История картин Храма Иконы Казанской Божией Матери

Jul 03, 2012 00:24


В Коканде есть  небольшая православная церковь, которую построили в 1908 году, и на ее звоннице когда-то  красовался отлитый из ханских пушек колокол с именем «Михаил Скобелев». Затем звонницу снесли, и церковь долгое время служила то  госпиталем, то складом.  С 1959 года  настоятелем в ней служит отец Владимир Сторожук,  с матушкой Марией.



То, что они с Украины, стало  ясно, после первого характерного  «г» матушки. До Коканда отец Владимир служил в  Почаевской лавре, затем в Оше. Оттуда перевелся в Коканд.

Отец Владимир  еле передвигает ноги, сказываются  многочасовые  православные службы и возраст - 88 лет, но с удовольствием открывает для нас Храм,  выносит 12 свечек и велит поставить их перед иконами.  Денег не берет. Как не берет и за Здравие и Упокой, которые мы послушно пишем по его требованию.











Я оглядываюсь вокруг и вдруг замираю - на стенах  православной церкви висят картины. То есть это не иконы, а алтарные образы, которые больше характерны для католической церкви.

На правой стене висит «Въезд Иисуса в Иерусалим»,  на левой «Благословение младенцев», по центру «Иисус у моря»,  рядом с иконами вольная копия с Васнецовской мадонны,  на входе  - вольная копия с Ивановской картины  «Явление Христа Марии Магдалине». Это  было так удивительно! Сам  батюшка Владимир  не знает, откуда они -  когда  он возглавил приход,  картины уже висели. Он не стал их снимать.



С правой стороны -  видите? Вольная копия Васнецовской мадонны.















По возвращению  в Ташкент вопрос о картинах мы адресовали через Фейсбук  человеку, знающему все произведения искусства Узбекистана наперечет - Турсунали Каримовичу Кузиеву. Оказалось, что не мы первые замерли в удивлении перед этими картинами -  когда Турсунали Каримович был в Коканде, он тоже этому  немало удивился и попытался разузнать  о происхождении картин. Ему рассказали очень человечную историю, которой хочется верить, хотя доказательств ее подлинности нет.

После войны через Узбекистан везли пленных, до Бекабада, на строительство гидроэлектростанции. Некоторым везло больше, и они попадали в Коканд или Ташкент, где условия были получше. В Коканд попал  пленный итальянец, который был   изможден и болен. Конечно же, он нашел свою Мадонну,  на восточной  земле в образе Казанской Божьей Матери.  Он часто лепил  из хлеба фигурки Мадонны,  делал наброски карандашом на библейские темы на кусочках бумаги и молился. Кокандцы пытались его поднять на ноги, откормить и вылечить - сжалившись над измученным парнем  сестры храма пошли на хитрость. Им вдруг «срочно понадобились» художественные работы для Церкви - было испрошено  разрешение у начальства, куплены холсты и краски, и художник получил возможность сменить строительные работы на творчество. Конечно же , не обошлось без проблем, об «подрывной деятельности»  узнали в  НКВД, и церковь опять пошла на ложь во спасение. Сказали, что художник всего-то подреставрировал старинные картины, и вернул в Храм. Итальянец не долго прожил после написания своих картин - он похоронен  на Кокандском кладбище, вместе с  остальными 68 итальянцами, и узнать, кто именно это был,  теперь не представляется никакой возможности. Только имя, только годы жизни  и смерти в архивах…

Previous post Next post
Up