27 декабря в нашей милой балетной резервации я прочитала
чудесное сообщение о том, что с января начнёт свою работу "Класс театральной критики". Как Вы знаете, я не являюсь театральным критиком, я историк, но "Театр! Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души своей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна пылкая молодость!"... В общем как-то так))))
И вот, как Вы тоже уже знаете, я подала заявку, и
меня приняли...
25 января состоялось первое занятие. Рассказываю...
Занятие предусматривало лекцию, а затем и практику. Лекцию читала Анна Гордеева. Она была посвящена своего рода истории балета. Анна рассказала о зарождении балета в XVI веке, как шло его развитие в XVII - XVIII вв., какие изменения произошли к XIX - началу XX в. Я вновь почувствовала себя студентом, а не научным работником))) Лекцию все старательно записывали, потом задавали интересующие вопросы...
После перерыва началась практика. Нам показали запись балета Фредерика Аштона "Конькобежцы". После чего мы должны были за 30 минут написать нечто вроде рецензии, а также определиться, для какого издания она предназначена. Лукавить не буду, я волновалась... Писать рецензии на просмотренные спектакли мне, конечно, не ново, но я пишу их для себя в своём ЖэЖэ))) Я при этом не ставлю своей задачей заниматься строгой аналитикой. У меня - скорее впечатления от увиденного. Я даже шучу: вот будет меня хорошо за 95, наверное, уже тяжеловато будет по театрам ходить, буду перечитывать свои отзывы и вспоминать, что видела и чувствовала раньше))) Читают эти впечатления мои ЖэЖэшные друзья, с ними и обсуждаю... А кто собрался здесь? А вдруг все эти люди владеют супер-профессиональной терминологией? А я знаю только самый элементарный набор зрителя-любителя балета))) Волнительно, чего уж тут скажешь... При этом поймите, волнительно было не писать, волнительно было бы потом ЭТО читать))) Но надо собраться и писать... И я написала следующий текст (перепечатываю сейчас так, как и написала, не исправлю ни одного слова):
То, что мы не увидим в Сочи-2014, или "Мороз и солнце; день чудесный!"
Балет "Конькобежцы" Ф. Аштона, наверное, является одним из самых актуальных в России зимой 2014. После его просмотра возникает сильное желание обратиться к организаторам Олимпийский игр в Сочи для его включения в Церемонию открытия Олимпийских игр. Артисты прекрасно продемонстрировали красоту спорта и "спортивность" красоты. Удовольствие от происходящего, искристость, лёгкость и задор - вот, что присуще исполнителям. Вероятно, именно этим качествам и и отношению следовало бы поучиться российским спортсменам, а главное - чиновникам от спорта, для которых спорт всё больше и больше превращается в подсчёт медалей.
Артисты Королевского балета не думают о количестве медалей и месте сборной в общекомандном зачёте. Они отдыхают и наслаждаются зимой. При том, что снега на сцене немного (он лишь чуть-чуть опускается "с неба"), но зритель его чувствует, как чувствует его запах, хруст и лёгкое "покусывание" щёк этих весёлых конькобежцев. А конькобежцы, действительно, веселы и беззаботны. Глядя на них, даже возникает ассоциации с дореволюционными картинками, изображающими зимние забавы счастливых людей в канун замечательных Рождественских праздников. Они катаются на коньках словно плывут по льду, они улыбаются, даже когда падают, они выполняют некоторые элементы из фигурного катания, они хвастаются друг перед другом своим мастерством, они водят "конькобежные" хороводы (отметим высококлассные проходы паровозиком улыбающихся балерин на пуантах). Словом - "Мороз и солнце; день чудесный!"
Я читала свой отзыв второй. Надо сказать, что помимо общего волнения, я боялась, что буду неоригинальной, что тема Сочи будет повторяться у многих. Но как потом выяснилось, я ошиблась. Эта ассоциация возникла только у такой страстной болельщицы как я))) Многие искренне смеялись на моими дерзостями по отношению к Олимпиаде (не как таковой, как Вы понимаете, а к нашим чинушам)))). Этот смех меня расслабил, я его дочитала до конца уже со спокойной душой. Анна каждому читавшему делала конкретные замечания, но (за что ей большое спасибо) делала это в доброжелательной форме. Как мне показалось, в целом, мой отзыв ей был интересен, замечание мне - использованы довольно "затёртые" слова ("искристость"). Анна, правда, заметила, что связывает это с недостатком времени. Но я, опять честно Вам признаюсь, не смогла бы подобрать другое, даже если бы думала неделю))) Это слово возникло сразу и связано не с ограниченным словарным запасом, а с тем, что я почувствовала... Но видимо в этом и будет заключаться настоящая школа критики: мне надо будет учиться писать не только о себе и для себя, но и для аудитории, которой хочется чего-то более яркого, хочется другого стиля, стиля критика... По крайней мере я буду пробовать))) Хотя работать разными стилями в двух своих жизненных пластах одновременно довольно трудно (я имею в виду стиль критика, который надо стараться освоить, и научный стиль, историка во мне всё-таки никто "не убивал")))) При этом замечу, что ломать свой стиль я не хочу... Я просто хочу научиться чему-то новому, другому, расширить свои горизонты, так сказать...
Первое занятие было интересным! Ты узнаёшь новое не только в теории, но и смотришь неизвестный тебе ранее балет. А главное: потом нам раздали приглашения на балеты Мариинского театра в рамках фестиваля "Золотая маска"!!! Ну красота ведь!!! Бесплатно посетить Большой и посмотреть два балета: "Concerto DSCH" и "Весна священная". Домашнее задание тоже есть))) Нужно написать "приличный" отзыв на один из этих балетов, прислать его до утра пятницы на почту, его выложат на специально созданную страницу на фейсбуке, чтобы мы могли ещё и отзывы друг друга почитать. В следующую субботу будет только практическое, на котором мы будем обсуждать эти рецензии...
Вот так! Я буду и дальше держать Вас в курсе событий)))