Марухское ущелье, КЧР

May 06, 2014 08:35


День пятый. Ущелье Маруха
Куда в первую очередь отправляется турист, приехавший в Карачаево-Черкессию? Конечно, в Домбай! Знаменитый горнолыжный курорт, прекрасный асфальт прямо до подножия главного Кавказского хребта, великолепные пейзажи, инфраструктура и прочие удобства. Безусловно, это место, где должен побывать каждый.
Домбай прекрасен и летом...




И осенью...



Поэтому, если вы приехали в КЧР первый раз - вам туда! Конечно, если бы у нас было время, мы бы тоже с удовольствием потратили день-другой на Домбай - поднялись бы на вершину на подъемнике, посетили бы Русскую поляну, может быть, дошли бы до водопадов... Кстати, если соберетесь туда - экипировка обязательна! Правильная одежда, обувь, солнцезащитные крем и очки, а я бы еще и от трекинговой палки не отказалась - тропа местами очень крутая, а кислорода в воздухе ощутимо маловато.
Но... отпуск, как и желудок, не резиновый, а жаль! Поэтому тратить время на уже виденное было бы слишком большой роскошью - мы были нацелены на новые, неизведанные места. Еще в Москве, изучая карту,мы обратили внимание на ущелья в районе Кардоникской.




Уже в Карачаевске наш очень хорошо знающий местность хозяин порекомендовал вариант номер 1 - ущелье Маруха́, потому что оно и само по себе живописное, и в конце есть очень красивая долина. Решение было принято, мы едем в Маруху! За завтраком состоялся небольшой диалог с нашими гостеприимными хозяевами...
- Олег, кашу будешь?
- А у меня есть выбор?
Хозяйка только улыбнулась!
- Вы надолго туда едете? Потому что мы уйдем на ближнюю дачу, а у вас ключей нет
- Что Вы, не беспокойтесь, мы точно не приедем раньше обеда
- С дачи мы вернемся после четырех часов дня, может, и раньше, если дождь будет
- Хорошо, мы позвоним, когда будем подъезжать к даче!
- В Марухе через мост вам надо!
- Хорошо! - сказали мы, не особо заостряя внимание на деталях, у нас же есть навигатор, а он все дорожки знает! Наивные-е-е...
Приезжая в Карачаевск, мы всегда ставим машину на ночь на стоянку. Раньше - потому что неспокойно было, стоянка была обычно битком, сейчас - потому что стало спокойно, люди машины ставят у дома, для нас места нет, поэтому наша машина стоит почти в одиночестве на той же стоянке. Накануне мы были очень уставшие и почти все вещи оставили в машине. До стоянки я шла в розовых спортивных брюках и не менее яркой футболке. Платок при такой одежде надевать было просто глупо, поэтому я шла еще и с непокрытой головой. Я не раз была в Карачаевске, брюки для меня - привычная дорожная одежда, платок я вообще не надевала никогда, но в этот раз я ощущала себя именно той самой белой вороной. Олег сказал потом: "Наверное, ты ощущала себя голой". Можете смеяться или не верить - но так оно и есть. И это при том, что максимум, что позволяли себе редкие прохожие - бросить всего один взгляд. До машины я почти бежала. Из сумки достала длинную пушистую кофту, надела платок - и сразу стало комфортнее.
Опять объехав весь город из-за ремонта моста, на выезде увидели любопытную картину - куча детей и взрослых ходят по полю и что-то собирают в пакеты.




Недолго думая, решили, что идет очистка поля от камней перед скачками - ведь через несколько дней страна будет отмечать 9 Мая, день Победы, а на Кавказе это святая дата. Кстати, стоит посмотреть на памятники погибшим в ВОВ - в любом, даже самом отдаленном селе, они в идеальном порядке и всегда с цветами. И это не показуха!
Потихоньку доехали до злополучного круга в селе Кумыш, сегодня нас тоже никто не остановил - ура!, по кругу налево - и машина нырнула в тоннель.



(за фото спасибо автору - diamonezo)

От тоннеля до Кардоникской всего 15 км. В хорошую погоду всё располагает к единению с окружающим миром: прекрасный пейзаж, прекрасный асфальт, практически полное отсутствие трафика и полное отсутствие гайцов.
Вначале дорога немного петляет




А потом переходит на отличную равнину - просто глаз радуется!







По левую руку - ухоженные поля




По правую руку - любопытная гора




В общем, виды изумительные, не правда ли? А вы уже заметили, что эти фотографии сделаны явно не в начале мая? И уж точно не в один день? Правильно заметили... так оно и есть! Это фотографии прошлых лет - ведь не могу же я пропустить такой живописный участок пути. Почему пропустить? Потому что, вынырнув из тоннеля, мы попали в густое, плотное и бесконечное облако. Туман в сравнении - просто детский лепет. Видимость - метров 15, за обочиной дороги кончаются все оттенки красок и какие-либо детали. Мы уперлись в попутную легковушку и обогнать ее не было никакой возможности, потому что не видать ни зги, а встречка все-таки периодически выныривает. Мы развлекались тем, что вспоминали, какой именно вид проезжаем в данный момент... "Посмотрите налево, дамы и господа, посмотрите направо... Вы ничего не видите? Сплошное молоко? Ах, как я вам сочувствую!"
Спустившись к Кардоникской, мы все-таки вынырнули из облака и, въехав в село, увидели замечательный магазинчик типа вчерашнего. Да-да, "Хычины"! Ехать в ущелье без запаса еды было глупо, поэтому Олег отправился за покупками.
Пока я ждала в машине, щелкнула любопытный дом. На табличке надпись: «Кардоникское казачье общество»



Да, село - казачье, как и станица Зеленчукская. Вот так в регионе соседствуют две культуры, разные верования и обычаи. Насколько дружно живут - не знаю, наверное, всякое бывает, но мы никогда не сталкивались с какими-то национальными проблемами или разборками.
Пополнив свои скудные запасы еды, состоявшие доселе из леденцов, купленных где-то под Армавиром, и получив в виде побочного эффекта одуряющий запах свежей выпечки в салоне автомобиля, мы свернули с трассы в сторону села Маруха. "Какой отличный асфальт!" - воскликнули мы в начале дороги. Через пару километров асфальт, в принципе, все еще оставался хорошим, но стал похожим на швейцарский сыр. Дырки были небольшие, машина на скорости проглатывала их без проблем. Далее дорога превратилась в обычную и раздолбанную и привела нас к старому мосту, который был снесен очередным наводнением - одно из таких событий не так давно снесло чуть ли не половину жилья вдоль рек республики. Страшная сила!




Чуть выше по течению стояла плотина, она выглядела новой и, как я думаю, сможет защитить жителей от разрушительных последствий буйства горных рек. Вышли, осмотрелись, немного перекусили, потому что лично я больше не могла просто так вдыхать ароматы хычинов!




На той стороне дороги, в поле, гарцевал всадник, мы подумали, что он готовится к скачкам или джигитовке в Карачаевске - можно совсем ничего не понимать в лошадях, но даже горожанину было бы ясно, что конь очень породистый и точно не для хозяйственных работ. Всаднику тоже было очень интересно, кто мы такие и каким ветром нас сюда занесло, но к нам он не подъехал. Рядом на поле паслось стадо коров. Животноводство вообще очень сильно развито на Кавказе, чего, увы, не скажешь про центральную часть нашей страны. К слову, кавказские коровы четко делятся на два типа. Одни нам более привычны - они пасутся на лугах, довольно крупные, у них толстые бока и медлительная походка вразвалочку. Другие же (мы прозвали их горными коровами) - поджарые, невысокие, как правило, рыжие, бойкие и шустрые, пасутся сами по себе, лазят по горам не хуже козлов и очень часто ходят по дорогам - либо по осевой, либо по обочине - гуськом. Дорогу переходят без предупреждения. Встретиться с такой коровой на скорости не пожелаю никому, благо что вне населенных пунктов их почти нет. На склонах гор в процессе поедания травы коровы (как и овцы, впрочем) протаптывают себе тропинки - одну под другой - и склон горы получается в ровную полосочку, очень забавно смотрится. Марухские коровы были самыми обычными.




Для примера приведу фотографию склона горы, на котором пасутся "горные" коровы. Это вид с балкона квартиры в Карачаевске, в свой первый приезд я заприметила движущееся пятнышко и сказала: "Смотрите, козлик пасется!" Хозяин усмехнулся и ответил: "Какой же это козлик, это корова". Он ушел с балкона, а я так и стояла с открытым ртом. Хотите верьте, хотите нет - это, и вправду, была корова.




Обогнув плотину с небольшим водохранилищем справа, мы въехали в село Маруха. Довольно крупное, вытянутое вдоль дороги, судя по данным в интернете, там проживает почти 2 тыс человек. А на улице - никого. Проехав почти 4 км, увидели буквально 5-6 человек. Хотя заброшенных домов, вроде бы, нет. Видимо, все на работе. Мы вспомнили, что нам нужен мост. Но какой? Один мосток был вначале села, второй ближе к концу, но в стороне, а третий - в конце села. Навигатор показывает за селом две дороги - одна по правому берегу реки, другая по левому. А какая из них ведет в долину? Непонятно... Решили спросить у первого встречного. Им оказался молодой парень, который был рад стрельнуть у Олега сигареты, но никак не мог понять, чего Олег от него хочет. Мало того, он еще и просто плохо говорил по-русски. Что такое долина, он точно не понял, но хотя бы сообразил, что нам нужно проехать дальше. В итоге мы поняли, что дорога направо идет в горы, а дорога налево - "к солдату", а потом ничего нет. Логично предположив, что "солдат" - это памятник в конце деревни, мы поехали направо.
Асфальта в конце деревни уже не было, дожди размыли грунт, ямы и лужи впечатляли... За последним домом дорога резко уходила влево и вверх. Мало того, что круто, так еще и с колеями, как минимум, от грузовика типа "Урал". Нет, мы честно туда поехали. Метров через 400 я подумала, что если мы сейчас не вернемся сами, придется искать трактор - дорога (если это можно назвать дорогой) уходила все круче и выше, становилась всё уже и уже, слева явно был отвесный обрыв, оценить который не было возможности из-за тумана, и никаких признаков того, что будет лучше. По этой тропе явно ездили только лесовозы. С трудом найдя место для разворота, мы вернулись обратно в село.
На фото начало этой дороги, тут она еще вполне приличная, а дальше будет вся как то, что вы видите справа. Жаль, что не сфотографировали дорогу по ходу движения вверх, но там была стена тумана, поэтому фоткать было, в общем-то, нечего. Самое главное мы узнали потом - эта дорога выводит в Архызское ущелье к обсерватории. Будет машинка более приспособленая - непременно скатаемся!



Оставался только вариант "к солдату". Ну что ж, едем... через мост, с моста направо на выезд из села. Проехали очень и очень приличную школу - было приятно увидеть ее в таком отдаленном и, честно сказать, серо выглядевшем селении. Деревню проехали, памятника не обнаружили. Зато обнаружили довольно приличную грунтовку вдоль реки - вот она, дорога в ущелье! Чуть дальше, на пригорке, увидели очень современное строение за высоким забором, с воротами и флагом. Погранцы! Так вот о каком "солдате" говорил парень - тут база пограничников! Это и хорошо, и плохо - мы могли наткнуться на приграничную зону, въезд в которую только по пропускам. Собственно, все ущелья этими зонами и кончаются, но мы-то еще в ущелье даже не попали! Тем не менее, никто нас не остановил, никаких знаков или табличек не было, поэтому мы смело поехали дальше. Уже потом я узнала, что еще буквально года два назад нас бы именно тут и остановили, а дальше - только по спец.пропускам. Но, на наше счастье, пограничную зону сократили с 30 до 5 км, и путь был открыт!
Дальше был самый неприятный кусок дороги. Грунтовка, которой мы так обрадовались, оказалась насыпной из камня. И это была не щебенка и не гравий! Камушки были размером с голову, лежали не плотно, скорее, реденько, короче, если кто еще не понял, ехать быстрее, чем 20 км/ч, там было нереально. И крайне зубодробительно - я думала, что из нас вытрясет не только зубы, но и все остальные органы вместе с их содержимым! Судя по навигатору,ехать в таком режиме нам нужно было километров 40. То есть 2 часа! К счастью, все оказалось не так плохо. Примерно через 10 километров мы въехали, наконец, в ущелье.
Оно было узкое, темное и довольно мрачное - сказывалась погода. Через 5 километров нам встретился грузовик, его водитель стоял рядом. В горах встречи редки, поэтому в правилах хорошего тона остановиться и поговорить, спросить, не нужна ли помощь. Как порядочная гостья, соблюдающая обычаи, я осталась в машине, а Олег вышел пообщаться. Я не слышала, выговорил ли он "ас-саляму алейкум", но это и не важно, разговор у них явно завязался. Минут через 5 Олег вернулся, достал сигареты, отдал водителю, и мы поехали дальше. Оказывается, чуть дальше есть карьер, в котором добывают камень, водитель едет туда, а остановился перекусить. Кстати, нам тоже предлагал - это нормально на Кавказе, делиться куском хлеба, даже последним.




Пейзаж вокруг был загадочным и суровым, видимость - так себе. Спасибо, что хоть что-то было видно! Река бесновалась и сильно шумела на порогах.




Чем дальше мы углублялись в ущелье, тем больше казалось, что мы попали в сказочное царство леших, кикимор и других бабок-ёжек










Доехали до "карьера". Это оказалась маленькая каменоломня, скорее всего, чей-то частный бизнес. Рядом с краном лежал здоровенный бульник размером с микроавтобус - свежая "добыча" предприятия. Остановились, Олег пообщался, выяснили про дорогу. Дорога есть, проходимость нормальная, нашему клиренсу хватит. Еще немного сигарет перекочевало в руки местного жителя - что поделать, ему тут торчать еще три дня, а запасы не бездонные.
Очень интересно было наблюдать за окружающими скалами. КЧР не даром славится своими полезными ископаемыми - мы видели их вокруг себя. Вот скала красная - это железо, вот желтая - там сера, вот уголь, а вот слюда. Были там и мрамор, и гранит. Настоящая кладовая природы!




Воздух был пропитан водой, вода была буквально везде, вокруг все лилось, капало и стекало. Одежда мгновенно покрывалась водяной пылью, а дождь, только стихнув, принимался опять. Дорогу в некоторых местах перерезали ручьи - где помельче, где поглубже, а где-то совсем устрашающего вида. На машине с длинными свесами там было бы очень некомфортно.




С виду мелко, на деле - по колено. На выезде - булыжник прямо между колес. И очень коварный спуск с большим перепадом высоты - на обратном пути его пришлось брать штурмом.




Честно сказать, мне было страшно на это смотреть. Берег скользкий, трава мокрая, река просто бешеная, фотография этого не передает. Упадешь - не выплыть...




Мы ползли и ползли в этом царстве мокрых теней, казалось, не будет ущелью конца до самой границы. Но вдруг заметили, что туман потихоньку стал редеть, а где-то там, высоко, появились признаки неба. Силы небесные, неужели дождь кончился?




И правда, туман развеялся, выглянуло солнышко, а мы очутились на полянке. Дорога уходила через мост на другой берет Марухи. Местечко, видимо, было облюбовано - в сторонке был крепкий стол и скамьи, виднелось костровище в каменном очаге. Мы поняли, что самая тяжелая часть пути позади.









Без ограды, но выглядит вполне надежным



Туман все еще цепляется за верхушки склонов



Какая поразительная сила жизни! На практически расщепленной неведомыми силами скале, на самой верхушке, на голом каменном пятачке, продуваемом всеми ветрами, растет сосна. Как?? Загадка...



Наша дорога уходила туда. Впереди показались заснеженные вершины.






Еще немного овражков вброд, еще чуток глинистых склонов, и вот она, заветная долина! Мы добрались!







Она была чудесна и даже обитаема! На въезде в долину мы приметили домик пастухов, небольшое стадо коров, а дальше, на лугах, паслись табуны лошадей.



















Жаль, что солнце, столь неожиданно выглянувшее из-за туч, не слишком долго задержалось. Долину начало заволакивать облаками прямо на глазах.













Мы решили ехать вперед, сколько получится. По дороге встретили подростков-туристов, у сопровождающего узнали, что впереди сильно разлилась река и не факт, что мы ее переплывем. Потом мы встретили пограничников, они ехали на грузовике и любезно рассказали нам, что еще километров 5-6 вперед мы пройдем, а дальше... дальше тоже можно, но не на этой машине. Они оказались правы - в конце долины начались препятствия. Сначала один разлившийся ручей, потом второй - уже побольше. Спасибо, что хоть через речку был переброшен не очень надежный на вид, но вполне себе подходящий мостик







При прохождении брода определить свою "полосу" можно было только по остаткам дороги, благо, что их еще не накрыло водой. Но риск попасть в яму и застрять был велик - Олег ехал и тихо говорил сам себе: "И вот кто скажет - зачем я сюда полез? Что я делаю?"




Волновались мы напрасно - брод оказался вполне проезжабельным. И все же, увы, скоро нас ждал конец пути. Возле старого-старого сарайчика дорога вдруг резко заломилась вверх, ощерившись крупными камнями. Объезда не было, преодолевать этот порог было очень рискованно - мы бы либо вывесили колеса, либо посадили машину на брюхо. И оставался еще вопрос - даже если мы вскарабкаемся, а как обратно слазить? Решено было не рисковать... Вот он, почти перед нами - конец пути, знаменитый перевал Марух, неоднократно штурмуемый войсками на протяжении тысячелетий, часть знаменитого Шелкового пути, коварный перевал, нередко полностью закрытый для перехода из-за высоты снежного покрова. Нужно просто вернуться сюда на другой, более приспособленной к бездорожью, машине.







Мы доели остатки лепешек (эх, надо было брать больше!), выпили воды и посмотрели на часы. Ох, ну ничего ж себе! А время-то уже совсем к вечеру! А ведь нам еще предстоит путь назад - через броды, ущелье, ручьи и ту жуткую каменистую дорогу, через деревню, на трассу и до Карачаевска. И меньше всего хотелось бы проехать эту дорогу в темноте! Все по коням, рвем когти до дома!

Плывем обратно



До встречи, прекрасное и загадочное ущелье Маруха! Надеюсь, мы еще вернемся...




Дома мы были поздно вечером. Наши телефоны любезно про-SMS-или, что искали нас всем миром и довольно долго - мы уехали и пропали, а связи в горах нет. Конечно, нас простили, накормили (и выбор тут был уже не нужен!) и уложили спать. Низкий поклон вам, дорогие хозяева, спасибо за всё!
Так закончился пятый день отпуска. На следующее утро нас ждал старт в сторону центрального Кавказа.

Продолжение: http://nes-i.livejournal.com/4403.html
Предыдущая статья: http://nes-i.livejournal.com/3995.html

офф-роуд, туризм на Кавказе, Карачаево-Черкессия, Маруха, КЧР, Кавказ

Previous post Next post
Up