Как мы различали части речи в первом классе

Feb 17, 2013 16:03

Это было десять лет назад в первом классе. У мальчика никак не получалось отличать существительные от прилагательных и глаголов. У него были очень необычные трудности. Тогда на помощь пришли рисунки.
Я рисовала на доске на перемене. Сначала нарисовала нос. Говорю, вот нам письмо надо написать, а букв мы не знаем, будем рисунками рисовать. Вот я что нарисовала? - Нос. - А что еще можно такой картинкой нарисовать? - Нюхать. - Да, нюхать, дышать, а еще носовой, например, или ароматный. Смотри, говорю, давай договоримся так: если я рисую под рисунком стрелку, значит этот рисунок будет обозначать действие (нюхать, дышать), если подчеркну одной чертой, то предмет (нос, дыхание и т.п.), если подчеркну волнистой линией, то признак (носовой, пахучий и т.п.).
Ну договорились. А дальше я рисую глаз. Говорю, как это можно прочитать? - Глаз, зрение, смотреть, видеть, глазной, красивый. Рисую под глазом стрелку, как читаем? - Видеть.
Ну и т.п. Рот подчеркнутый, рот со стрелкой, рыбу, птицу, стрелу и т.п. Так можно переписку целую устраивать, заодно оттачивая умение ориентироваться в грамматических категориях.
А подчеркивать действия можно двумя чертами, предметы одной, признаки волнистой, например. А можно, чтобы дети сами придумали обозначения. А можно прозаично буквами сущ., прил., глагол.

практика, первый класс и не только, с детьми, морфология, язык, грамматика, части речи

Previous post Next post
Up