Про слова и про явления, которые слова называют

Jan 28, 2014 17:05

Слова летают над предметами. Вот игра.
Показываешь предмет и говоришь, существительное ты загадал, прилагательное или глагол. А тот, с кем играешь, отгадывает.
Вот я показываю ручку и говорю "глагол", дети отгадывают: писать? рисовать? показывать? ставить (оценки)? раскрашивать? вертеть? Пока не отгадают. Если говорю "прилагательное", то загадала синий, красный или тонкий, даже причастие пишущий вполне можно загадать. А если "существительное", то ручка, письмо, буква, стержень, шарик и т.п. Можно еще добавить наречия. Даже с местоимениями можно вариант придумать.
Ну а потом дети загадывают.
Так понемногу можно играть, чтобы отдохнуть и запомнить странные слова, освоить их в игре.
Польза не только в том, что дети начинают запросто употреблять слова "существительное", "прилагательное" и "глагол", но и в том, что они понимают отличие слов от предметов. Слова только называют предметы, признаки, действия, у слов свои свойства. Например, одушевленность существительного совершенно не обязательно совпадает с тем, живой предмет или неживой, и род и пол, конечно, в большинстве случаев не совпадают (у стола и парты нет пола, а у этих слов есть род).

Ну и еще. Мы тут проверяли, когда изучали род, что существительные могут быть только одного рода, а прилагательные - всех родов, как и глаголы в прошедшем времени: стол - по родам не изменишь, а деревянный - пожалуйста и стоял - тоже.
Ну обсудили, что род прилагательных и глаголов нужен им только затем, чтобы подчиняться существительным, чтобы любое существительное могло ими командовать. И числом они приспосабливаются под существительные.
А вот зачемсуществительным измняться по числам? Кто ими командует? Не сразу, но ответили, что число существительного определяем мы, мы им говорим, в каком числе они должны стоять в предложении, исходя из наших потребностей.
Тут мне говорят: Так мы же всем словам приказываем! А я говорю: Нет. Прилагательными командуют именно существительные, и мы не говорим "деревянная стол", можем, конечно, сказать, но это нам надо специально осознанно исковеркать язык, и мы видим это как коверканье и нарушение правил и законов. То есть мы далеко не всем и не во всем словам приказываем. Очень многое язык уже решил за нас.

Вообще интересно, что все непостоянные, изменяемые признаки слов нужны им, чтобы приспосабливаться к чему-то подчиняться чему-то.

окончание, глагол, 2 класс, игра, существительное, языкознание, окончание существительных, грамматика, окнчание глагола, одушевленность, язык, школа, синтаксис, русский язык, окончание прилагательных, с детьми, прилагательное

Previous post Next post
Up