Затерянный Лангар

Oct 17, 2012 11:17


Запись опубликована Восточный экспресс. Please leave any comments there.

Каждый Лангар  в Центральной Азии имеет своего Лангар-ата, суфия, имя которого и жизнеописание есть в истории и научно доказано. Четыре знаменитых  братства, которые нашли пристанище в Маверранахре,  имеют своих духовных учителей. Известны годы жизни, подвиги во имя веры, творимые чудеса и высказывания, записанные учениками и благоговейно сохраненные.

А  Ташкентский Лангар  совсем не такой. О нем ничего не известно. «Нет сведений» - как сердито сказал Борис Анатольевич  Голендер, на вопрос о Ташкентском Лангаре. Нет сведений ни о чем.

Находится неподалеку от кинотеатра Гунча,  на окраине старого города, в махалле Лангар. Небольшое квадратное однокупольное здание, с  современной простенькой  панджарой, деревянной дверью, выложенное кирпичами без всяких изысков. Пожалуй, только паруса купола, псевдо-гульдаста  и сам купол, выложенный по всем правилам зодчества, покрытый сверху оцинкованным железом говорят о том, что это не просто здание, а мавзолей. Рядом с ним стоит небольшая  мечеть, изуродованная  годами без Бога.
















И вот тут начинаются вопросы. Первый вопрос - когда был построен мавзолей? Учитывая, что документов нет, все предположения не более  чем городские легенды. А они утверждают, что мавзолей возведен  во времена Темуридов. Дескать, ширина  кирпичей у основания  может быть датирована 14 веком. Но в 14-16 веках  на этом месте с большей долей вероятности находилось чисто поле, сам город был немного в другой стороне.  Впрочем, это   конечно не причина  отказаться возвести Лангар, но тогда появляется следующий вопрос - где  мазаристан? За столько веков возле могилы суфия обязательно вырос бы мазаристан.

Его нет. Предположить, что наши предки построили бы дома на кладбище, не представляется возможным. Интересно так же, что на картах Ташкента 18 века , этого Лангара нет, как нет и мечети. Есть махалля, а мавзолея нет. Скорее всего, мавзолей был возведен в конце 18 века, что более вероятно, судя по кирпичам Кокандской эпохи.

Дальше начинается детектив. В 70-х годах по приказу Горисполкома могилу вскрыли, обнаружили захоронения (не забываем, что это городская легенда), и останки вывезли в неизвестном направлении, предположительно в Таджик-аул, который сейчас находится в Казахстане. Такого аула на карте Казахстана я не нашла, вполне возможно, что он был переименован. Конечно же, те кто вскрыл могилу, добром не кончили, в течение года  археологических вивисекторов настигла кара. Вопросы следуют один за другим - зачем нужно было вскрывать могилу и уничтожать останки? Для Узбекистана это не типично. Масса суфийских захоронений благополучно дожила до наших дней, с мощами и мавзолеями, и это не особо трогало Советскую власть. Да, уничтожали мечети и храмы, использовали их под склады и конюшни, но могилы не трогали.

Имени суфия, похороненного в этом мавзолее, не сохранилось. Лангар-ата это не имя. Не сохранилось имен его учеников. Документов, которые бы свидетельствовали о передаче останков верующим, тоже нет.  Нет сведений  о братстве, к которому принадлежал суфий. Ясавийя, что более вероятно? А может быть  Кубра - слишком загадочно все? Ишкийя - не менее мистически? Или Накшбанди - что тоже не стоит сразу отрицать? Ни надгробной плиты, ни могильного камня - деревянный пол, закрывающий земляную насыпь. Все, как любят суфии - никаких следов о пребывании на земле…

К слову мечеть, что находится рядом с мавзолеем пережила бурные времена. В ней были цеха по валянию валенок, по пошиву одежды и прочая производственная деятельность. Расписные васса на потолке были закрашены краской, потолок изуродован железной арматурой, для того, чтобы мечеть не рухнула от вибрации станков. Надо же, вот места больше не нашли… Сейчас там собираются старики, муллы у них нет, по очереди читают Коран, как в старые добрые времена, когда муллой мог быть просто грамотный человек, могущий прочитать Книгу.













Напротив стоит еще одно замечательное здание, чайхана Советская. Постройка середины прошлого века, с большими европейскими окнами, подиумом для курпачей. На углах подиума лежат шахматы, домино, стоит ламповый  телевизор  и старенький советский холодильник «Сино». Время  в этом месте остановилось и больше не двигается. Впрочем, нас это только обрадовало.













Мы - это группа журналистов Лангар, которые пришли посмотреть на ташкентский «якорь». Ощущение двойственное, которое вот так сразу не сформулируешь. Как сказал Бахтиер Насимов - нет души у места, как будто её вынули. И он прав - мавзолеи все дышат, живут и вступают в диалог - это чувствуешь на уровне подсознания. А тут просто мертвые камни.

И где-то в глубине души теплится надежда, что авлийе -святой суфийский дух,  может быть подскажет подстройкой обстоятельств свое имя?:)) И найдется человек, который знает больше чем мы. И расскажет.

А пока над этим местом  плотно висит завеса тайны. Разгадает ее кто-нибудь  или нет - неизвестно.

Городские легенды, Лангар

Previous post Next post
Up