер - Кристофер Нолан
сценарий - Кристофер Нолан
продюсер - Закария Алауи, Томас Тулл, Джон Бернард
оператор - Уолли Пфистер
композитор - Ханс Циммер
художник - Гай Диас, Люк Фриборн, Брэд Рикер
монтаж - Ли Смит
жанр - фантастика, боевик, триллер, драма, детектив
бюджет - $160 000 000
премьера (мир) - 8 июля 2010
премьера (РФ) - 22 июля 2010, «Каро-Премьер»
рейтинг MPAA - PG-13
время 148 мин.

О чем?
Кобб - талантливый вор, лучший из лучших в опасном искусстве извлечения: он крадет ценные секреты из глубин подсознания во время сна, когда человеческий разум наиболее уязвим. Редкие способности Кобба сделали его ценным игроком в привычном к предательству мире промышленного шпионажа, но они же превратили его в извечного беглеца и лишили всего, что он когда-либо любил. И вот у Кобба появляется шанс исправить ошибки. Его последнее дело может вернуть все назад, но для этого ему нужно совершить невозможное - инициацию. Вместо идеальной кражи Кобб и его команда спецов должны будут провернуть обратное. Теперь их задача - не украсть идею, а внедрить ее. Если у них получится, это и станет идеальным преступлением. Но никакое планирование или мастерство не могут подготовить команду к встрече с опасным противником, который, кажется, предугадывает каждый их ход. Врагом, увидеть которого мог бы лишь Кобб.

В главных ролях:
Леонардо ДиКаприо / Leonardo DiCaprio - Cobb
Джозеф Гордон-Левитт / Joseph Gordon-Levitt - Arthur
Эллен Пейдж / Ellen Page - Ariadne
Том Харди / Tom Hardy - Eames
Кен Ватанабе / Ken Watanabe - Saito
Дилип Рао / Dileep Rao - Yusuf
Киллиан Мёрфи / Cillian Murphy - Robert Fischer
Том Беренджер / Tom Berenger - Peter Browning
Марион Котийяр / Marion Cotillard - Mal
Пит Постлетуэйт / Pete Postlethwaite - Maurice Fischer
Майкл Кейн / Michael Caine - Miles
Лукас Хаас / Lukas Haas - Nash
Тай-ли Ли / Tai-Li Lee - Tadashi
Клер Джир / Claire Geare - Phillipa Cobb - 3 years
Магнус Нолан / Magnus Nolan - James Cobb - 20 months

......................................................................................................................


Положа руку на сердце, после просмотра фильма Кристофера Нолана «Начало» остаешься очень сильно неудовлетворенным и даже разочарованным... Не удается понять причину отсутствия в сценаристах Джонатана Нолана («Темный рыцарь», «Престиж», «Помни») - брата режиссера.
Его работы в проекте не хватало, словно глотка свежего воздуха!

У зрителей уже была возможность ознакомиться с проектом, в котором присутствует только Кристофер - это «Бэтмен: Начало». Вряд ли удастся эту ленту поставить на одну полочку с «Темным рыцарем», где к сценарной работе приложил руку Джонатан.
Так и напрашивается поговорка «Одна голова - хорошо, но две - все-таки лучше».

Если с фильмом «Бэтмен: Начало» - всё получилось как нельзя лучше, то в случае с «Началом» Кристоферу не удалось поразить и удивить, потому как в раскрытии своего видения он без зазрения совести использовал идейные настроения и антураж из четырех отличных фильмов «Темный город» (1998, Алекс Пройас), «Матрица» (1999, Энди и Лари Вачовски), «Тринадцатый этаж» (1999, Джозеф Руснак), «Господин Никто» (2009, Жако Ван Дормель).



Особенно не понравилось то, что зрителю тщательно разжевывают все то, чем команда Кобба (Леонардо ДиКаприо) будет заниматься на протяжении двух часов экранного времени: внедриться в сон другого человека и не украсть его идею, а наоборот, заразить его идеей, которая станет первой ступенькой в развале отцовского дела в монополизации электроэнергии.
Дальше просто идет реализация этого плана и именно на неё отведена львиная доля хронометража, которая не дает зрителю абсолютно никакой пищи для размышлений!

Давайте разберемся по порядку, почему так произошло?
Последние фильмы братьев Ноланов были ценны своей непредсказуемостью и чумовыми поворотами сюжета, они умели держать в напряжении от начала и до финальных титров, а после просмотра зрители пребывали в настоящем состоянии шока, но не оттого, что перед их глазами нагородили непонятную кашу, а совсем наоборот!



Этой главной фишки «Начало» было лишено изначально, потому что, во-первых, вся суть разжевывается почти в самом начале фильма, и, во-вторых, все уже было рассказано  в синопсисе и показано в двухминутном ролике, которые порядком набили оскомину за период ожидания премьеры.

Вспомните продирающую до костей музыку Ханса Циммера из ролика, в фильме она оказалась просто лишней и не смогла точно иллюстрировать видеоряд. С трудом удастся вспомнить, в каком моменте она прозвучала... Что касается саундтрека в целом, то у того же «Темного рыцаря» он был гораздо более звучным и динамичным, но в тоже время каким-то мелодичным и притягательным, в особенности хороша визитная карточка фильма - композиция «A Watchful Guardian».



Завораживающий сворачивающийся город вовсе стал лишь украшением постеров и фоном для диалога, а не ключевым моментом ленты, как того хотелось!

В далеком 1999 году шедевр братьев Вачовски «Матрица» сделал настоящую революцию в кино! И вот спустя долгие одиннадцать лет предпринимается попытка развития интересной концепции постижения реальности через сон, где на последнем уровне нет разницы между действительностью вне сна и вымыслом внутри него. По сути, Кристофер Нолан старается раскрыть то, что уже сделали братья Вачовски!



Чувствуя это, Кристофер специально старается запутать зрителя, дабы после просмотра осталась целая куча вопросов, а значит, фильм может претендовать на звание глубоко философского и крайне интеллектуального.

Но на поверку всё оказывается довольно-таки незамысловато, если принять во внимание все мелкие детальки. Концовка умышленно сделана с претензией на расслоение, но выглядит это достаточно топорно.
Возможно, впечатление было испорчено выходом фильма «Господин Никто» (сентябрь 2009 года) гениального бельгийского режиссера Жако Ван Дормеля.

На этом моменте стоит остановиться подробнее и провести параллели «Матрица» - «Начало», «Господин Никто» - «Начало».



Фильм «Матрица».
Существует компьютерная симуляция жизни, полностью имитирующая привычный нам мир. Есть возможность нелегального выхода за ее пределы реальность! О её существовании не знает практически никто, потому как все население системы полностью уверено в том, что живет в единственно настоящем мире, который на самом деле является лишь симуляцией. Человек, выдернутый из Матрицы, страдает отторжением того, что ему приходится увидеть, потому что не может осознать и принять то, что провел большую часть своей жизни во «сне». Выйти за пределы симуляции простому человеку мешают агенты - это программы, которые призваны находить и уничтожать любую угрозу безопасности и целостности системы. В реальном мире, который полностью разрушен ядерной войной, любого неподключенного к системе пытаются найти и уничтожить орды машин, созданные разумным homo sapiens некогда для помощи себе любимому. Любой может возвращаться в «Матрицу» своим сознанием при помощи хитроумного устройства, которое соединяет его мозг непосредственно с интерактивной программой. Однако есть одно правило: если человека убивают в симуляции, он умирает и в настоящем мире, так как убивают непосредственно его мозг, а тело не может жить без него.
В Матрице есть программа Архитектор - планировщик физических законов и всего того, что окружает людей в симуляции ежедневно! Все вышедшие за пределы системы могут искажать законы, а «избранный» даже противостоять агентам!



Фильм «Начало».
В нашем мире существует некая организация «Коббл-инжиниринг», которая при помощи хитроумного устройства может залезать в сон любого человека и воровать какие-то его секреты и идеи, потому как сознание наиболее уязвимо в таком расслабленном состоянии. В жизни на организацию охотятся спецслужбы (аля машины-охотники). Во сне - проекции сознания (агенты), которые призваны уничтожить любого, кто пытается хоть как-то повлиять на законы и размеренное течение сновидения. Для проведения успешных операций приглашается Архитектор, который смог бы подстраивать сон под нужды команды, планировать местность и пути отхода.
Не слишком ли много перехлестов с шедевром Вачовски?

«Матрица» Нолана показана контролируемым смоделированным трехступенчатым сном во сне с конечной четвертой ступенью - лимбом (ну, прямо так и веет матрешкой и нашими русскими сказками - яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в сундуке, а сундук на цепях на дубе висит).

Если человека убить во сне на первом, втором или третьем уровне - он проснется. Однако в финальной операции было использовано очень сильное снотворное! Это значит, что если один из её участников погибнет во сне, находясь под его действием, он уйдет в неопределенность, так сказать переместится прямиком в своё подсознание - «лимб». Скорее всего больше он уже никогда не проснется естественным образом, потому что на четвертом и самом опасном уровне нет возможности отличить реальность от сна! Это значит человек просто впадет в кому и застрянет в таком положении навсегда...

Что сказать о таком взгляде? В принципе достаточно интересно, однако Нолан старается сделать практически то же самое, что сделали Вачовски, перенеся действия и законы компьютерной программы в человеческий сон. Его интерпретация слишком сильно перекликается с реальностью!


Когда мы спим, нам не приходится испытывать ничего подобного, даже похожего, ибо сознание человека само проектирует видение, делая нас своего рода марионетками, а не архитекторами оного. Скорее всего, мозг использует псевдопамять, то есть сны, как способ уменьшения перегрузки памяти.

Если бы этим процессом научились управлять с тем же успехом, с каким это продемонстрировано в фильме, люди просто придумывали бы себе иллюзорный мир, в который погружались бы при каждом удобном случае, и им бы не нужна была реальность! Этим, кстати, занимался Кобб со своей женой Мол (Марион Котийяр).

Что же касается нормального спящего человека, то его мозг продолжает функционировать. Однако в корне меняется характер его деятельности: во время сна клетки мозга отключаются от окружающих раздражений и начинают заниматься классификацией и упорядочением информации, полученной в период бодрствования. Однако почему же то, что удается увидеть в калейдоскопе видений, так сильно запутано? Ведь редко, когда возможно проследить какую-то логику в растаявшем сновидении после пробуждения.
Это объясняется особенностями мозговой деятельности во время сна, которая резко отличается от упорядоченной работы мозга в состоянии бодрствования.



Ежедневно в сознании присутствует ясное, критическое отношение к окружающему, собственным поступкам и мыслям. Всё это обеспечивается согласованной работой коры больших полушарий как единого целого. Во сне мозговая деятельность становится хаотичной, несвязанной и то, что происходит в это время у нас в голове, можно сравнить с картиной черного экрана, на котором то тут, то там вспыхивают и гаснут различные огоньки. Это происходит потому, что подавляющая масса коры головного мозга находится в состоянии полного торможения, которое движется неравномерно: там, где только что было полное торможение, вдруг происходит частичное растормаживание, и наоборот.

Сон - это своего рода бессознательное состояние, иллюзия, создаваемая на основе образов, а реальность - осознанный сон, подчиняющийся законам и правилам этого мира. То, что представили братья Вачовски, называется перестановкой приоритетов. Что это значит? Попытка машин сохранить не только мир людей, но и себя самих!
Кристофер Нолан попытался сделать проекцию объективной реальности в бессознательный сон, что ставит под сомнение сам эксперимент.

На самом деле хотелось увидеть совсем не это! Интересно было бы понаблюдать за какими-то перегрузками или невосприимчивостью к происходящему, появлению людей и предметов из ниоткуда и пропажа чего-то в никуда. Именно таков сон - это не четко выстроенная Матрица, с земными законами и алгоритмически выстроенными зданиями...



Однако у режиссера есть туз в рукаве - этакий загадочный чемоданчик Сновидений, который помогает героям погружаться в смоделированный сон и перестаивать его по ходу нахождения в нем. Но об этом диковинном устройстве не сказано ни слова и это является главным минусом всего сценария, так как на деле получается, что данная часть просто не продумана! Как работает эта штука?
Ну, выпивается снотворное перед погружением, ну, втыкается катетер в вену всем членам группы и чего?



Каким образом все участники оказываются в одном сне синхронно?
Как Архитектор может залезать в голову к каждому из спящих членов группы и перемещать их всех на определенную локацию?
Почему при этом автор сна не может контролировать эмоции всех членов группы, вследствие чего появляются поезда на проезжих частях и прочая дребедень?
Вместо ответов, в сценарии зияют огромные дыры!

Так же под сомнение можно поставить и пробуждение в момент смерти во сне, который вызван действием снотворного. Обычно в элементарном алкогольном опьянении, если сон и заканчивается плохо, человек не просыпается, потому что организм отравлен токсинами! Снотворное - точно такой же токсин.



Кстати, разве в своем сне по версии Нолана мы не решаем, когда нам умирать?  Ведь человек сам конструирует свой сон, к тому же просыпаемся ежедневно мы вовсе ни от того, что погибаем в иллюзорном мире!

Весьма сомнителен и тот факт, что главная цель группы Кобба - Роберт Фишер (Киллиан Мерфи) не помнит никого из тех людей, кто старался «спасти его во сне от проекций» и внедрить ему идею. Все-таки погрузить человека на четыре уровня в сон - не двумя пальцами об асфальт стукнуть, отпечаток в сознании должен был остаться.



Фишера обучали, как защищаться от внедрения, это обуславливает появление толп охранников, которые начали защищать его во сне от посторонних! А раз такие дельцы есть и они знают о технологии проникновения в сон, логично заключить, что Фишер после того, как проснулся, должен был позвонить кому надо, и команду Кобба могли без особого труда задержать в аэропорту, обвинив в несанкционированной попытке залезть в разум человека!
Но этого не происходит! Почему? Очередной вопрос без ответа...



О грубом плагиате.
Кобб (ДиКаприо) и его жена Мол (Котийяр) погрузились в сон, придумали свой мир и прожили там до старости, создав, по сути, свою форму Матрицы. Однако когда они вернулись в реальность Мол не смогла принять то, что она видела... Ей казалось, что она продолжает спать. В Матрице этим же страдал и Сайфер (Джо Пантолиано), только он в отличие от жены Кобба рвался всеми силами обратно.
А драка Артура (Джозеф Гордон-Левитт) с проекциями при измененной гравитации вообще один в один похожа на зависания в «Матрице».



В фильме «Господин Никто» Немо Никто (Джаред Лето) из-за просчета ангела смог предвидеть последствия каждого своего выбора, в итоге он видел все возможные развития событий каждой из своих жизней. Вариантов его выбора могло быть бесконечное множество, однако нам показали всего девять.

«Господин Никто» и «Начало» повествуют нам об одном и том же, но на разных языках: в фильме Ван Дормеля каждый из олицетворений главного героя Немо является мечтой другого Немо, который в свою очередь является мечтой другого Немо и так до бесконечности.



К примеру - герой беден и у него больная жена, он мечтает быть богатым - хоп и это уже совсем другая жизнь, он мечтает о другой жене - хоп и снова другая жизнь. Однако парадокс в том, что он был счастлив, по сути, только в одной жизни из девяти, представленных в фильме. Пределов и ограничений мечтам героя нет, потому как фильм построен не в форме воронки, где куча событий приводят к единственному, логическому завершению, а древовидно: где каждый выбор героя порождает миллионы возможных вариантов развития его жизни (просто они не показаны). Фильм вышел в сентябре 2009 года.

То же самое и в «Начале», который вышел в июле 2010. По сценарию Нолана у человека есть возможность погружаться в свое сознание на определенное количество уровней, где есть возможность быть кем угодно - все зависит от воображения.
Однако итог один и тот же - по-настоящему счастливым можно быть только в реальном мире! Это доказывает эксперимент Кобба и Мол: даже получив свое счастье, человек будет стремиться обратно в нереальный мир, потому что там ему может быть еще лучше, но вместе с этим эфемерным благом, выдаются и кандалы...



В итоге создается такое впечатление, что Кристофер вдохновился на «Начало» именно после прочтения полного сценария Жако, который тот писал шесть лет с 1996 по 2002-2003. Позже он вышел в Англии и Франции в виде книги. Реализация самого фильма «Господин Никто» заняла четырнадцать лет!
Вот это получился реально шедевр, не похожий ни на что другое.

Так же можно найти и параллели с «Воображариумом доктора Парнаса» (2009, Терри Гиллиам), где, проходя через волшебное зеркало, человек попадал в мир своих желаний и мог стать там кем угодно.



Рушащийся мир сна «Кобба» один в один украден из «Темного города» и «Господина Никто».

Что же касается актерской игры, то ДиКаприо отыграл по шаблону психа из «Острова Проклятых» Мартина Скорсезе, где он, исполняя роль Тедди Дениэлса, точно так же потерял жену и детей. Чувство вины в итоге переросло в сумасшествие, в попытке сбежать от суровой реальности, он придумал себе мирок, где его дети и жена были живы - то же самое случилось и в «Начале». Творение Нолана похоже на возможный вариант развития событий - что случилось с Тедди после того, как ему сделали лоботомию - он стал Домиником Коббом и вновь потерял своих близких...



Если рассматривать фильм, как боевичок - он выглядит очень слабо, если учесть громадный бюджет в сто шестьдесят миллионов долларов, в этом Нолан остался самим собой, ибо в его фильмах спецэффекты - не главное.

Что же касается спорной концовки «Начала», то несложно провести параллели и выявить, что она украдена из фильма «Сайлент Хилл» (2006, Кристоф Ганс), где мать Роуз и ее дочка Шерон погрузились в туман вселенского зла, который окутал маленький городок. Проблуждав в нем длительное время, они не смогли найти выход... Более того, они не просто остались в нем, а вынесли мглу параллельной реальности в наш мир со всеми её обитателями.

Что мы видим в фильме Нолана? Кобб просто не смог вернуться из своего подсознания и остался там счастливый с детьми, то есть он вернулся к началу - к тому, с чего все началось - они с женой внедрились в сон и начали там стоить свой прекрасный мир, пока им это не надоело. Разница лишь в том, что теперь иллюзии всецело и окончательно заменили парню реальность.
Надолго ли? Это самый важный вопрос.



Не понравилось так и же то, что фильм являет нам полностью отрицательный персонаж на главном месте! Кобб - настоящий трус, который после внедрения идеи отторжения реальности собственной жене не может справиться с угрызениями совести, ко всему прочему у него не хватает смелости взглянуть в лицо и своим детям, а на ответственном задании он вовсе подвергает всю команду необоснованному риску от собственной враждебной проекции...

Если после просмотра «Матрицы» ребята в глубине души мечтали стать Нео - спасителем человечества, который прошел длительную эволюцию тела и духа и побывал в лапах смерти, а девчата видели себя Тринити - возлюбленной спасителя, верной ему до конца, то в фильме Нолана не хочется быть ни одним из персонажей. Особенно не хочется быть Коббом, который ради собственной выгоды в виде успокоения чувства вины и возможности видеться с детьми, берется вершить глобальные мировые задачи.

Перед нами очередная жертва иллюзорного мира, каким был Сайфер в «Матрице», то есть простой потребитель, не способный воспринимать реальный мир! Разум затуманен жаждой эфемерных удовольствий, которые он удовлетворяет во сне. Его поведение сродни наркоманскому существованию, когда без очередной дозы наступает неимоверная и неминуемая ломка...

Точно такое же ощущение возникает после просмотра фильма «Начало» Кристофера Нолана у рядового зрителя! Однако тут так и хочется задать коронный вопрос из фильма «Престиж»: «А ты внимательно смотришь?!»

Wake up! Christopher Nolan has you. Knock, Knock, people!

Автор: Назин Владислав (nazinvladislav@yandex.ru) ©

Начало Нолан ДиКаприо 2010, - можно разок глянуть, - рецензия

Up