Махашуньянанта спросил: "О Учитель, Бхагаван, пожалуйста, объясни как в результате такой практики возникают медитационные переживания."
Он ответил: "О Ваджра Ума, осознавание обнаженно раскрывается во всех тантрах, устных передачах и практических наставлениях прошлого. Среди этого я опишу не более, чем малую часть вариантов возникновения знаков медитационных переживаний. Вследствие невообразимой сложности конституций и способностей отдельных существ, существует невообразимое множество видов переживаний. Таким образом, поскольку я осознаю это отсутствие однородности, знай, что я буду говорить в наиболее общих терминах.
Неопределенное, невообразимое разнообразие медитационных переживаний невыразимо. Но учителя, обладащие большим опытом, которые искусны в разъяснении этапов (бхуми) и путей и имеют экстрасенсорное восприятие, вследствие силы их великой мудрости, обладают знанием и ясностью. Хотя видьядхары, начиная от полной зрелости до контроля над своим сроком жизни, могут быть не знакомы на собственном опыте со способами возникновения переживаний, они непосредственно знают их экстрасенсорным восприятием. Даже без этого, они могут освободить других от их переживаний посредством адаптации и интерпретации наставлений.
Например, девы, риши, брахмины, ачарьи и прочие, практикующие самадхи, развивают самадхи посредством сосредоточения на различных семенных слогах. В результате, для каких бы задач эти слоги не использовались в медитации, позже они могут решить эти задачи посредством рецитации данных слогов. И на какую бы болезнь они не концентрировались, позже они могут помочь мужчинам и женщинам посредством рецитации данных слогов для этой болезни. Подобным образом, видьядхары могут интуитивно идентифицировать все болезни, или, посредством раскрытия методов медитации и начитывания для данной цели, они могут рессеять все болезни кроме тех, что неизлечимы вследствие прошлой кармы. Поскольку это так, само собой разумеется, что они могут быть гидом для переживаний йогина на пути.
Если дурные учителя, у которых отсутствует какое-либо из данных качеств, дают наставления ученикам и говорят, что все эти переживания возникнут в потоке ума данного практикующего, они обманывают как себя, так и других, и жизненная сила их учеников станет добычей мар. Почему? Внешние беспокойства, например, магические проявления богов и демонов, внутренние беспокойства, куда включены различные физические болезни, и тайные беспокойства непредсказуемых переживаний радости и печали, все они могут возникуть. В своих наставлениях касательно ума дурные, глупые учителя объясняют причины, по которым возникают такие переживания, однако, когда переживания возникают, они их не распознают и ошибочно принимают за болезни. Далее они усугубляют ситуацию обвиняя в этих переживаниях демонов. Они думают, что беспокойства предвещают смерть, и настаивают, что их ученики должны прибегнуть к предсказаниям, астрологии и медицинскому лечению. Потом, если ученики увидят лица демонов и вредоносных существ, они могут прибегнуть к различным ритуалам и другим контрмерам. Но что бы они не делали, всё это вредит и не приносит даже малейшую пользу, в конечном итоге, им остается только умереть. Таким образом, как будто учитель дал им смертельный яд, он становится марой для своих учеников. Внимательно обдумай это и применяй искусные средства!
Когда с медитацией знакомят, используя специальную терминологию, например, випашьяна, существует множество разъяснений этапов пути. Здесь, на нашем пути, памятование сравнивается с пастухом, а мысли с коровами. Постоянное, ясное проявление мыслей, непрерываемое различными выражениями надежды и страха, радости и печали, называется опутанным памятованием. В общем, существуют некоторые знаки успеха для практикующих, которые берут проявления и осознание как путь. У тебя может быть впечатление, что все твои мысли сеют хаос в твоем теле, речи и уме, подобно валунам, скатывающимся с крутой горы, сокрушающими и уничтожающими всё на своем пути. В результате всех своих мыслей ты можешь ощутить сильную боль в своем сердце, как будто тебя пронзили острием оружия. У тебя может быть экстатичное, блаженное чувство, что ментальный покой, это блаженство, а движение, это боль. У тебя может возникнуть видения всех явлений как частиц чистых, ясных цветов. Ты можешь испытывать невыносимую боль по всему телу, начиная от кончиков волос на голове до кончиков ногтей на ногах.
Или у тебя может быть ощущение, что вредны даже еда и питье, так как ты мучаем различными недугами, входящими в 404 вида идентифицируемых, сложных расстройств ветра, желчи и слизи, и так далее. У тебя может быть необъяснимое чувство паранойи относительно встреч с другими людьми, посещения их домов или пребывания в городе. У тебя может возникать навязчивая надежда найти решение в медицинском лечении, предсказаниях и астрологии. Ты можешь испытывать такую непереносимую агонию, что будет казаться, что твое сердце разорвется. Ночью ты не сможешь заснуть, а если даже сможешь, то, подобно тяжелобольному, ты будешь часто просыпаться. Когда ты просыпаешься, твой ум наполнен скорбью и ты несчастен, подобно верблюду, потерявшему своего любимого детёныша. Будучи уверенным, что тебе все еще нужно обрести некоторое знание или понимание, ты стремишся к нему подобно томимому жаждой, который стремится к воде. Все виды мыслей, произрастающие из омрачений пяти ядов, возникают одна за другой, и нестерпимо ты должен следовать за ними. У тебя могут быть самые разнообразные опыты препятствий речи и респираторные заболевания. Могут возникнуть многообразные переживания - они называются переживаниями, потому что все мысли являются выражениями ума, а все проявления радостей и печалей переживаются так как есть и не могут быть выражены словами - все переживания радостей и печалей одновременно забываются и исчезают. Ты думаешь, что в каждом внешнем слышимом звуке и увиденной форме для тебя есть некий особый смысл. Думая, что в знаках и приметах, которые присутствуют во всем, что ты видишь и чувствуешь, включая чирикание птиц, есть что-то, что нужно узнать, ты вовлекаешься в навязчивую спекуляцию. Или все внешние звуки и голоса, включая исходящие от людей, собак и птиц, могут казаться подобными шипам, пронзающими твое сердце. Вследствие параноидального чувства, что все клевещут и высказываются против тебя, возникает невыносимый гнев. Когда ты услышишь и увидишь, смеющихся и шутящих, людей, ты можешь среагировать негативно и с чувством, что они смеются над тобой, ты можешь устно им отомстить. Вследствие опыта собственного страдания, когда ты наблюдаешь других, ты навязчиво желаешь их счастье. Поскольку твой ум наполнен постоянный потоком беспокойств, страх и ужас возникнут относительно оружия и даже твоих друзей. Таким образом все явления приводят к возникновению различных видов надежд и волнений. На этом этапе, когда ты ложишься спать, у тебя могут быть видения других людей, которые придут к тебе следующим днем, и когда ты рассмотришь видения их лиц, форм, умов, бесед и демонов и так далее, неконтроллируемо возникнут страх, гнев и навязчивые привязанность и ненависть, и ты не сможешь уснуть.
Некоторые проливают множество слез вследствие их уважения и преданности к их учителям, веры и преданности к Трем Драгоценностям, отречения и разочарования в сансаре и сильного сочувствия к живым существам. Некоторые люди могут обнаружить, что все их страдания исчезли и их умы ясны и наполнены восторгом, подобно чистому пространству. Грубые переживания могут предшествовать данной ясности. У тебя может быть впечатление, что боги или демоны действительно уносят с собой твою голову, конечности и жизненно важные органы, оставляя позади след пара, или у тебя может быть просто ощущение, что это происходит, или это может произойти во сне. После этого, все твои страдания исчезнут, и ты испытаешь ощущение экстаза подобное небу без облаков. В разгар этого, могут возникнут четыре памятования и различные виды приятных и грубых ощущений. Гуру, которые правильно учат этому пути, должны знать и понимать, что эти опыты неодинаковы для всех, поэтому имей это ввиду!
У тех, кого преобладает элемент огня, акцентирован опыт блаженства. У тех, кого преобладает элемент земли, акцентирован опыт смутности, неясности. У тех, кого преобладает элемент воды, акцентирован опыт ясности. У тех, кого преобладает элемент воздуха, акцентированы грубые, резкие ощущения. И у тех, кого преобладает элемент пространства, акцентирован опыт пустоты. После того, как все приятные и грубые ощущения исчезли в пространстве осознания, нет нужды видоизменять мысли. Напротив, позволяя им быть так как они есть, всё возникаемое теряет свою способность помогать или вредить, и ты можешь пребывать в этом состоянии. У тебя также могут быть необычайные переживания блаженства, ясности и неконцептуальности, видения богов и демонов и небольшая мера экстрасенсорного восприятия. Каналы и элементы, от одного существа к другому, функционируют различным образом, поэтому те, у кого преобладают элементы земли или воздуха, обычно не имеют опыта экстрасенсорного восприятия или видений. Экстрасенсорное восприятие и видения преимущественно случаются с теми, у кого преобладают элементы огня или воды.
И теперь, чтобы классифицировать различные уровни названиями: высшее видение с одноточечным памятованием, в котором движение и памятование объединены, называется "прозрением". Если в это время преобладает покой, это называется "союзом покоя и прозрения". В каком смысле это видение является высшим? Ранее, даже если ты очень усердно наблюдал, твой ум был омрачен подсознательным движением, вялость и тупостью, поэтому мысли было тяжело увидеть. Но теперь, даже не прилагая больших усилий, познаются все возникаемые мысли, и ты замечаешь их необычайно хорошо. Касательно видений опыта на этом этапе, для некоторых созерцателей, куда бы они не посмотрели, всё возникает как формы божеств и как движущиеся бинду. У некоторых возникают различные семенные слоги, света и самые разнообразные формы. У некоторых возникают буддаземли, неизвестные земли, мелодии, песни и речь различных неизвестных существ, неопределенное разнообразие, танцующих и выражающих себя различные образом, вир и дакинь. У некоторых все видимое глазами, все звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения проявляются как разнообразные знаки и приметы. У некоторых может возникнуть впечатление, что они наблюдают существ обладающих и не обладающих формой посредством экстрасенсорного восприятия.
После глубокой медитации данным образом, любая разновидность радости или печали может вызвать объединение памятования и концептуализации. Далее, подобно распутывающейся змее, всё, что проявляется, растворяется во внешнюю среду. Потом, кажется, что все исчезает само, в результате чего происходит естественное освобождение. Проявление и осознание становятся одновременны, поэтому кажется, что явления освобождаются сразу же в момент их наблюдения. Таким образом, возникновение и освобождение одновременны. Как только явления возникают из собственного пространства, они обратно освобождаются в собственное пространство, подобно молнии, которая сверкает в небе и исчезает обратно в пространство. Поскольку это возникает посредством наблюдения внутри, это называют "освобождением в просторе". Все эти, по факту, являются объединением памятования и проявлений, влекущим за собой одноточечную концентрацию внимания.
После того, как все приятные и неприятные видения опыта растворились в пространстве осознания, сознание пребывает в собственной незапятнанной, сияющей ясности. Какие бы мысли и воспоминания не возникали, не цепляйся за эти переживания, не видоизменяй и не суди их, позволь им проявляться, в то время как они бродят туда и сюда. Действуя таким образом, усилие связанное с ясным, стабильным восприятием, как это было в случае мыслей воспринимаемых сжатым памятованием, растворяется само по себе. Подобное усилие приводит неудовлетворенный ум к навязчивой жажде ментальных объектов. Иногда, чувствуя неудовлетворенность, как будто тебе чего-то недостает, ты можешь навязчиво ввязаться в ментальную активность, приводящую к сжатому сосредоточению и тому подобному. На этом этапе, сознание приходит к покою в собственном состоянии, возникает памятование и, поскольку теперь меньше цепляния за переживания, сознание пребывает в собственном естественном, невидоизмененном состоянии. Таким образом, ты приходишь к естественно пребывающему памятованию.
Опытом этого является успокоение и мягкость, с ясным, прозрачным сознанием, которому мысли приносят ни пользы, ни вреда, и ты испытываешь восхитительное чувство покоя, без необходимости что-нибудь видоизменять, отвергать или принимать. Если на этом этапе тебя не проконсультирует хороший лама, ты можешь подумать: "Теперь, в моем потоке ума возникло экстраординарное, бесподобное воззрение и медитационное состояние, которое сложно понять и кому-либо объяснить". По мере того, как ты веришь и убежден в этом, ты можешь ни с кем это не обсудить и ввести себя в заблуждение. Даже если ты поговоришь об этом с ламой, если он не знает как слушать критически и как убедительным образом отвечать, ты далеко отклонишься от пути. Если ты застрянешь здесь до конца своей жизни, эта ошибка свяжет тебя и не позволит тебе выйти за пределы обыденного существования. Поэтому будь осторожен!
В частности, опыт ясности может привести к видениям богов и демонов, и тебе может показаться, что тебя внезапно атакуют демоны. И иногда это действительно может так и быть. Однако, считая себя экстрасенсом и неоднократно сосредотачиваясь на богах и демонах, в конце концов, ты почувствуешь, что тебя одолевают демоны. В итоге, посредством концептуального измышления богов и демонов и провозглашения собственного ясновидения другим, вся твоя медитация станет о демонах, и твой ум будет ими одержим. Потом, твои обеты и самайи испортятся, ты далеко отойдешь от Дхармы, потеряешься в обыденных делах этой жизни и будешь обманываться магическими ритуалами. Без толики удовлетворенности ты будешь следовать за едой и богатством, и твой ум будет связан цеплянием, привязанностью и жаждой. Если ты умрешь в этом состоянии, ты переродишься зловредным демоном. Накопив причины для переживания среды и страданий прет, твои воззрение и медитация исказятся, и ты будешь бесконечно пребывать в заблуждении в сансаре.
Когда люди средних и малых способностей входят на этот путь, знаки пути обязательно проявятся, но если они будут цепляться за что-нибудь, они снова будут связаны этим цеплянием. Зная, что подобные переживания крайне обманчивы и ненадежны, оставь свое осознание в его собственном состоянии, без цепляния, надежд, страхов, отвержения или утверждения. Действуя таким образом, данные переживания естественным образом освободятся в своей собственной природе, подобно туману, исчезающему в небе. Знай, что так это и есть!
О Ваджра Ума, определенные виды хороших и плохих переживаний непредсказуемы. Все методы, начиная от достижения покоя до момента, когда проявляется ригпа, просто ведут к переживаниям, поэтому может произойти всё что угодно. Соответственно, пойми, что узнавание всего этого как переживания является ключевым моментом и квинтэссенцией практических наставлений. Постигни это и помни об этом!"
Потом Махашуньянанта спросил: "О Бхагаван, раз все приятные и грубые переживания далеки от пути всеведения и от них нет никакой пользы, зачем нам следует практиковать медитацию? Учитель, пожалуйста, объясни!"
Бхагаван ответил: "О Ваджра Ума, когда существа с грубыми, дисфункциональными умами, взволнованными дискурсивными мыслями, входят на этот путь, их умы становятся все более стабильными посредством подрыва могущества навязчивого мышления, и они достигают непоколебимой стабильности. С другой стороны, даже если существа распознали ригпа, но не продолжили практику, они поддадутся духовной лени и отвлечению. И потом, даже если они будут выполнять практику, вследствие забывчивости, они потеряются в нескончаемом заблуждении.
Ум, подобный калеке, и ветер, подобный слепому, дикому жеребцу, дисциплинируются посредством связывания их веревкой медитационных переживаний и устойчиво поддерживаемого внимания. Как только люди малых способностей распознали ум, они контроллируют его поводьями памятования и самонаблюдения. Впоследствии, в результате их медитации и медитационных переживаний, у них возникает чувство, что исчезли все тонкие и грубые мысли. В конечном итоге, они испытывают состояние неструктурированного сознания, лишенного какого-либо объекта медитации. Затем, когда их сознание достигает состояния великой немедитации, их гуру указывает на это, чтобы они не сбились с пути. Чтобы это произошло, сначала ты проходишь через большие трудности поиска путь, потом берешь движения мыслей как путь, и, в конечном итоге, когда сознание пребывает в себе, это распознается как путь. Вследствие возникновения омраченного ума, до тех пор пока не проявится неструктурированное сознание пути и пока оно не станет пребывать в себе, ты должен постепенно пройти через грубые переживания подобные тем, что были описаны ранее."
Снова, бодхисаттва Махашуньянанта спросил: "О Бхагаван, нужно ли вычищать мысли или нет? Если нужно, должно ли сознание возникнуть вновь после того, как ум был очищен? Учитель, пожалуйста, объясни!"
Учитель ответил: "О Ваджра Ума, узы памятования и устойчиво поддерживаемого внимания растворяются посредством силы медитационных переживаний до тех пор, пока, в конечном итоге, обычный ум обычного чувствующего существа не исчезнет. В результате этого, навязчивое мышление убывает, и блуждающие мысли исчезают в пространстве осознания. Потом ты переходишь в пустоту алайи, в которой Я, другие и объекты исчезают. Посредством цепляния за переживания пустоты и ясности при смотрении внутрь, исчезают проявления Я, других и объектов. Это алайявиджняна. Некоторые учителя объясняют алайю, в которую ты спускаешься, как свободу от концептуальных усложнений или как один вкус, но другие говорят, что оно морально нейтрально. Однако, как бы оно не описывалось, по факту, ты распознал сущностную природу ума.
С другой стороны, кто-то, обладающий усердием, может распознать, что это не является подлинным путем, и посредством продолжения практики медитации все подобные переживания, загрязненные цеплянием за отсутствие, пустоту и ясность, исчезают в пространстве осознания подобно тому, как если бы ты просыпался. Впоследствии, внешние проявления беспрепятственны и веревка внутреннего памятования и устойчиво поддерживаемого внимания обрезана. Тогда ты не связан узами хорошей медитации и не впадаешь в обычное состояние вследствие губительного неведения. Напротив, сияет всегда присутствующее, прозрачное, светоносное сознание, которое выходит за пределы условностей воззрения, медитации и поведения. Без деления на Я и объект такого вида, что можно сказать "это сознание" и "это объект сознания", изначальный, самовозникший ум освобожден от цепляния за переживания. Когда ты стабилизируешься в открытости, в которой нет обдумываний и нет опоры для внимания, все явления проявляются, так как сила осознания беспрепятственна. Мысли сливаются со своими объектами, став недвойственными с этими объектами, они исчезают. Поскольку ни у одной из мыслей нет опоры, они не являются мыслями чувствующего существа, вместо этого, ум был трансформирован в мудрость, сила осознания трансформирована и здесь обретена стабильность. Знай, что это подобно воде, очищенной от осадка."
(c) перевод с английского
отсюда, позже отредактированный по книге "Alan Wallace - Stilling the Mind: Shamatha Teachings from Dudjom Lingpa's Vajra Essence"