Знаки, возникающие у практикующего средних способностей
Для практикующего средних способностей знаки будут проявлятся не в непосредственном опыте, а в том, что называют "медитационным опытом". В данном случае под этим подразумеваются гипнагогические видения, возникающие между состояниями бодрствования и сна.
Данный опыт подразделяется на два вида: визуальный и когнитивный. В случае визуального опыта или видений, вы на деле не видите, потому что находитесь в состоянии между бодрствованием и сном. То есть в состоянии, когда вы находитесь не в глубоком сне, а в легком и можете проснуться. Это не является состоянием сна как таковым, потому что ваши чувства могут все еще немного работать, подобно тому как они работают во время бодрствования. Поскольку вы только частично спите, видения могут казаться такими же реальными, как и опыт, получаемый в сотоянии бодрствования, подобно тому, как сны кажутся вам реальными пока вы спите. Когда вы видите что-то в полупробужденном состоянии, это называют "визуальным опытом" или "опытом видения". Это объясняли Мачик Лапки Дронма и другие.
Несмотря на то, что вы не спите, вы проваливаетесь в сон и ваши глаза, скорее всего, закрыты. Не путайте это с тем, когда вы думаете о чем-нибудь, или когда что-то приходит вам в ум. В случае визуального опыта, вы спонтанно начинаете что-то видеть, а не думаете о чем-то, и у вас возникает картинка об этом. Это происходит само, и вы видите это также отчетливо, как вы видите что-то внешнее или физическое во время бодрствования.
Согласно махасиддхе Карме Пакши, если у вас возникает видение божества в полупробужденном состоянии, то это засчитывается за подлинное видение божества. Однако, не запутайтесь, считая, что все возникающее в полусонном, пробужденном состоянии является видением. Например, в полусонном состоянии вы можете увидеть умерших людей или места, в которые в будущем отправитесь. В тексте сказано, что они, скорее всего, возникают вследствие вашего думания о них. Соответственно, здесь проводится разделение между возникающим как объект мысли и возникающим как визуальный опыт, в обоих случаях в условиях полусна, полубодрствования. Согласно тексту, поскольку вы находитесь в состоянии между сном и бодраствованием, то визуальные образы, возникшие вследствие вашего думания, бессмысленны. Не путайте их с подлинным видением.
Если у вас появилось видение божества в полусонном состоянии, то вы не можете проверить его теми же способами, которые вы применяли в состоянии бодрствования. Другими словами для того, чтобы проверить подлинность видения, когда оно возникло у вас в состоянии бодрствования, вы можете визуализировать себя как гневное божество, произнести мантры и так далее. Здесь, вы не можете этого сделать, потому что вы полуспите. Как тогда вам проверить является ли это подлинным видением божества или вмешательством Мары? Вы не можете проверить этого, обратив внимание на ясность и качество видения. Например, вы можете думать, что если форма божества появилась невероятно отчетливо, ярко и красиво, тогда это подлинное видение божества, а если форма божества низкокачественная и нечеткая, тогда видение не подлинное. Это не так. Исходя из ясности вашего видения божества невозможно судить о его подлинности, на деле ясность связана со степенью очищения ваших омрачений. По ясности видения невозможно определить его подлинность.
Основным способом проверки подлинности видения является сопутствующий его запах. Если видение сопровождает очень приятный запах подобный благовониям, но не благовониям сделанных из животных, к которым относится, например, муск, то это определенно видение божества. Если же видение сопровождается неприятных запахом, например, запахом гнили, чеснока или экскрементов, то это вмешательство негативного духа.
Другой способ проверки подлинности видения связан с вашим состоянием ума после того, как видение растворилось или исчезло. Как только вы пробудились от видения, посмотрите на свой ум. Если он ясен и полон радости, тогда это определенно видение божества. Если ваш ум подавлен, затуманен и туп, тогда нет.
Другим видом опыта является когнитивный опыт. Это может быть ощущением языка или слов: вы можете воспринять это как звук или как информацию. В данном виде опыте вы ничего не видите, у вас нет видения формы божества. Вы слышите или воспринимаете слова, где божество или кто-то или что-то, к лучшему или к худшему, указывают что произойдет, или вы получаете инструкции как убрать препятствия, развить свою практику и так далее.
Если это подлинные наставления или предсказания от божества или дакини, то они действительно произойдут и переданное действительно вам поможет и приведет к опыту и постижению. Если это вмешательство духа, тогда, даже если предсказание сразу же сбудется, оно тем или иным образом навредит или помешает вашей практике. В данном случае, даже если оно сопровождается некоторыми положительными проявлениями, например, приобретением богатства, тем не менее, если вы последуете полученным наставлениям, они тем или иным образом постепенно приведут вас к неблагим действиям.
Также может случится, что мирская дакини станет проверять практикующего. Обычно они проверяют тех, кто достаточно близок к реализации, но Карма Чакме приводит это также и для практикующих средних способностей. Мирские дакини могут передать множество точных предсказаний о будущем. Проверка заключается в том, как вы будете относится к полученным предсказаниям. Если вы станете горды и высокомерны по причине того, что вы получили множество точных предсказаний, тогда посредством своей гордыни вы отделите себя от источника предсказаний и с этого момента они перестанут сбываться. А поскольку вы предполагаете, что предсказания были переданы вашим йидамом или дакинями, в вас зародится сомнение в йидамах и дакинях, и это может создать проблемы с самайей и привести вас на ложный путь.
В любом из этих случаев, если вы получили наставления или предсказания, и предсказания сбылись, воздержитесь от высокомерия. Не считайте, что вы какой-то особенный, это всегда приводит к проблемам. Думайте об этом, как о благославлении божества, а не как о вашем особенном качестве или как о вашей экстраординарной способности. Если предсказания не сбываются, тогда не беспокойтесь о них, и, если вы думаете что предсказания пришли от йидама или дакини, не используйте это как основу для сомнений.
Лучшее, что можно сделать с описанным опытом, это пребывать в просторе воззрения, или, другими словами, воспринимать сущностную равность или один вкус любых полученных наставлений или предсказаний. В случае практикующего традиций Махамудры или Дзогчен, если всякий раз, когда приходят какие-либо наставления, предсказания или видения, практикующий сможет пребывать вне фиксации на них, тогда вне зависимости являлось ли это подлинным опытом божества или вмешательством мары или духа, оно не приведет к каким-либо проблемам, а вместо этого принесет благо. Даже если опыт явился вследствие вмешательства Мары, тогда посредством пребывания вне фиксации на опыте, он не помешает вашей практике. Если это было подлинным видением или наставлением полученным от божества и вы фиксируетесь на нем и становитесь высокомерным, тогда хотя оно и пришло от божества, этот опыт помешал вашей практике. В лучшем случае вы должны пребывать в воззрении, в худшем в любящей доброте, сочувствии и бодхичитте свободной от фиксации. Если вы делаете так, тогда не важно кто дал вам предсказание. Оно не станет препятствием, и вы сможете привнести его на путь пробуждения.
В полусонном состоянии в небе перед вами могут появиться слова, слоги или буквы, или вам могут дать книгу, текст, кусок бумаги или свиток, которые содержат информацию, предсказания и наставления. Примером этого служит видение Кармы Чакме Ринпоче, послужившее источником "Наставлений Великого Сочувствующего", упоминавшееся в этом тексте. Даже в подобных случаях, когда вы получаете в видении что-то, что определенно приносит благо вам и другим, например, наставления и точные предсказания, очень важно не возгордиться этим. Как говорилось ранее, если вы возгордитесь о таких вещах, они станут проблемой вне зависимости от источника их происхождения.
Кроме этого может возникнуть опыт как будто вам кажется, что вы видите сквозь плотные объекты или, в некоторых случаях, вы чувствуете, что можете пройти сквозь них. Такое случалось во время ритрита в монастыре Трангу. Начиналась сессия и все находятся в своих комнатах, никто не выходит из них через двери, и все равно кто-нибудь оказывался снаружи. Здесь текст главным образом говорит об опыте, в котором кажется, что вы способным видеть сквозь твердые объекты, например, сквозь горы и здания, слышать происходящее на большом расстоянии от вас или знать вещи, которые скрыты, например, мысли других людей.
В последнем случае, очень важно не принимать это за подлинное экстрасенсорное восприятие или за сверхвосприятие. Потому что это просто опыт, и он может быть как подлинным, так и нет, поэтому вы не можете основывать свои решения или действия на подобном виде опыта. Например, у вас может быть ощущение, что вы знаете что думают другие люди подобно тому, как если бы всё, происходящее в их уме, было устно ими озвучено. Когда у вас возникает такой опыт, то кажется что вы знаете каждую возникающую у людей мысль, но здесь есть два варианта, либо вы действительно знаете, либо нет. Ведь все это может быть вашим воображением. В случае появления подобного опыта, не уходите в гордыню, не надувайтесь и не объявляйте, что у вас есть сверхвосприятие.
(c) перевод с английского "Karma Chakme's Mountain Dharma as taught by Khenpo Karthar Rinpoche, Volume Three"
SARVA MANGALAM