Последний день в Петербурге этой осенью прошел для меня самым нехарактерным образом. Обычно я его провожу в центре города, но в этот раз всё было иначе…
Сдав утром багаж в камеру хранения на Московском вокзале и пробежавшись по ближайшим улочкам в поисках модерна, мы решили отправиться в Петергоф. Погода стояла чудесная, и безумно хотелось к морю. Хотели поплыть туда как в прошлом году на метеоре. Но дойдя до пристани, узнали, что метеоры не ходят. А время безжалостно бежало вперед, и уже миновал полдень. А так хотелось в Петергоф. Решили ехать на маршрутке, но до нее еще тоже надо добраться: сначала пешком до метро, а далее подземным поездом.
И вот уже во время поездки в маршрутке пришла идея выйти немного раньше и посетить парк Александрия, в котором к своему стыду я никогда раньше не бывала. Хорошо, что мы вовремя сориентировались и успели выйти на нужной остановке. Так мы оказались в Александрии.
Дворцово-парковый ансамбли Александрия, созданный в Петергофе во 2-ой четверти XIX века, раскинулся на берегу Финского залива, восточнее Нижнего парка и занимает площадь 115 га.
В XVIII веке эти земли принадлежали ближайшим сподвижникам Петра I, в числе которых был князь А.Д. Меньшиков, затем князьям долгоруким. При Анне Иоанновне здесь размещался царский Охотничий парк, где помимо лошадей и собак, содержались звери, привезенные из разных уголков России и мира. Во 2-ой половине XVIII века охота на территории парка прекратилась, а из животных остались лишь олени. В это время за местностью закрепилась название «Олений зверинец». В 1825 году император Александр I пожаловал эти земли своему младшему брату Николаю Павловичу для постройки летней дачи. Эту дачу Николай I подарил своей жене Александре Федоровне. В ее часть парк был назван Александрией.
Александрия создавалась под руководством архитекторов А.А. Менеласа, И.И. Шалерманя, А.И. Штакеншнейдера, Э. Гана, садовых мастеров Ф. Вендельсдорфа, А. Гомбеля, П.И. Эрлера и стала настоящим пейзажным парком эпохи романтизма.
Мы отправились в путь по парку в направлении моря. Маршрут свой мы старались проложить так, чтобы захватить основные архитектурные памятники Александрии. Парк раскинулся на двух террасах: нижней (или прибрежной) и верхней. Основные строения парка располагаются на верхней террасе.
Первым объектом на нашем пути стал двухэтажный Фермерский дворец императора Александра II и его семьи.
Изначально в 1828-1830-х годах шотландский архитектор Менелас построил на этом месте Ферму - одноэтажное, нарочито «сельское» здание, где были комнаты для пастухов, кухни, кладовые. А на скотном дворе содержались породистые коровы и быки, позднее переведенные на новую ферму. В 1838-1859 годах ферма была перестроена Штакеншнейдером в обширный фермерский дворец, фасады и интерьеры которого были отделаны в неоготическом стиле.
А.-П. Бланшар. Фермерский дворец в Александрии. Акварель. 1858
Романтические пейзажи Александрии украшали скульптуры и разнообразные произведения малых архитектурных форм. Одним из них является Руинный мост, построенный А.А. Менеласом в 1827-1829 годах.
Так незаметно, наслаждаясь романтическими пейзажами, мы добрались до главной постройки Александрии - дворца Коттеджа (англ. «сельский домик»).
И.И. Шарлемань. Вид Коттеджа с залива. Акварель. 1854
Дворец был возведен в 1826-1829 годах по проекту А.А. Менеласа. Необычное название дворца, его небольшие размеры и уединенное расположение - всё это говорит о том, что это не официальная парадная резиденция, а частное владение. По окончанию строительства Николай I подарил Коттедж жене, и усадьба получила название «Собственная Её Величества дача Александрия».
Архитектурно-декоративное решение дворца выполнено в стиле английской готики, подражающем готическим формам средневековой Европы. Коттедж - компактное, двухэтажное здание с мансардой, все фасады которого имеют трехчастное деление.
Со всех сторон дворец окружен ажурными чугунными аркадами. Меласс впервые широко использовал чугун как конструктивный и декоративный материал в оформлении фасадов.
От стен Коттеджа открывается прекрасный вид на прибрежную часть парка и Финский залив.
Увидев голубую водную гладь, захотелось как можно скорее приблизиться к ней. И мы отправились вниз навстречу морю.
Но по пути нас ждали не менее живописные пейзажи.
Этот укромный уголок в парке, показался мне просто сказочным. Небольшая запруда, разноцветные ленты осени, заплетенные в кроны деревьев, тишина и покой…
Мы пересекли Никольскую аллею, идущую с запада на восток парка.
Мы уже в прибрежной части парка: море совсем близко.
И вот он контраст «оранжевый - синий» - пожалуй, самый природный из всех существующих: синее море и небо, рыжая сухая прибрежная трава.
Но каких невероятных размеров эта трава! Выше человека почти вдвое. До чего же здесь красиво…
Но для полного счастья не хватает камней. В моем сознании уже много лет существует устойчивая связка «гранитные валуны - море и небо - осень». Все эти компоненты настолько неразрывны, что кажется, просто нереальным и неправильным побывать на таком месте в такое время и не увидеть хотя бы одну из этих составляющих.
И камни, конечно же, нашлись.
И уходить отсюда ужасно не хотелось.
Как прекрасно наблюдать в таком месте, как голубое небо сменяется золотыми и розово-лиловыми переливами и постепенно на землю опускаются сумерки.
И вот уже последняя розовая полоска - отголосок вечернего солнца - исчезает за горизонтом.
По темным аллеям мы отправились к выходу, надеясь всё же отыскать Готическую капеллу. Сумерки были уже очень густые, а еще не зажглись (казалось, что их вообще нигде нет). И вот словно призрак на небольшой возвышенности стал вырисовываться таинственный готический силуэт.
Как появилась эта необычная церковь в Александрии? После завершения строительства Коттеджа возникла необходимость в домовой церкви. Николай I заказал проект церкви крупнейшему немецкому зодчему XIX века К.-Ф. Шинкелю. В 1830 году началось возведение храма под руководством А.А. Менеласа, а затем И.И. Шарлеманя. 3 июля 1834 года церковь была освящена во имя Александра Невского. Благодаря средневековым готическим чертам церковь приобрела второе название - Готическая капелла.
Густые сумерки не позволяли разглядеть детали церкви. И где-то в глубине души ощущалось некоторое неудовлетворение: мы отыскали капеллу, но разглядеть ее, насладиться ее красотой в полной мере мы не могли.
Но тут произошло чудо: вспыхнули огни подсветки вокруг храма. И мы смогли разглядеть детали, которые до этого момента съедал сумрак.
Церковь представляет собой небольшое квадратное в плане здание с одинаковыми фасадами, завершенными парапетами, прорезанными окнами-розами и стрельчатыми порталами, декорированное чугунным кружевом. К восточному фасаду примыкает алтарный выступ с трехгранной апсидой. Восемь башен со шпилями увенчаны вызолоченными православными крестами. Фасады украшают 43 фигуры святых, изготовленные из выколотой меди по моделям скульптора В.И. Демут-Малиновского.
Насладившись готическим обликом капеллы, мы направились к выходу, сели на маршрутку и вскоре были уже в городе.
Было совсем темно, фасады зданий выхватывались из тьмы яркими огнями подсветки. Накрапывал мелкий дождь. Поднялся сильный ветер. А ведь пока мы были в Александрии у самого море не чувствовалось даже малейшего дуновения.
Удивительно, но за всё время пребывания в Питере я не посетила ни одного книжного магазина, поскольку не было ни одной свободной минуты. На меня это совсем не похоже. И только в эти последние часы в городе появился шанс наверстать упущенное. Купив в Доме книги на Невском книги нужные и ненужные, а также приобретя в Гостином дворе конфеты и марципан (Купила очередную розу из марципана, которую, конечно же, так и не съем. Ведь прошлогодняя до сих пор стоит нетронутой на полке и дарит воспоминания о прошлой осени), мы отправились в направлении вокзала.
И вот уже объявляют: «Начинается посадка на скорый поезд №1…» Вот она минута счастья и гордости, ведь это приглашают меня на самый первый поезд…