#ТРМЛ 7-10.XII.2017
Поймала себя на том, что трудно писать искренние впечатления. С одной стороны - многое уже сказано лично. С другой - письменный текст имеет влияние, это след, который останется, когда эмоции утихнут. С третьей стороны - слишком много сторон восприятия, и трудно не думать о них тоже.
Ролевой методический лагерь
Об РМЛе я слышала давно, но он долгое время казался мне таким мероприятием ролевой элиты, опытных мастеров, и я ничего конкретного о нём не знала. Потом появилось больше уверенности и интереса, и решила поехать на следующий. К моменту проведения следующего я уже вышла в рмльный круг общения, и уже разрабатывала со шведами по поразившему меня методу, позволяющему сделать игру за два дня. Поэтому первый РМЛ не стал для меня таким шоком, как мог бы, но стал потрясающе полезным опытом сближения с непохожими на меня мастерами, опытом поиска компромиссов, поджимания своего мнения на благо общего дела и прочего роста. Главный вызов РМЛа тогда был содержательный. На этот раз - формальный.
Поиск грани, на которой можно соединить игру и театр. С формой у меня всегда сложнее, в моём мышлении она неизбежно зависит от содержания, поэтому я без сомнений отправилась на единственный поток, где содержательная тема была уже выбрана - "Перфоманс о родине", тем более, что тема очень задевала.
Поток
На нашем потоке мы слушали и узнавали новое о документальном театре, выстраивали доверие и открытость между собой, искали, что такое родина для нас самих, друг для друга, а потом старались создать что-то из этого материала.
В этот раз при разработке было чувство, что я лечу, и много взаимопонимания, и много вдохновения. Может быть, это дело опыта, но даже этюды, в первый раз так мучительно дававшиеся мне на прошлом РМЛе, в этот раз не вызвали отторжения.
На голосовании тоже было менее страшно, чем в прошлый раз, потому что все идеи чем-то были близки и нравились. Конечно, в момент голосования прикипаешь к своей, но всегда чувствуешь, сможешь ты полюбить другую, или нет. Голоса у нас разделились поровну, и когда оказалось, что большинство готово делать игру по обоим вариантам, решали по тем людям, кто стоит только за один вариант, категорически не принимая другого. Когда можешь пережить оба, голосовать намного легче : )
В этот раз мне было легче работать, потому что тройки смешивались и меняли состав (иногда не от хорошей жизни, но порой и просто при смене задач делились на новые команды), многие вопросы решались вместе, и это было гораздо легче и продуктивнее для меня, чем более традиционная изолированная работа ровно втроём.
Не хотела писать здесь о людях, потому что, вроде, всё сказано лично, но кое о чём нельзя не сказать.
В этом году поток вели парами: модератор от игр и консультант от театра. Ведущий нашего потока Саша героически держался в позиции модератора и не вкладывал своего содержания, что, на мой взгляд, ужасно тяжело, и самая трудная роль на свете на РМЛе. Но благодаря этой бережной границе мы как поток чувствовали бесконечную свободу делать то, что хотим. Это потрясающе.
Театральный эксперт Ваня был компасом документального метода и об него, как о скалу, бились наши предложения, пока не состроились в общий резонанс. Это было окно в другой мир, это было довольно позабытое мной в РИ чувство абсолютно другого взгляда на те же вещи, когда в знакомые слова вложен незнакомый тебе смысл, и огромные просторы, которые казались сплошным туманом, обретают понемногу очертания, и проступает новое, интересное, заставляющее любопытно подаваться вперёд и впитывать с жадным вниманием.
Вообще чувство от этого РМЛа - как же здорово быть новичком.
Люблю весь свой поток: обстоятельность Йолафа, вдохновенную смелость Пети, увлечённость Сарё, вдумчивость Кляксы, доброту Ленорана, спокойную работу Нэссы, ответственную решительность Ксюши. Да и не только за эти качества, просто очень люблю вас. И в Москве, окунувшись в другую жизнь, читаю чат, вспоминаю, перекатываю внутри. Такое ощущение, что атмосфера нашей работы опьянила меня эйфорическим вдохновением, и оно продолжает бродить внутри.
Когда мы создавали особое пространство работы в начале, мы писали, что мы хотим, чтобы было в нём. Я написала "любовь", скорее безнадёжно надеясь, что от неё при работе останется хоть тень и воспоминание, но получила стократно, сколько не ожидала, несмотря ни на что.
Поэтому бесконечно, бесконечно благодарна каждому.
Но когда пишу это, думаю, что мне есть, что сказать и остальным. Ведущим других потоков, ведущим рефлексий, игрокам, участникам, старым друзьям и людям-открытиям, которых я раньше не знала. Общее желание сделать так, чтобы всем было хорошо в общем пространстве РМЛа, самоотдача при работе, бережность контактов, честность во мнениях и непримиримая страсть в поиске пути ролевых игр, которые в нас всех живы настолько, что заставляют нас всё это делать.
Наверное, всё это слишком восторженно и пафосно звучит, но я пробую новую честность, которую тоже привезла с РМЛа : )
Наш проект - перфоманс о родине. "Где нас нет".
#девяностые: а тебе слабо залезть на бомбоубежище? доча, не подбирай шприцы, это не игрушка
#детство: я с тех пор любую конфету могу разделить на пять частей, это такой навык мамы
#москва: видишь, вот там олимпийский, его строил твой дедушка
#война: тогда, в первый день победы 60 лет назад, я шла мимо театра советской армии и ещё не знала, что буду здесь жить
#культура: советские фильмы, песни высоцкого, книги стругацких - миллионный багаж, который не разделить с кем-то, у кого нет, как без него разговаривать
#издалека: я чувствую, что вот прошло два года, и я скучаю, а по чему скучаю, не могу определить
#приезжай-к-нам: так же у них все эти просторы, где все такие смотри, свобода! а потом приедешь туда и умрёшь
#студенты: русские солдаты защищали наши дома, поэтому я выбрала специальность русский язык
#больница: тебе нельзя плакать, ты же русская, вы же самый сильный народ на свете
#сегодня: я просто больше не говорю ни с кем о политике, мне страшно даже начинать эту тему, такой блок
#внутри: у каждого есть что-то о родине, что не так, что тревожит, и не можешь об этом думать
Такой примерно диалог услышанных в разное время фраз постоянно происходит у меня внутри, и ещё множество других вторит, пихается, требует внимания к себе, когда я думаю: что такое родина?
Подход нашего потока был именно в этом: собрать калейдоскоп, мозаику всего того, что - родина. О нас, для нас, о и для тех, кто участвует в перфомансе.
Документальность. Стиль. Открытость.
Результат был для меня эйфорическим, - как ещё раз сделать впервые игру. По содержанию - я столько думала об этом одна, столько считала, что нельзя об этом поговорить, а оказалось, что можно. Диалог сразу со всеми, и сердце бьётся, как бешеное. Тепло кухни. По форме - столько нового, что получилось применить, и оно заработало. Огромное творческое счастье.
С точки зрения большого вопроса РМЛа: где игра и театр могут соединиться? - это не ответ, а начало ещё больших вопросов. Для меня границы игры и театра существовали до РМЛа и размылись в моём восприятии теперь. Для кого-то результат полностью противоположенный.
С точки зрения вопроса потока - это ответ. С точки зрения моего опыта - это обновление. И это нельзя переоценить.
Захват движения.
Игра первого потока. Точно покорившая вершины своих вызовов: игра, в которой каждый участник чувствует, что она для него; игра, в которой каждый участник может переключать и контролировать степень своей включённости от главного героя до зрителя.
Киносъёмки и концептуальный финал. Настолько концептуальный, что когда на рефлексии спрашивали про сверхидею, я её описала, а оказалось, что мастера её не закладывали : ) В моём стиле, конечно, шуточка.
Для меня было несколько неожиданных личных выводов от "Захвата движения":
1. Честный, хороший отыгрыш игротехников погружает тебя в ситуацию, преодолевая любое сопротивление. Известная, казалось бы, мысль, но редко кто использует это на полную катушку.
2. Оказалось, что лично мне невозможно открываться без награды - понимания. Удивительно, я всегда считала себя открытым человеком, которому не проблема выворачиваться, но нет.
3. Как только люди говорят о себе, это трогательно. В играх мы заслонены персонажами, и на фоне этого особенно пробивает лично наше.
В этой игре было несколько отличных находок, которые, уверена, обогатят ролевой метод впредь. Описывать ни саму игру, ни находки не буду, потому что очень надеюсь, что её поставят вне РМЛа, и вы сможете в ней поучаствовать.
Обыкновенное Чу.
Игра, вызовом которой была театральность и сопереживание. Чтобы тот, кто смотрел на действие, сопереживал ему не меньше, чем переживал бы участник действия.
Эти вызовы были взяты, и игра оказалась очень сильной по воздействию на участников. О ней тоже трудно что-то говорить, потому что я очень надеюсь, что и она прозвучит вне РМЛа, и очень советую поиграть в неё.
Вот мои личные выводы.
1. Внимательность создателей к деталям - путь к инсайтам участников.
2. Отыгрыш игротехников-актёров - ключ к погружению участников.
3. Сопереживание - сильнейшее чувство, я раньше не знала, что на игре оно может захватить настолько. На играх мы не так часто используем его, а в нём такие же глубины, как в переживании.
На рефлексии один из игроков, с которым мы были в одной позиции, точно описал свой опыт от этой игры: "Как будто побывал в гробу". Для меня это тоже было новое чувственное - как будто ты живой переживаешь смерть. Не такую, как умирание на играх, где умирают наши персонажи, а вот эту глухоту гроба, отсутствие тебя-живого. Впрочем, это не основное в игре, и многие прошли через другой опыт, просто этот был для меня поразительным.
Любовь, беспомощность, выбор, который надо совершить, и чужой выбор, с которым приходится жить, - такие тэги я бы поставила к этой игре.
Очень благодарна этому опыту, потому что на РМЛ не ожидаешь такой силы потрясения, всё же там мы идём навстречу играм, одновременно глядя на них со стороны, а "Обыкновенное Чу" меня схватило за ноги и увлекло на глубину.
Итак
Спасибо большое за этот опыт, за новизну, за неоднозначность. За то, что РМЛ - действительно поле эксперимента, где можно всё, и не страшно быть смелым. За то, что вокруг есть эти удивительные, неравнодушные люди, которые любят и делают ролевые игры. За то, что кроме моего мира есть ещё мир. За то, что хочется жить и работать.