Центральной темой Корах является политический конфликт - это общепринято. Менее очевидно, в чем он заключается. Понимание Корах неполно без анализа Бехаалотеха, и потому комментарии Корах, ограничиваюшиеся этой главой, заходят в тупик.
Рассмотренные мной в Бехаалотеха приглушенные институциональные противоречия выливаются в открытый конфликт в Корах. По-прежнему, в первую очередь нас интересует институциональный конфликт между родоплеменным популизмом ("республиканцами") и организованной религией ("теократы"). Однако в Корах гораздо больше внимания уделяется личностному противостоянию, политике персоналий. Институциональный конфликт, выявленный в Бехаалотеха позволяет нам понять коалиционную политику Корах. Понятно, что одной из сторон конфликта явлается сам Корах и товарищи. Кто же им противостоит?
Примитивное прочтение этого конфликта рассматривает его как бинарный, между Корахом с одной стороны, и Аароном и Моше - с другой. Как мы, однако, видели в Бехаалотеха, в этом нарастающем конфликте есть по-крайней мере три стороны: теократы, Левиты, возглавляемые Аароном; популисты-традиционалисты, у которых ранее не было лидера, но сейчас в этой роли Корах; и национальный лидер Моисей, который отчасти стоит над схваткой, и при этом пытается балансировать между фракциями.
Ключевым моментом к пониманию конфликта в Бехаалотеха явилось замещение первенцев Левитами ("вместо", в 8:18). В Корах же основной пункт конфликта - святость всех членов общины и требование эгалитаризма (16:3). Как в 11:16, 11:24 собраны 70 старейшин, так и на этот раз республиканцы представлены видными членами общины. Но в отличие от 11, теперь у них есть лидер, причем из Левитов. Есть у евреев-варягов эта привычка - становиться у руля революции; так с тех пор и повелось.
Республиканцы в интересах народа предъявляют претензии Моисею и теократам: "Вы слишком много на себя берете", "у нас все святые". Моше отчасти признает их правоту, и колеблется между фракциями. В 16:8-16:11 он предъявляет те же претензии к Левитам, плюс: отделились от народа, мало вам привилегий, вы еще добиваетесь статуса священников. И здесь ключевой момент в неверном прочтении происходящего - обычно этот манифест трактуют как обращение к сынам Леви, а именно к самому Кораху. Но обращен-то он к Левитам! При этом встает на места и содержание претензий, и то, что Корах - единственный из Левитов на стороне популистов. Уже из неверной трактовки, что Корах - адресат этих претензий делается вывод, что борьба шла за то, кому этими привилегиями пользоваться - мол, у Левитов они уже, а Корах сотоварищи добиваются того же. Но - не так это было! Вопрос не в том, кому привилегии - а быть ли им в принципе. Именно то, что Левиты их "уже" получили и является корнем конфликта.
Но нет среди республикацев единства. Моисей колеблется между ними и теократами, а Корах - между радикалами и Моше. Если Корах ведет переговоры с Моше, то радикалы Датан и Авирам считают Моисея союзником Аарона, и эти несправедливые, заметим, попреки отталкивают его (16:15). После того, как в ряды республиканцев внесен раскол и лидеры изолироаваны от народа (16:27), лидеры уничтожаются (16:35). Народ ужасается и протестует, не по поводу привилегий, которые беспокоили республиканцев, а по поводу смертей лидеров, методов борьбы (17:6). Моше вроде не идет против народа - но Аарон, используя (17:12) потерю лидеров республиканцами (17:14), окончательно закрепляет за Левитами привилегии (17:23, 25). См. также
анализ Менахем Лейбтаг с более подробным разбором динамики главы и коалиций.
Повторим опять: республиканцы от имени народа - против теократов и Моше, затем Моше присоединяется к требованиям республиканцев, радикалы против Моше, республикацы против теократов, Моше против радикалов, народ в стороне, народ против Моше и теократов, теократы (элита) против народа.
Заметим, что Моше последовательно старается не быть против народа, защищает людей, нац. лидер опирается на поддержку народа - но этого оказывается недостаточно. После разгрома Кораха народ жалуется Моше (17:27); в ответ - молчание; да и что он может сказать!? Новые правила уже идут через самого Аарона (18:1, 1:8, 18:20); ранее Аарон не говорил один, но лишь вместе с Моше. Единственное, что Моисей делает, как он реагирует на жалобы - формализует распределение налогов (18:25). Неочевидно, является ли это легитимизацией поборов, или же ограничением на их использование.
Возвращаясь к институциональному подходу, мы видим, что проблемой оказалось двойственная роль самого Моше - как национального лидера и верховного судьи. Потому Моисей не всегда с народом; иначе говоря, это классическая антимажоритарная проблема. При возникновении внутреннх открытых конфликтов - межфракционного или же народа с элитой, Моше переходит в роль судьи и пытается встать над конфликтом, вмешиваясь в конфликт, лишь будучи атакованным в этой роли. Но поражение Кораха политически ослабило Моше, лишив его противовеса Левитам. Эпоха Синайского иудаизма, когда святость и откровение было достоянием всего народа, подошла к концу и сменяется иудаизмом священников. Эпизод с водами Мерива (20:2 - 20:13) будет лишь неизбежным следствием и окончательным подтверждением этого заката.
(См. также
обсуждение у
lkitross )