В Эрмитаже купила две книжечки.
Первая - «Квартира» императора Николая II в Зимнем дворце»
Книга большого фомата, со множеством иллюстраций, её очень приятно полистать, интересно почитать.
(Можете прочитать подробнее здесь:
https://www.hermitageshop.ru/books-and-media/hermitage-editions/002227.html)
Вторая - каталог выставки «Виллем II и Анна Павловна».
В Эрмитаж мы поехали утром третьего января, уже поздним утром. Думали, что все по домам сидят, поедают-допивают)) Как бы не так! Вся Дворцовая была запружена народом, во дворе Зимнего толпа, длиннющая очередь ко входу, к кассам-автоматам тоже очереди. В основном туристы… Мы развернулись.
А в выходные 11-12-го была совсем другая картина. Обычная для зимы. По утрам никакой очереди вообще.
После недавней поездки в Тоскану совсем другими глазами посмотрели итальянскую живопись 15-16 вв,
потом обошли выставку картин из Альбертины,
подивились коллекции книг, собранной нашим университетским профессором Марком Ивановичем Башмаковым (он и отец-основатель 45 интерната, и автор многочисленных книг и учебников, конкурсов «Кенгуру», «Золотое руно» и проч, и проч... -
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2013/hm4_1_345.html)
И, конечно, посетили выставку "Виллем II и Анна Павловна. Королевская роскошь Нидерландского двора"
(
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2013/hm4_1_343.html)
Выставка эта шла аж с 24 сентября. Но осень и начало зимы у нас выдались такие, что свободных выходных не было(((
19 января - закрылась…
Выставка понравилась. Особенно шедевры живописи из коллекции Виллема II.
После смерти короля картины попали в разные музеи. И вот сейчас для выставки их собрали вместе!
Кстати, только в этом каталоге я впервые прочитала в подробностях, что случилось с коллекцией Виллема II после его смерти, какие картины и как попали в Эрмитаж…
Ещё на выставке были предметы мебели, посуда, монеты и жетоны, личные вещи Анны Павловны и её супруга.
Все эти вещи и вещицы было интересно рассматривать. А ещё интереснее было читать в каталоге пояснения к ним) Прекрасный каталог!..
Под стеклом лежала большая книга в бархатном переплёте. Это брачный договор!
Брачный договор между принцем Оранским и великой княжной Анной Павловной, ратифицированный 9 марта 1816 г российским императором Александром I.
С вислой печатью в позолоченной серебряной коробке.
Гаага, Королевское собрание.
Вот как выглядели новобрачные.
Пинеман, Ян Виллем. Свадебный портрет престолонаследников Виллема II и Анны Павловны.
Дерево, масло. Тилбург, Городской музей Тилбурга.
Велейн, Филиппус. Свадебный портрет Виллема II и Анны Павловны.
Гравюра. По картине Яна Виллема Пинемана.
Дордрехт, музей "Хейс ван Гейн".
Жених был хорошо образован, успел проявить храбрость на войне, участвовал в сражении при Катр-Бра, был ранен при Ватерлоо.
Линьон, Фредерик Этьен. Вллем, принц Оранский.
Гравюра. По картине Жозефа Дени Одеваре.
ГЭ
Гребнер, Виллем. Герой Нидерландов (Раненый Виллем II после битвы при Ватерлоо)
ок. 1816. Гравюра по картине Матеуса Игнатуса ван Брее.
Дордрехт, музей "Хейс ван Гейн".
Линати, Клаудио. Портрет Виллема II со Львом Ватерлоо (Вилем, наследный принц Нидерландов) Литография.
Дордрехт, музей "Хейс ван Гейн".
А вот мать принца Оранского.
Королева рядом с портретом сына, будущего короля Виллема II. Интересно, что художник написал несколько вариантов картины, причём на заднем плане портрет каждый раз иной: король Виллем I, Виллем Молчаливый или принц Фредерик.
Ван дер Хюлст, Жан Баптист. Портрет Вильгельмины Прусской.
Ок. 1830-1840. Дерево, масло.
Частное собрание.
Невесте был 21 год. Была одной из самых богатых невест Европы. Хороша собой, неплохо рисовала.
Ферьер, Франсуа. Детский портрет Анны, Николая и Михаила Романовых.
Дерево, масло. Гаага. Королевское собрание.
На выставке демонстрировался собственноручный рисунок юной великой княжны Анны Павловны.
Имп. Мария Фёдоровна поместила рисунок в раму и повесила его в своём кабинете в Зимнем дворце. В 1840 году рисунок вернулся к Анне Павловне. У её внучки королевы Вильгельмины рисунок висел в гостиной дворца Нордейнде.
Анна Павловна, королева Нидерландов. Иоанн Креститель с Агнцем Божьим.
до 1816. По живописному оригиналу Мурильо.
Бумага, чёрный мел. Апелдорн, дворец Хет-Лоо (во временном хранении, принадлежит Королевскому собранию).
Неизвестный художник. Портрет великого князя Михаила.
Копия с портрета 1829 г. Джорджа Доу.
Холст, масло. Гаага, Королевское собрание.
На выставке можно было увидеть некоторые украшения, принадлежавшие Анне Павловне.
Два браслета Анны Павловны с бирюзой.
Нидерланды. Брюссель. Мастер Жозеф Жермен Дютали. Золото, бирюза, чеканка.
Гаага, Королевское собрание.
Два браслета с именем и инициалами носились одновременно на обеих руках: традиция, берущая начало ещё со времён античности.
Бирюза символизировала счастливую супружескую жизнь.
Браслет с портретом Виллема II. Мастер Жан Батист Жозеф Дюшен.
Золото, эмаль, чеканка.
Гаага. Королевское собрание.
Браслет с камеей (портрет Виллема II)
Франция. Париж. Мастер Жан Батист Жозеф Дюшен.
Золото, мрамор, агат, чеканка, резьба.
Гаага. Королевское собрание.
Заодно с украшениями Анны Павловны на выставке имелись и украшения её сестры, в.к. Александры Павловны - парюра из Бриллиантовой кладовой.
(О ней я рассказывала как-то:
http://ne-nai.livejournal.com/32589.html)
Головная повязка, пояс и серьги из парюры Александры Павловны.
Мастерская Дювалей. Золото, бриллианты, серебро, папье-маше, стекло, полировка, чеканка, филигрань.
ГЭ
Считается, что камеи выполнены собственноручно императрицей Марией Фёдоровной.
Парюра - часть приданого в.к. Александры Павловны. Возвращена после её смерти в Санкт-Петербург.
Приданое Анны Павловны занимало сто ящиков. Меха, бриллианты, шпалеры и мебель, туалетные приборы, зеркала, посуда...
Оно было отправлено в Нидерланды на фрегате и размещено в четырёх дворцах.
Предметы "Гурьевского сервиза" из приданого Анны Павловны.
Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод.
Гаага. Королевское собрание.
"Гурьевский сервиз" назван фамилии графа Гурьева, министра императорского двора, в ведении которого находился Императорский фарфоровый завод.
Как-то принц Оранский заказал специально для Николая I художнику Схотелу две картины с морскими видами. Царь в ответ прислал две фарфоровые вазы, на которых воспроизведены эти виды.
Две декоративные вазы с морскими видами.
Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод.
Роспись Щетинина по оригиналу Иоханнеса Христиана Схотела.
Фарфор, роспись надглазурная, золочение.
Гага. Королевское собрание.