29 декабря 2009 г.
Особое обаяние Амстердаму придают узкие дома стоящие длинными рядами вдоль многочисленных каналов.
Однако стоять, выпрямив спину, многие столетия не так-то и просто, особенно если под ногами и почвы особо-то нет, поэтому большинство домов наклонено в различные стороны.
Амстердам всегда строился в условиях катастрофической нехватки суши: то, что имели строители в своем распоряжении - это несколько десятков небольших островов, много морской воды и болотной жижи, поэтому приходилось экономить драгоценную землю и постоянно воевать с водной стихией. Отсюда, все дома в Амстердаме стоят не на земле, а на сваях длиной от десяти до двадцати метров, вбитых в зыбкую илистую почву, поэтому дома со временем начинают «плясать», наклоняясь в разные стороны.
Нехваткой земли и большим налогом на ширину фасада в Амстердаме объясняются узкие фасады уходящих вглубь кварталов домов.
Дома строились шириной от 5,5 до 8,5 метров. Из-за этой сжатости и тесноты у амстердамских домов появились свойственные только им черты. Во-первых, это невероятно узкие и крутые лестницы, по которым крайне тяжело даже просто ходить, не то что нести что-то объемное. Во-вторых, наличие специальных подъемников, установленных на верхушке фасада, благодаря которым можно было поднимать мебель и другие разные грузы и втаскивать их в дом через широкие окна. Чтобы обеспечить сохранность грузов при таком способе доставки, многие фасады домов строились наклоненными вперед. Так мебель меньше билась об фасад. Думая о практических вещах, при постройке домов не забывали и о декоративном оформлении фасадов. Верхние части фасадов - фронтоны имеют самые разнообразные формы: ступенчатую, колоколообразную, в виде шеи, носика, рамки.Некоторые особо богатые дома украшались в стиле Людовиков XV и XVI или в стиле Ренессанс.
Окна и их исполнение играют важную роль в оформлении фасадов, особенно это проявляется в архитектуре VII века. Для остекления окон использовались мелкие оконные переплеты в деревянных рамах. Незадолго до 1800 года в моду вошли более крупные оконные проемы. Часто оконные переплеты, разделенные крест-накрест стали заменять раздвижными рамами. Особый колорит домам придают и огромные ставни, выкрашенные в разные цвета.
Помимо старой архитектуры в центре Амстердама можно встретить и современную.Например, здание «Стопера» на окраине Еврейского квартала, объединившее под своей крышей муниципалитет и Музыкальный театр.
Само название «Stopera» образовано от слов двух stadhuis (нидерл.: муниципалитет) и opera (музыкальный театр). Строительство этого архитектурного комплекса было завершено в 1986 году.
В проходе, соединяющем две части комплекса, можно увидеть настенное изображение рельефа Нидерландов в разрезе, а также Нормальный амстердамский уровень (Normal Amsterdams Peil) - состоящий из трех калиброванных стеклянных трубок, показывающих уровень воды в Голландии.
В здании также можно увидеть скульптуру скрипача, вылезающего на поверхность из пола, а может и наоборот засасываемого зыбкой амстердамской почвой…
Перед зданием «Стоперы» расположились оригинальные новогодние елки, выполненные из велосипедов и зонтов.
Неподалеку установлен памятник известному философу Спинозе, жившему в Амстердаме.
Слева: Церковь Моисея и Аарона. Справа: Зёйдеркерк (Южная церковь)
Церковь Моисея и Аарона первоначально была тайной католической церковью. Она находилась в доме позади нынешней церкви и носила имя Моисея. Позже к ней была пристроена часть здания, получившая название Аарон. Нынешнее неоклассическое здание церкви Моисея и Аарона было воздвигнуто по проекту архитектора T.Ф. Сейса в 1841 году.
Зёйдеркерк (Южная церковь) обладает безусловным сходством с Западной церковью, фото которой было в предыдущей чести моего рассказа. Обе церкви были построены Хендриком де Кейзером. Южная церковь была построена в 1614 году и по праву считается самой красивой церковью в Амстердаме. Это была первая протестантская церковь, построенная после победы Реформации, и поначалу она называлась церковью Святого Яна. В церкви находятся могилы ее строителя Хендрика де Кейзера, тех старших детей Рембрандта и художника Фердинанда Бола. В 1659 году в Южную церковь был перенесен колокол «Великий Сальвадор», отлитый в 1511 году. На нем выгравирована надпись по-латыни: «Живых призываю, мертвых оплакиваю, молнии ломаю».
Слева: Дом Рембранда. Справа: АудеКерк
Дом Рембранда. В этом доме великий художник жил и работал с 1639 по 1658 год. Рембрандт жил в бельэтаже. Его мастерская находилась на втором этаже, мастерские же его учеников (в том числе и Фердинанда Бола) располагались на третьем этаже. В этом доме художник перенес много тяжелых дней. В 1642 году умерла его жена Саския (её захоронение находится в Ауде-Керк), а из четырех детей в живых остался только один сын Титус.
АудеКерк (нидерланд.: Oude Kerk - старая церковь) - старейшая в Амстердаме приходская церковь, заложенная в 1306 году епископом Утрехта и посвященная Святому Николаю.
Еще одним зданием связанным с именем Рембрандта является Де Ваг (De Waag) - сохранившаяся часть бывших городских стен Амстердама.
Первоначально это были одни из городских ворот Sint Anthoniespoort (Ворота Святого Антония), построенные в 1488 году. Когда в конце 16 века город стал расширяться, городскую стену разрушили и ворота потеряли свою функцию. Защитный канал и палисадник вокруг ворот были превращены в рыночную площадь. При этом произошло повышение уровня поверхности земли, в результате чего высота сооружения уменьшилась. В появившейся весовой бывшие передние и задние ворота соединили с крышей.
В помещениях верхних этажей здания некоторое время размещались четыре гильдии: кузнецов, художников, каменщиков и хирургов. У каждой гильдии имелась своя входная башня. Например: рельеф над одной из дверей, явно говорит о том, что здесь был вход для каменщиков:
31 января 1632 году в Де Ваг состоялось публичное вскрытие, подобные которому происходили каждый год. Рембрандту было поручено запечатлеть доктора Тульпа и его коллег-хирургов во время вскрытия, в итоге на свет появилась картина «Урок анатомии доктора Тульпа», прославившая художника. В 1691 году в одном из помещений здания был устроен общедоступный анатомический театр, позволявший понаблюдать за вскрытием людей. Именно здесь Петр I задумался о создании Кунсткамеры в Петербурге.
В настоящее время в здании находится Общество весовых (Waag Society), научная организация, занимающаяся исследованием информационных и коммуникационных технологий в социальной и культурной сфере. На первом этаже расположился ресторан.
И напоследок еще несколько амстердамских картинок:
В следующей части для поднятия настроения фотографии весеннего Амстердама...