Слухи вместо погромов

Dec 07, 2012 16:31

ЕФ: Что стало последней каплей, перевесившей чашу терпения всех нас, в свое время покинувших пределы бывшего СССР?Антисемитизм? Не все его пережили как личную трагедию, не все с ним столкнулись и не все, кстати, были или считали себя евреями. Чернобыль? В Белоруссии радиация и предательство власти заставли задуматься многих, серьезный фактор, очень. Опасность погромов? Сегодня мы знаем, что слухи, которые в Минске, например, стали чуть ли не ежедневностью в свое время, не были основаны начем то, даже близко напоминающем реальность. Кто то эти слухи распускал и пусть это останется на его совести. Но люди не уехали из за этого. Конечно, существует принципиальная разница между мотивацией группы и мотивацией отдельного индивидуума. Да и есть ли мотивация у группы? Люди, в массе своей простые и советские, сорвались с насиженных мест, бросили все, что было дорого, потому что очень сильно испугались. Каждый по своему и каждый в свое время испугался остаться в стране, которая на их глазах начала разваливаться. Свобода трансформированная в нестабильность не была нужна практически никому и поэтому с израильскими визами в руках сотни тысяч людей рванули сначала в Америку а потом, уже не имея другого выбора, в Израиль. Кроме этого, они испугались перспективы, по прошествии многих лет быть осмеянными своими родственниками и друзьями, к тому времени уже сделавшими свой выбор. Неудачниками не был готов быть почти никто. Отсюда и вселенского масштаба цифры отбывающих.

Я не понимаю как все что было важно перестало им быть для такого количества людей сразу. Не понимаю и никогда не смогу понять, даже несмотря на то, что сам был частью этого психоза.

НС: Отьезд в начале 90х был часто возможностью улучшить жизнь - для большинства уехавших, индивидуально. Но в итоге для народа в целом это оказалось близко к коллективному самоубийству, попытке автоэтноцида.

Как многие уже отметили это происходило слепо-стихийно, как у леммингов. Слухи о погромах итп. распространялись часто как развлечение, вроде детских сказок о "черной руке", щекотало нервы побояться на ночь - но многие поверили в собственные страхи. При этом некоторые активисты такие слухи распускали вполне осознанно и организованно; мне предлагали в этом участвовать.

Слухам подобным я особо не верил, с активистами Памяти можно было вполне говорить. Однако у родни было привычное ожидание, что отдушина может закрыться. Были родня и знакомые, уехавшие до революции, после революции, после войны, в 70е - оставшиеся затем десятилетиями ждали следующего шанса.

К тому времени, как уехали мы половина знакомых либо уже уехали, либо были в процессе. Это получилось не слишком болезненно, и было интересно. Ощущение необратимости уже не было.

Л: Вот это интересно. Поделись воспоминаниями, если можно. Наверняка срок давности давно прошел.
Прекрасно помню ситуацию 1990-91 годов и массово распространявшиеся тогда в еврейской среде слухи. Понятно, что мне никогда никто не предлагал их распространять, потому что знали, что я пошлю предлагающих нах. Но про операцию "Крысы бегут" я и читал, и слышал, хотя выйти на след тех, кто в этом участвовал, даже сейчас очень трудно. Но стоило бы, и хотелось бы знать, какие конкретно структуры в этом участвовали.
2. С активистами Памяти можно было вполне говорить.
Так я и говорил, и ответственно заявляю, что слухи распространяли НЕ они.
А вот в 1992-93-м никто никаких слухов не распространял, хотя злость в народе по отношению к "жидам" была гораздо более высокого градуса.

НС: Да какой тут может быть срок давности... Это не тянет даже на организацию массовой паники. Тем более, что по прошедствии 20 лет это уже слухи о слухах.

Парень, с которым я разговаривал, назовем его Веня, был весьма колоритным местным "активистом еврейской молодежи", т.е. был завсегдатаем еврейских тусовок, и страшным треплом. В отличие от многих, у него были деньги на еврейские мероприятия - он имел возможность снять зал, напечатать рекламку, поддержать кружок; что было много по тем временам. Деньги, насколько я помню с его слов, были от Сохнута и израильтян. Как понятно, все было неформально, лишние вопросы такого типа задавать было категорически не принято, и слов вроде Натив я тогда не слышал. Разговор происходил вокруг весенних праздников 90г, мб. ближе к зиме, к тому времени мы были знакомы года два.

Речь шла о схеме, при которой ему давали деньги, из которых он неявно подкармливал Память, для того, чтобы те могли организовывать свои митинги и демонстрации, по возможности более шумные. Предположительно, они платили своим активистам за участие; речь также шла о том, что иногда им надо помочь с получением площадки итп. Далее, уже в нормальной роли еврейского активиста, надо было обзвонить прессу и потребовать не замалчивать и осветить эту возмутительную антисемитскую выходку, оповестить широкую общественность, знакомых итп. Денег хватало на расширение операции. Другой рукой он координировал/подкармливал Бейтар или нечто вроде, - для противостояния возможным погромам и прочему безобразию.

Насколько я уже позже слышал, эти бейтаровцы рано и массово уехали; сам он еще до-о-олго не уезжал. Сейчас вот обнаружил по его поводу старый пост в ЖЖ, где утверждается, что его спонсировал также Иргун Циони. Автор поста, увы, недавно умер. :(

http://el-finik.livejournal.com/1449921.html?thread=21422785#t21422785

антисемитизм, история, жд-дебаты, бСоюз, диаспора, еврейство, сионизм, сказка

Previous post Next post
Up