Дамы и господа, члены жюри! Сегодня я обращаюсь к вам с апелляцией пересмотреть вердикт убийцы, чье имя почти синонимично с самим убийством - Каина. Хотя и трудно ожидать непредвзятости в отношении человека, порицание злонамеренности которого закреплено тысячелетней традицией, факты дела (
Бер 4:8) говорят иначе. Каин действительно убил Эвеля, однако непреднамеренно, по неосторожности (аналогичная разница между aggravated murder and negligent homicide). Перед вами случай, когда наказание уже вынесено, но нам предстоит определить преступление.
Отсутствие мотива для убийства давно озадачивало комментаторов. В христианской традиции трагедийность этого эпизода - это трагедия жертвы, невинного Абеля, перекликающаяся с жертвой самого Иисуса. Отсутстствие внятной вины Абеля и беспричинность убийства по этой интерпретации лишь подчеркивает злодейство Каина. Тут первое братоубийство является понятным развитием тем греческих трагедий и не нуждается в дополнительных объяснениях. В поисхах мотивов еврейские комментаторы обычно ссылаются либо на дополнительных членов семьи Адама (
Бер Рабба 22:7), либо на интерпретации причин предпочтения приношений Эвеля в Бер 4:3-6. Интерпретация 4:8 между тем совершенно неоднозначна. Русский
перевод по Сончино зловеще подчеркивает что Каин "замыслил против Эвеля, .. и восстал на него". Но злонамеренность сюда вчитана ввиду последуещего убийства и проклятия - так зачастую подходящее преступление подбирается под наказание.
Однако Каин Эвелю сначала "говорил", как Моше Аарону. О чем именно, дискутируется в том же мидраше. Далее Каин "поднялся". Это слово употребляется в тексте в основном положительно, и имеет смыслы как "подняться", так и "определять", "подтверждать", "воздвигать". (
Ястров,
Генесиус) Т.е. получается что Каин Эвеля "позвал", и поднялся с ним (варианты - его, об него). См. Шабат 63а, "R. Jeremiah said in R. Eleazer's name: When two scholars sharpen each other in halachah...they ascend to greatness." , и дальнейшее
обсуждение. И в процессе убил - нечаянно. (Возможно, на это указывает различие hараг-рацах.) р. Нехемия указывает на то, что Каину не у кого было учиться (Бер Раб 22:12). Когда Каин говорит, что не знает, где Эвель, обычно это трактуется как нахальное отпирательство - а между тем мы видим растерянное непонимание. Почему же он был изгнан? Поскольку Абель был нужен Каину для пребывание перед Ним - указание на парный характер иудаизма, опять-же как и в этой дискуссии в Шабат 63а. В том и трагедия Каина, что нечаянно убив любимого брата ("сторож"), он лишился собственной опоры, и тем сам себя и проклял. Аналогично у Воннегута в "Сиренах Титана" непонимающий Малаки своими руками душит лучшего друга, за что и изгоняется с Земли. Дело Каина по-прежнему остается основой для "Не убий", и вариацией на тему золотого правила по Гиллелю.
Или может быть Танах не делает разницы между умышленным и неумышленным убийством? Между тем нюансы намеренных и случайных убийств возникают в разных сценах Чуть ниже, в 4:23 Ламех убивает - но тем и ранит себя же. Моше убивает египтянина в Шмот 2:12. А судьба несчастного пассивного Эвеля отсылает нас к преднамеренному, но несовершенному убийству - акеде Ицхака. Явно эта разница с убийством по ошибке обсуждается в Шмот 21:12-14 и Чис 25:19-25. Очевидно, что ситуация Каина гораздо лучше подпадает под Шмот 21:13, где
обсуждается непреднамеренное лишение жизни, чем под 21:12 или 14, злонамеренное. "Но если он не по вражде убил его, а Б-г подвел ему под руку, то Я установлю тебе место, куда он сможет бежать." См. также мнение Симон бар Иохай в Бер Раба 22:9. В Иешуа 20:3-7 выделяются города-убежища для непреднамеренных убийств, в т.ч. Хеврон и Шхем. (Заметим , что аналогичное использование этих же городов возрождено в 21в. Правда, если в библейские времена это были плановые убежища для непреднамеренных убийц, то теперь это неплановые убежища для предумышленных убийц.)
В этом же эпизоде есть еще несколько интересных мест. В Сота 9б указывается, что у Каина было отнято, то, что у него уже было. В Мидраше в качестве причины спора утверждается, что спорили они о Храме, через параллель "земля - Храм". Контраст между Каином и Эвелем в 4:2 часто рассматривают как конфликт между земледельцем и скотоводом, хотя образ воинственного земеледельца, нападающего на мирного скотовода, странноват. р. Йонатан в 22:8 обращает внимание на то, кто же из них сильнее - видимо Каин, проявляющий инициативу. Используя ту же значение "земли", Каин предстает человеком набожным; к нему же Он и обращаается. Разница же в приеме подношений, кот. рассматривается в категориях
справедливости или поощрения, это разница не столько между персонажами, сколько между типами их жертв. Трактовка Каина с Авелем как иудаизма пары отсылает нас к появлению миньяна при Иосифе. Воможно, что здесь также имеется в виду аллегория организованной и неорганизованной религий (Каин как человек Храма - Эвель как пастырь, ловец душ), и как вариация на параллель Аризаля (Каин - Йитро, Эвель - Моше) мы можем соотнести Каина с Моше и Эвеля с Аароном.
Обычно историю Каина и Эвеля трактуют как борьбу добра и невинности со злом и коварством. Однако мы видим, что при невинном Каине она еше ценнее, трагедия Каина горше трагедии Абеля. Это и указание на необходимость пары с ближним в иудаизме, и предупреждение об опасностях неосторожности при восхождении. Прошу членов жюри признать подсудимого Каина виновным перед людьми лишь в убийстве по неосторожности. Б-жественный приговор отмене не подлежит и остается в силе.