"...При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как некиим заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобретают всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами. Но и тут, когда эти омерзительные люди, в силу своей ненасытной алчности, поделили в своей среде все то, чего хватило бы на всех, как далеки они все же от благоденствия государства утопийцев! Выведя деньги из употребления, они совершенно уничтожили всякую алчность к ним, а какая масса тягостей пропала при этом! Какой посев преступлений вырван с корнем! Кто не знает, что с исчезновением денег совершенно отмирают все те преступления, которые подвергаются ежедневной каре, ноне обузданию, а именно: обманы, кражи, грабежи, ссоры, восстания, споры, мятежи, убийства, предательства, отравления; вдобавок вместе с деньгами моментально погибнут страх, тревога, заботы, труды, бессоница. Даже сама бедность, которая, по-видимому, одна только нуждается в деньгах, немедленно исчезла бы с совершенным уничтожением денег...
...возьмём какого-нибудь дворянина, золотых дел мастера, ростовщика или кого-нибудь другого подобного. Какая же это будет справедливость, если все эти люди совершенно ничего не делают или дело их такого рода, что не очень нужно государству, а жизнь их протекает среди блеска и роскоши и проводят они ее в праздности или в бесполезных занятиях? Возьмем теперь, с другой стороны, поденщика, ломового извозчика, рабочего, земледельца. Они постоянно заняты усиленным трудом, какой едва могут выдержать животные; вместе с тем труд этот настолько необходим, что ни одно общество не просуществует без него и года, а жизнь этих людей настолько жалка, что по сравнению с ними положение скота представляется более предпочтительным...
...Можно ли назвать справедливым и благодарным такое общество, которое столь расточительно одаряет так называемых благородных, золотых дел мастеров и остальных людей этого рода, ничего не делающих, живущих только лестью и изобретающих никчемные удовольствия, а с другой стороны, не выказывает ни малейшей заботы о земледельцах, угольщиках, поденщиках, ломовых извозчиках и рабочих, без которых не было бы вообще никакого общества?..
...вообрази себе какой-нибудь бесплодный и неурожайный год, в который голод унес много тысяч людей. Я решительно утверждаю, что если в конце этого бедствия порастрясти житницы богачей, то там можно было бы найти огромное количество хлеба; и если бы распределить этот запас между теми, кто погиб от недоедания и изнурения, то никто и не заметил бы подобной скупости климата и почвы...
Я полностью убежден, что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность..."
Продолжаю листать страницы школьного учебника истории. Слова, записанные лет 500 назад, ничуть не утратили своей актуальности и по сей день, символизируя плотоядную сущность капитализма.
awas1952 в чём-то, несовненно прав, когда заявляет:
"К "оккупации Уолл-Стрит". Протестное движение - признак боли, а не лекарство". Но при этом, как мне кажется, Анатолий Александрович идеализирует природу капитализма. Томасу Мору всё было ясно 500 лет назад. Легендарная изобретательность и предприимчивость - побочный эффект капиталистической системы. И далеко, кстати, не повсеместный эффект. Природа капитализма - вирусная. Проникая в человеческое общество, он начинает паразитировать на нём, пожирать всё вокруг. При этом мутирует само общество - на первый план выходит всеобъемлющий культ наживы.
"
...Суть в том, что капитализм не может существовать без экспансии, без расширения, он агрессивен по своей сути. Он пожирает все вокруг себя, и когда вокруг ничего съедобного не остается, он начинает пожирать самого себя..." Это замечание нашего современника.
«
... настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги... Все у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами…» А это - наблюдения из относительно далёкого прошлого, письма из российской деревни XIX века.
"...Теперь положение такое, что всякий крестьянин, называющий себя, может быть, трудовым крестьянином - это слово некоторые очень любят, - но если вы будете называть трудовым крестьянином того, кто сотни пудов хлеба собрал своим трудом и даже без всякого наемного труда, а теперь видит, что, может быть, если он будет держать эти сотни пудов, то он может продать их не по 6 рублей, а продаст спекулянтам или продаст измученному, истерзанному голодом городскому рабочему, который пришел с голодной семьей, который даст 200 рублей за пуд, - такой крестьянин, который прячет сотни пудов, который выдерживает их, чтобы повысить цену и получить даже по 100 рублей за пуд, превращается в эксплуататора - хуже разбойника...." Владимир Ильич Ульянов. Вождь мирового пролетариата.
Мне так кажется, что классиков надо время от времени перечитывать...
Как ни странно, англосаксонские "хомячки" в Соединённых государствах Америки уловили суть вопроса и направляют свой протест по адресу.
Активисты движения "Захвати Уолл-стрит" пройдут маршем по Манхэттену.
Хакеры заблокировали сайт Нью-Йоркской фондовой биржи.
К "оккупантам" Уолл-стрит присоединились жители Чикаго.
В США демонстранты прорвались в здание Сената.
К американским протестам присоединяется Канада.
Численность "оккупантов" Уолл-Стрит стремительно возрастает. Прочие новости с передовой линии фронта, где, хочется верить, разгорается борьба с алчностью финансовых мошенников... Я не романтизирую ситуацию, не питаю особых иллюзий. Однако, по меньшей мере, англосаксонская публика верно, как мне кажется, определила источник распространения раковых клеток. Чего не скажешь о Профсоюзе граждан России. Он проводит
пикеты в поддержку Виктора Бута,
пикетирует офисы наиболее одиозных либеральных СМИ, требуя убрать "геббельсов" из эфира и со страниц. Война с "геббельсами" продолжается уже более двух недель - в СГА ползучая "оккупация" Уолл-Стрит стартовала примерно 17-18 сентября. Случайное совпадение? Или сознательная попытка канализировать недовольство россиян в иное русло, нежели в СГА? Из опасения, что россияне могут начать массовые акции протеста у стен Центробанка, офисов крупнейших российских банков (Сбербанка, ВТБ), у стен фондовых бирж, где в финансовый напёрсток просаживаются миллиарды рублей, а то и долларов.
За 500 лет природа капитализма, как можно судить по свидетельствам разных эпох, не изменилась.
Над
Томасом Мором и его "Утопией" насмехались, не принимали её всерьёз. Нечто несбыточное до сих пор именуют утопией, мечты такого рода - утопическими, нивелируя реальный глубокий смысл самой книги. Нет нужды преувеличивать революционность "Утопии", фундаментальность заложенных в ней постулатов, как-то избыточно восторгаться по поводу содержания «Золотой книжечки, столь же полезной, сколь и забавной о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Но работа - это можно сказать со всей определённостью - заслуживает внимание, как свидетельство пагубной природы капитализма, отмеченной ещё на стадии зарождения этого общественного строя. Томаса Мора казнили. Мартин Лютер умер от болезней.