Oct 08, 2015 18:41
Кто бы мне разъяснил суть тезиса, завершающего Витгенштейнов "Трактат"? По первому размышлению, он бессмысленный: примешь ли следует молчать во внимание или его проигнорируешь - о несказуемом и так, и эдак умолчишь. На то оно и несказуемое! Так какой же смысл в том, чтобы запрещать и без того невозможное?
Leave a comment
Comments 13
То, что хотел бы я высказать, высказыванию не подлежит,
ибо вот то, что я высказать хотел бы, оно таково,
что, когда его всё же высказать пытаешься, оно бежит,
а когда не пытаешься, ввек не избавишься от него.
Кое-кому в этом видятся контуры некоего совершенства.
Мне же мерещится нечто нелепое: новый наряд короля;
к чучелу чудища не подошедшие зубы, хребет, плавник;
тёмный аккорд вне тональности, вязкое «до - фа диез - ля»;
в муках разбитую мастером вазу склеивающий ученик...
Кое-кто без особых причин именует это соблазном.
Бью себя по рукам, твержу: оставь, не сходи, брат, с ума;
ты, даже в родном диалекте не ориентируясь наверняка,
будучи лишь приложением к вывеске «Генрих» или там «Франсуа»,
ловишь на слове то, для чего не выдумано языка...
и т.д.
Reply
Ведь мысль в любой данный момент…уже дана в виде…симулякров…По той простой причине, что в языке есть…все слова, посредством произвольной комбинации которых можно получить симулякр-ответ, тень ответа на любой вам вопрос…или, по-другому, всегда есть вербальный мир, который сам порождает псевдовопросы, псевдопроблемы, псевдомысли, и отличить их от истинной мысли невозможно…в то мгновение, когда вы уже почти что сформулировали какую-либо истину, вы вдруг видите, что она похожа на существующую ложь, и если вы ее произнесете, она сольется, совпадет с существующей ложью. Приходится молчать.
Reply
Может лучше процитировать этот тезис, а то непонятно о чем собственно речь. Читать же труд Витгенштейна, никакого желания нет.
Reply
Reply
Reply
Reply
К.Прутков говорил "не верь глазам своим". :))
Reply
То, что вообще можно сказать, можно сказать ясно, а о том, о чем нельзя говорить, должно хранить молчание ( ... )
Reply
Reply
Подобные нелепости получаются, наверное, оттого, что мы склонны несказуемое подменять чем-то "имеющим место" в языке, при этом подмену наделяем статусом несказуемого, т.е. ее мним не в собственном значении. Таким вот манером и образуются языковые фикции, они же симулякры. Витгенштейнов запрет, сталбыть, значим как превентивное средство против отравления разума такими псевдосмыслами.
Согласны?
Reply
Reply
Кто бы мне разъяснил суть тезиса, завершающего Витгенштейнов "Трактат"?
1. ну здесь классическое, конечно: если надо объяснять, то объяснять не надо (с)...
2. сам ваш вопрос есть разъяснение тезиса LW... возможно ли говорить (с вами) о том, что вам не ясно (в этом тезисе LW)? что может сказать человек о вашем тумане в вашей голове? разъяснить же здесь значит сказать, что имел LW в виду? то есть, что он видел у себя там в уме, когда говорил свой этот тезис... но как можно разъяснить соль анекдота? или как можно осветить свет =суть =смысл?
то есть о непонятном невозможно говорить... непонятное же - это не высказанное, невысказываемое, невыговариваемое... ведь если выговорил то, что не понимаешь, то есть если выговорил непонятность непонимаемого, то значит ты его понимаешь... о непонятном можно только мычать... ну или молчать... мычать же неприлично... то есть смысл запрета - соблюдение приличий, не более... ;0)
upd:
Дмитрий Быков: - У вас были озарения? И если да, когда они приходили?
Джон Нэш: - Озарений не бывает. В моем ( ... )
Reply
Leave a comment