Feb 11, 2014 16:31
Название "Русалочка" может вызвать в нашей памяти самые разные ассоциации: кто-то сразу вспомнит сказку Г.Х. Андерсена, кто-то - оперу А. Дворжака, ну а кто-то - и уолт-диснеевский мультик... Образ Русалочки воплощён в самых разных видах искусства. Джон Ноймайер задумал воплотить его посредством языка балета. В 2005 г. состоялось первое исполнение в Дании, в 2007 г. - премьера гамбургской редакции, а в 2011 г. - премьера в России в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Балет на музыку современного композитора Леры Ауэрбах поставлен по сказке Г.Х. Андерсена, но хореограф привносит в балет ещё одну историю - по сути историю самого сказочника. У Г.Х. Андерсена была близкая дружба с Эдвардом Коллиным, но после женитьбы последнего их дружба сошла на нет... В балете переплетена история Русалочки и Принца, Поэта и Эдварда с его супругой Генриеттой, Поэта и Русалочки...
Поэт понимает, что свадьба его друга может стать концом его надежд, эта свадьба приносит ему страдания, его воображение погружает его в водную пучину - родную стихию для Русалочки... При этом зрителю может быть трудно понять: он сочиняет сам эту историю на основе пережитого или это фантазия, в которую он вовлечён и которую изменить уже не может? Это - одна из загадок балета. Периодически в руках у Поэта блокнот, и если в начале кажется, что он сам записывает эту историю, дабы излить свою боль, то потом мы видим, что он как будто читает уже написанное, предначертанное... Эту дилемму усиливает и хореографический текст: при погружении под воду Поэт словно "рисует" Русалочку, он создаёт её образ, пишет её судьбу, но затем уже во время бури он сам словно подчиняется стихии и миру фантазии. Кто он: автор или ведомый некой силой? Дж. Ноймайер, Виктор Дик (исполнитель роли Поэта) и Анастасия Першенкова (Русалочка) не дают однозначного ответа... Быть может, он и тот, и другой... Быть может, одного ответа и нет. Ведь он Поэт, чья душевная организация не подчиняется общим законам природы, он живёт в своём особом измерении...
Русалочка - его образ, его плод. Она "живёт" в водной стихии, окружённая другими морскими существами. Этот мир многообразен, он переливается разными красками, но мир этот холодный, а Русалочка увидела мужчину, чей лик сулил нечто неизведанное, нечто манящее, ДРУГОЕ. Она спасает его во время бури от смерти и понимает, что хочет быть с ним, хочет быть женщиной. Ради того, что зарождается внутри её она готова оставить свой мир, свой облик. Превращение Русалочки в человека было мучительным. Зритель вместе с нею чувствовал эту боль, когда её освобождали от её природного облика (на сцене балерину разматывали из "рыбьей одежды", во время чего её тело ударялось об пол). Но чего не сделаешь ради любимого...
Она с интересом смотрит на своё новое тело, ещё не знает, что с ним делать, оно не сразу слушается её и приносит ей нестерпимые страдания. Каждое движение отзывается дикой болью, но... Но тут появляется Он - Принц, ради которого она пожертвовала своей сущностью. Правда он не знает, что именно ей он обязан своей жизнью, т.к. думает, что спасла его прекрасная незнакомка. А Русалочка ещё не знает, что эта незнакомка окажется с ними на корабле, пассажиры которого гуляют, наслаждаются жизнью... Она не может разделить их радости по воле судьбы (или по воле Поэта), а по воле хореографа сидит в инвалидном кресле. "Не женщина и не русалка". Она - маленькое, съёжившееся создание, вынужденное наблюдать со стороны за зарождающейся любовью мужчины и женщины. Когда она всё-таки оставит кресло, её движения будут угловатыми, нелепыми (как и морской костюм, который она надела). Она не может соперничать с весёлой кокеткой в розовом. Раздаётся удар в музыке, отзывающийся и в её сердце...
Но чего не сделаешь ради любимого... Русалочка пытается привыкнуть к новому облику. Но даётся это нелегко. Второе действие начинается с её жутких страданий в замкнутом пространстве, когда она бросается как рыба об лёд на стены, когда она "задыхается" от тесноты. А продолжаются страдания на свадьбе Принца, где она вынуждена быть подружкой невесты. Она стала ещё "более человеком" - одета как и все другие подружки в розовые платья, обута уже в пуанты. Вместе с человеческим телом испытывает она и человеческие страдания, избавление от которых может принести только убийство Принца. Но если оперная Русалка сразу понимает, что не может согласиться на это, то балетной предстоит ещё мучительная борьба. Она бросает нож к ногам Морского колдуна, но он продолжает "уговоры", она отказывается, но он не отступает... И вот нож в её руках, она даже замахнётся на него... Столкновение с Принцем, нож выпадает из её рук, Принц не понимает, что происходит и решает пошутить, разыгрывая, что он закололся и умер... И вот только тогда, когда она увидела "умершего" возлюбленного, она понимает, что причинить боль любимому нельзя... В этот момент она становится настоящим человеком, уже не телом, а душой... Мгновение спустя Принц "оживает". Русалочка счастлива, к тому же он ей даёт надежду на совместное счастье, их диалог чуть было не закончился поцелуем, но в очередной раз Принц отшутился и ушёл, ушёл от неё навсегда... Принц (в прекрасном исполнении Георги Смилевски) вообще большой шутник: он улыбается, развлекается и не замечает (или не хочет замечать) страданий Русалочки. Такая же весёлая и его Принцесса (Наталья Сомова). И их чувства не кажутся глубокими, в отличие от чувств Русалочки...
Покинутая Принцем, она вновь бьётся как рыба об лёд в замкнутом пространстве, пока не падает почти бездыханной. Но её страдания не одиноки, страдает и Поэт... Их пронзительный дуэт усиливается дуэтом их теней. Что это? Их одинокие отражения? Или может быть всё это было на самом деле, а отражено то, что войдёт в историю мировой культуры? Опускается ночь, появляются на небе звёзды, Поэт и Русалочка возносятся на небеса. Мы так и не узнаем что это: чьё-то сочинение, фантазия Поэта или реальность. Ясно одно: если ты любишь, то не сможешь причинить боль любимому, а ради его счастья будешь готов страдать сам...
P.S. Абстрагируясь от самой истории Поэта и Русалочки, хочется отметить выдающуюся работу хореографа-интеллектуала Джона Ноймайера и прекрасной балерины Анастасии Першенковой, чей блистательный драматический талант вызывает восхищение!
театр МАМТ,
Смилевски Георги,
"Русалочка",
Першенкова Анастасия,
Ноймайер Джон,
балет,
Сомова Наталья,
театральный сезон 2013-2014