Возвращались в воскресенье из Оренбурга домой. На трассе нас обогнали два весьма упакованных байкера - кондовых таких, стопроцентных, как с картинки. У каждого через седло перекинута княжна на пассажирском сиденье по байкерской музе, тоже стопроцентной. Не успела выхватить фотик из сумки - ждать они меня будут, что ли))) Фотик достала, сижу, расстраиваюсь - надо было взведённым в руках держать.
Через некоторое время судьба сжалилась надо мной и послала (е-е-е!!!) диво предивное, в наших степях и вовсе невиданное. Какие там байкеры, ну их нафиг - я тут же про них и забыла! Ибо недалеко от села Зеркло Шарлыкского района мы нагнали поисково-спасательный отряд «Синяя птица», который используется для поиска приземлившегося спускаемого космического аппарата с экипажем на борту.
![](http://pics.livejournal.com/nebossanova/pic/0009fewg/s640x480)
Первой с оранжевым пологом идёт грузовая машина, следом - пассажирская. У неё, если приглядеться, сзади два винта - комплекс и плавать умеет))
![](http://pics.livejournal.com/nebossanova/pic/0009g48q/s640x480)
Пассажирская машина
![](http://pics.livejournal.com/nebossanova/pic/0009h8xe/s640x480)
Грузовая машина, вид спереди
Началось всё, говорят, с неудачной посадки «Восхода-2» в 1965 году (экипаж в составе Павла Беляева и Алексея Леонова). При приземлении отказала автоматическая система, и Беляеву пришлось сажать корабль вручную. В итоге вместо привычных казахстанских степей - пермская тайга, из которой экипаж вытаскивали двое суток. Да и то эвакуация состояла в том, что космонавтам пришлось встать на лыжи (!) и по глубокому снегу выйти на поляну, откуда их смог забрать вертолёт.
Тогда Сергей Королёв и обратился к Владимиру Грачёву, основателю и первому руководителю СКБ специальных автомобилей ЗИЛа, с просьбой сделать машину, которой было бы нипочем любое бездорожье. Сергей Павлович знал, к кому обратиться: Грачёв и его команда, начиная с конца 50-х годов, работали над созданием, например, таких автомобилей, которые служили для доставки на стартовые позиции баллистических ракет по любому бездорожью.
Очень часто при разработке транспорта высокой проходимости ставку делают на гусеницы. Испробовали этот вариант и в СКБ. Гусеницы испытывали и металлические, и резиновые, и совсем уж необычные. Представьте себе десятка два полых цилиндров-катков, соединенных эластичной цепью. Катки перемещаются, словно траки гусеницы, и, опираясь на них, машина движется хоть по суше, хоть по воде. Однако, как и в случае с луноходом, испытания показали, что надежность традиционных колес вне конкуренции.
Испробовали грачёвцы и разные варианты приводов и трансмиссий - механические, гидравлические, электрические. С помощью платформы с таким движителем Королёв хотел доставлять ракеты к местам старта. С его смертью интерес к проекту угас…
Но «Синюю птицу» - поисково-спасательный комплекс (ЗИЛ-4906) - для космонавтов конструкторы всё же сделали. Название обусловлено непривычным небесно-синим цветом (весьма заметном и в тайге на белом снегу, и в жёлтой пустыне), и другими необычными вещами. Начать хотя бы с того, что стеклопластиковый (заметьте, не металлический) кузов опирается на стальную раму, а та уж - на 6 колёс, объединенных в 3 ведущих моста. Передний и задний - управляемые, что дает возможность 9-метровой машине разворачиваться буквально на «на пятачке».
Давление в баллонах колёс регулируется водителем: приспустит он шины, и машина проходит по самому слабому грунту, 150-сильный мотор и рационально подобранная коробка передач позволяют брать подъёмы до 300, преодолевать завалы, а независимая торсионная подвеска смягчает тряску, неизбежную при езде по бездорожью.
В рейд «Синяя птица» обычно выходит не одна. В составе поисково-спасательного комплекса - 3 машины. Распределение ролей тут такое.
Пассажирский вариант (его ещё называют «Салон») вместо кузова имеет дополнительную закрытую кабину с кондиционером, рассчитанную на троих (экипажи на «Восходах» и «Союзах» состояли из 3 человек). Причем каждый космонавт при эвакуации может не только сидеть, но и лежать: никто не знает заранее, какая ситуация сложится после приземления. По той же причине здесь предусмотрено и медицинское оборудование для оказания первой помощи. А в экипаж машины, кроме водителя и механика, входит ещё и врач.
![](http://pics.livejournal.com/nebossanova/pic/0009k542)
Грузовая («Кран») несёт на себе «пассажиров» иного рода - шнековый вездеход и механизм (манипулятор) для его выгрузки-погрузки.
![](http://pics.livejournal.com/nebossanova/pic/0009qd9a)
Сам шнекоход (это и есть третья машина комплекса) настолько неординарен, что достоин особого описания. Вместо колёс или гусениц у него 2 полых цилиндра-поплавка с наваренными сверху спиралями архимедовых винтов. При вращении они позволяют двигаться по рыхлому песку, глубокому снегу, засасывающей трясине. Машина уверенно перемещается даже там, где и танки безнадёжно садятся на брюхо. Запаса топлива ей хватает на 4 часа хода. Или считая иначе, по снегу, например, она может пройти около 100 км. Его спасательный отряд может взять с собой на место аварийной посадки спускаемого аппарата в труднопроходимой местности, то есть в том случае, когда такая машина действительно необходима.
![](http://pics.livejournal.com/nebossanova/pic/0009sfcf/s640x480)
Выйдя по радиопеленгу в нужную точку, шнекоход подбирает космонавтов и возвращается. Космонавты переходят в кабину пассажирского вездехода, грузовой взваливает на себя шнекоход, и вся команда направляется к ближайшему аэродрому.
Комплекс «Синяя птица» поступил на вооружение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы ЕГАСПАС СССР в 1981 году. За 10 лет, прошедших до ликвидации Советского Союза, ЗИЛ построил 12 «Кранов», 14 «Салонов» и 5 малых шнекоходов. Впоследствии машины этого комплекса применялись также в центральном аэромобильном отряде «Центроспас», в МЧС и на нефтепроводах государственной компании «Транснефть».
...В отряде, который двигался в сторону Казани пятнадцатого июля, как видно на снимках, отсутствовал шнекоход - он на случай нештатной ситуации должен был находиться в кузове первой машины. Ну и ничего космического не приземлялось в в радиусе 2000 км от Оренбурга, насколько мне известно.
Куда и зачем летела "Синяя птица"? Может, кто в курсе?
Фото взято отсюда:
http://www.popmech.ru/article/4789-sinyaya-ptitsa-kosmonavtov/