Подумай как Эйнштейн Моисеевич

Jul 28, 2010 15:46

Начать можно с вопроса, задавемого Лерой Бородицкой: влияет ли язык на мышление? В интересной статье она приводит ряд примеров того, как

аll this new research shows us that the languages we speak not only reflect or express our thoughts, but also shape the very thoughts we wish to express. The structures that exist in our languages profoundly shape how we construct reality.

Полемика идет между лингвистическими релятивистами и универсалистами, вроде Хомского, полагающими язык наслоением на врожденные структуры мыслительных процессов. Знакомый для нас пример: в русском разные слова, голубой и синий, соответствуют английскому blue, и это влияет на скорость реакции распознавания.

Интереснее, что эта дискуссия выводит нас за рамки лингвистики. В поисках секретов оригинального мышления ведется программа анализа сохраненного мозга Эйнштейна. Из статьи следует, что паталогоанатом самовольно сохранил и препарировал его мозг. Утверждается, что одна из зон мозга, ассоциированная с визуально-пространственным мышлением (inferior parietal region), на 15% больше нормы, что может способствовать невербальному мышлению. Вот что говорил он сам:

Einstein couldn't easily describe the way his mind worked. "A new idea comes suddenly and in a rather intuitive way," he once said. His thoughts moved "in a wildly speculative way." As a theorist, he sometimes solved physics problems by imagining himself riding alongside a light beam or falling in an elevator. "I rarely think in words at all. A thought comes and I may try to express it in words afterwards ...I have no doubt that our thinking goes on for the most part without the use of signs and, furthermore, largely unconsciously."

Told that many people only think in words, he laughed.

В какой степени язык влияет на мышление людей, мысляших не словами? Или, может, это один Эйнштейн такой?

Шмот 4:10: Moses pleaded with God. 'I beg You, O God, I am not a man of words - not yesterday, not the day before - not from the very first time You spoke to me. I find it difficult to speak and find the right language.'

Проводя параллель с "необрезанными губами" (6:12, 6:30), распространено мнение (см. Раши), что речь идет о физическом дефекте или проблемам с речью, что Моше был заикой, косноязычен, тяжел на язык. Но насколько близки слова Эйнштейна и Моше! По-видимому, речь не идет о дефекте, но об их общем исключительном даровании - а сложности возникают у Моисея при облачении своего невербального мышления, в частности - невербального Откровения, в слова.

Если это так, то многие спорные моменты в интерпретациях встают на свои места. Из обсуждаемого, скажем: с проблемой вербализации сода; авторства Хумаша и последних стихов; формата Устной Торы итп. Возможно, кстати, что споры и деления между рационалистами и мистиками отчасти сводятся к разнице в субъективной форме мышления.

Оцени иронию: "народ книги", получивший невербальное Откровение. Поколения еврейских детей штудировали Талмуд -
А еврейский мальчик Алик играл на скрипке.

психика, мидраш-наука, иудаизм, двуязычие

Previous post Next post
Up