В Коканде есть небольшая православная церковь, которую построили в 1908 году, и на ее звоннице когда-то красовался отлитый из ханских пушек колокол с именем «Михаил Скобелев». Затем звонницу снесли, и церковь долгое время служила то госпиталем, то складом. С 1959 года настоятелем в ней служит отец Владимир Сторожук, с матушкой Марией.
То, что они с Украины, стало ясно, после первого характерного «г» матушки. До Коканда отец Владимир служил в Почаевской лавре, затем в Оше. Оттуда перевелся в Коканд.
Отец Владимир еле передвигает ноги, сказываются многочасовые православные службы и возраст - 88 лет, но с удовольствием открывает для нас Храм, выносит 12 свечек и велит поставить их перед иконами. Денег не берет. Как не берет и за Здравие и Упокой, которые мы послушно пишем по его требованию.
Я оглядываюсь вокруг и вдруг замираю - на стенах православной церкви висят картины. То есть это не иконы, а алтарные образы, которые больше характерны для католической церкви.
На правой стене висит «Въезд Иисуса в Иерусалим», на левой «Благословение младенцев», по центру «Иисус у моря», рядом с иконами вольная копия с Васнецовской мадонны, на входе - вольная копия с Ивановской картины «Явление Христа Марии Магдалине». Это было так удивительно! Сам батюшка Владимир не знает, откуда они - когда он возглавил приход, картины уже висели. Он не стал их снимать.
С правой стороны - видите? Вольная копия Васнецовской мадонны.
По возвращению в Ташкент вопрос о картинах мы адресовали через Фейсбук человеку, знающему все произведения искусства Узбекистана наперечет - Турсунали Каримовичу Кузиеву. Оказалось, что не мы первые замерли в удивлении перед этими картинами - когда Турсунали Каримович был в Коканде, он тоже этому немало удивился и попытался разузнать о происхождении картин. Ему рассказали очень человечную историю, которой хочется верить, хотя доказательств ее подлинности нет.
После войны через Узбекистан везли пленных, до Бекабада, на строительство гидроэлектростанции. Некоторым везло больше, и они попадали в Коканд или Ташкент, где условия были получше. В Коканд попал пленный итальянец, который был изможден и болен. Конечно же, он нашел свою Мадонну, на восточной земле в образе Казанской Божьей Матери. Он часто лепил из хлеба фигурки Мадонны, делал наброски карандашом на библейские темы на кусочках бумаги и молился. Кокандцы пытались его поднять на ноги, откормить и вылечить - сжалившись над измученным парнем сестры храма пошли на хитрость. Им вдруг «срочно понадобились» художественные работы для Церкви - было испрошено разрешение у начальства, куплены холсты и краски, и художник получил возможность сменить строительные работы на творчество. Конечно же , не обошлось без проблем, об «подрывной деятельности» узнали в НКВД, и церковь опять пошла на ложь во спасение. Сказали, что художник всего-то подреставрировал старинные картины, и вернул в Храм. Итальянец не долго прожил после написания своих картин - он похоронен на Кокандском кладбище, вместе с остальными 68 итальянцами, и узнать, кто именно это был, теперь не представляется никакой возможности. Только имя, только годы жизни и смерти в архивах…