Есть много способов увидеть Эльбрус. Поистине, эта величественная вершина, самая высокая в Европе, достойна созерцания. Прекрасный горнолыжный курорт, окультуренное пространство и развитая инфраструктура, безусловно, доставят массу удовольствия организованным туристам и спортсменам. Но что делать туристам неорганизаванным? И неспортсменам, уважающим исключительно дикую природу, не тронутую тленом цивилизации? Как добраться до Эльбруса автотуристам, жаждущим уединения с природой? Оказывается, и для них есть свой способ. И мы его опробовали!
В рассказе содержится описание маршрута со стороны г.Карачаевск. Если вы едете с Минвод - делайте поправки маршрута по карте.
Эльбрус окультурен в южной и западной своей части. С северной же к нему примыкает древнее плато Бечасын (или Бийчесын - оба названия в ходу). В советские годы на плато был масло-завод, фермы и даже проведено электричество. Сейчас там нет ничего, кроме просторных пастбищ с сенокосами. Практически идиллия.
Чтобы попасть на дорогу, ведущую вглубь плато, нужно подняться на
перевал Гумбаши, проехать Верхнюю Мару и на коориднатах (примерно) 43.768777,42.226571 уйти с дороги А-157 вправо на грунтовую дорогу.
село Верхняя Мара
карта местности
Дорога, особенно вначале, проблем не представляет - обычная укатанная грунтовка, довольно ровная и без каких-то явных проблем, особенно, в сухую, без дождей, погоду. Собственно, в дождь на плато делать вообще нечего, если только вы не намерены вставать лагерем у подножья Эльбруса на несколько дней и ждать у моря горы погоды. Не стоит особо рассчитывать и на виды Эльбруса с перевала Гумбаши - погоды здесь очень переменчивые и облака скрывают царственный лик вершины порой даже тогда, когда весь хребет виден, как на ладони. В такие минуты местные жители будут показывать вам на облако и говорить - вот там он, Эльбрус, вот прям туточки! Вы будете смотреть на красивый, ровный и даже слегка однообразный с такого расстояния Главный Кавказский хребет, кивать головой, но, не увидев давлеющей на хребтом вершины, вы даже представить себе не сможете, какое это зрелище. Можно очень долго восторгаться видом самого хребта, но это просто кочки в сравнении с Эльбрусом.
Эльбрус на рассвете (июнь)
Самое свободное от облачности небо, как правило, на рассвете. Понять, будет ли открыт Эльбрус, очень просто - встаем утром с петухами, смотрим на небо - если звезд не видим, спокойно ложимся спать дальше, панорама будет закрыта. Нередко панорама открыта менее часа с рассвета, а потом все затягивается пеленой. Но иногда бывает и наоборот - небо открывается после обеда. В любом случае, погода в горах изменчивее самой капризной женщины, и это нужно учитывать.
Нам повезло - конец сентября радовал устойчиво ясным небом. В Карачаевске было тепло, даже жарковато по московским меркам, +25 +27С. Но плато все-таки высокогорное и на жару там рассчитывать не приходится, лучше запастись теплыми вещами, взять с собой продукты и, особенно, воду - на многие десятки километров пополнить запасы будет просто негде. Очень важно - залить полный бак бензина перед выездом. Наша обычная программа-минимум была расширена благодаря заботам принимающей стороны - нам был выдан солидный термос с борщом и сало.
На перевал Гумбаши мы ездили не раз, но на плато никогда не сворачивали. Дорогу, собственно, подсказал местный охотник. Критически посмотрев на наш Ниссан Кашкай, лаконично сказал: "Думаю, проедете. Наверное". У местного населения в почете Уазики всех мастей, Газончики и Нивы. Первые километры спокойно можно преодолеть и на "пузотерке". Далее на машинах с низким клиренсом вы либо поедете со скоростью пешехода до первого препятствия, либо сразу откажетесь от подобной затеи.
Так как путь начинается на высоте альпийских лугов, пейзажи вокруг соответствующие
Почти половину пути по левую сторону будут виды на плато Бермамыт. Его отвесные скалистые края делают плато похожим на столовую гору.
Сентябрьские краски удивительны! Выгоревшая трава переливается оттенками цветов от пшенично-золотистых до темной бронзы.
Эльбрус то скрывается за холмами, то выглядывает из-за них
Удивительно, как при столь малом количестве красок может быть такое буйство оттенков!
Главный Кавказский хребет постепенно становится все ближе и ближе
Периодически на пути возникают участки, проезд которых вызывает затруднение. Обычно это скальные выступы, но иногда и последствия камнепада. Парочку таких мест пришлось проезжать "шагом" и под контролем со стороны: один за рулем, второй уходит вперед и направляет движения водителя. В одном из таких местечек мы чуть не повернули назад - нагромождение валунов выглядело устрашающе. Правда, желание заглянуть за следующий холм оказалось, все-таки, сильнее. Собственно, дорога и представляет из себя процесс преодолевания холмистых гряд, одну за другой, ныряя вниз и поднимаясь вверх. Проблемы встречались внизу, пейзажи - наверху.
Интрига была в том, что мы не знали - сколько гряд нужно перевалить, чтобы выйти на плато перед Эльбрусом. Каждая гряда казалась если не последней, то уж предпоследней, как минимум. Но их было так много, что со счету мы уже сбились, а они все появлялись и появлялись.
На плато очень много пастбищ. Нередко далеко-далеко внизу мы видели тучные стада, иногда даже можно было разглядеть, что это коровы или овцы. Но лошади, конечно, привлекали наше внимание намного больше. Грациозные и пугливые, они нередко заставляли побегать за собой, чтобы позволить сделать фото.
На пути все чаще встречались участки узкой дороги над крутым обрывом. Я нередко выходила из машины - боюсь высоты - чтобы пройти такой участок пешком и поближе к скале, потому что вид обрыва в 400-500 м глубиной приводил меня в ступор.
Вот уже и Бермамыт остался позади...
Наконец, мы понимаем, что мы достигли цели - перед нами плато до самого хребта. Но на часах 17 вечера, а у нас с собой ни палатки, ни туристического шмурдяка, то есть, ночевка на плато невозможна. И вернуться назад возможно, только если есть хоть какое-то освещение, в темноте преодолевать скальные препятствия только в свете фар - большой риск сесть там пузом или, еще чего не хватало, пробить картер. Мобильной связи в этих краях нет, трафик движения: 2-3 машины в сутки, температура ночью почти ноль. Вывод? Правильно - делаем привал, после чего двигаем назад. Главная задача выполнена - дорога изучена, дальнейший путь понятен и, при желании, может (и будет!) пройден.
Чуть в стороне, среди степной травы, решаем разбить мини-бивак.
Вы не представляете себе, какое это блаженство - среди звенящей тишины...в чистейшем ледяном горном воздухе... с самым живописным видом на планете... просто сидеть и наслаждаться всем тем, что тебя окружает. Если есть понятие нирваны - вот это оно и есть.
Конечно, на фоне столь прекрасного какой-то там борщ в термосе выглядит банально-бытовым, но, поверьте, это был лучший обед в нашей жизни. И даже не нужно было никаких слов - они были лишними. В качестве приправы нам служила горькая мысль о том, что скоро придется покинуть это прекрасное место...
До свидания, Эльбрус!
Обратный путь дарит нам новые впечатления - на плато ложатся тени и уже знакомые пейзажи совершенно преображаются...
Эльбрус постепенно приобретает розоватые предзакатные оттенки...
Краски на плато усиливаются, тени подчеркивают удивительно красивый рельеф
Эльбрус все отдаляется, но все так же прекрасен!
Небо начинает играть всеми оттенками заката
Мы приближаемся к перевалу Гумбаши... а вот и следы цивилизации!
Последний взгляд на Эльбрус...
Село Верхняя Мара после заката выглядит просто сказочно
В Карачаевск мы приехали немного уставшие и абсолютно счастливые. Мы открыли для себя удивительной красоты маршрут к удивительной красоты вершине - жемчужине Кавказа под названием Эльбрус....