Мы не пашем, не сеем, не строим. Мы гордимся общественным строем

Oct 12, 2011 11:09


"...При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как некиим заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобретают всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами. Но и тут, когда эти омерзительные люди, в силу своей ненасытной алчности, поделили в своей среде все то, чего хватило бы на всех, как далеки они все же от благоденствия государства утопийцев! Выведя деньги из употребления, они совершенно уничтожили всякую алчность к ним, а какая масса тягостей пропала при этом! Какой посев преступлений вырван с корнем! Кто не знает, что с исчезновением денег совершенно отмирают все те преступления, которые подвергаются ежедневной каре, ноне обузданию, а именно: обманы, кражи, грабежи, ссоры, восстания, споры, мятежи, убийства, предательства, отравления; вдобавок вместе с деньгами моментально погибнут страх, тревога, заботы, труды, бессоница. Даже сама бедность, которая, по-видимому, одна только нуждается в деньгах, немедленно исчезла бы с совершенным уничтожением денег...

...возьмём какого-нибудь дворянина, золотых дел мастера, ростовщика или кого-нибудь другого подобного. Какая же это будет справедливость, если все эти люди совершенно ничего не делают или дело их такого рода, что не очень нужно государству, а жизнь их протекает среди блеска и роскоши и проводят они ее в праздности или в бесполезных занятиях? Возьмем теперь, с другой стороны, поденщика, ломового извозчика, рабочего, земледельца. Они постоянно заняты усиленным трудом, какой едва могут выдержать животные; вместе с тем труд этот настолько необходим, что ни одно общество не просуществует без него и года, а жизнь этих людей настолько жалка, что по сравнению с ними положение скота представляется более предпочтительным...

...Можно ли назвать справедливым и благодарным такое общество, которое столь расточительно одаряет так называемых благородных, золотых дел мастеров и остальных людей этого рода, ничего не делающих, живущих только лестью и изобретающих никчемные удовольствия, а с другой стороны, не выказывает ни малейшей заботы о земледельцах, угольщиках, поденщиках, ломовых извозчиках и рабочих, без которых не было бы вообще никакого общества?..

...вообрази себе какой-нибудь бесплодный и неурожайный год, в который голод унес много тысяч людей. Я решительно утверждаю, что если в конце этого бедствия порастрясти житницы богачей, то там можно было бы найти огромное количество хлеба; и если бы распределить этот запас между теми, кто погиб от недоедания и изнурения, то никто и не заметил бы подобной скупости климата и почвы...

Я полностью убежден, что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность..."

Продолжаю листать страницы школьного учебника истории. Слова, записанные лет 500 назад, ничуть не утратили своей актуальности и по сей день, символизируя плотоядную сущность капитализма.



awas1952 в чём-то, несовненно прав, когда заявляет: "К "оккупации Уолл-Стрит". Протестное движение - признак боли, а не лекарство". Но при этом, как мне кажется, Анатолий Александрович идеализирует природу капитализма. Томасу Мору всё было ясно 500 лет назад. Легендарная изобретательность и предприимчивость - побочный эффект капиталистической системы. И далеко, кстати, не повсеместный эффект. Природа капитализма - вирусная. Проникая в человеческое общество, он начинает паразитировать на нём, пожирать всё вокруг. При этом мутирует само общество - на первый план выходит всеобъемлющий культ наживы.

"...Суть в том, что капитализм не может существовать без экспансии, без расширения, он агрессивен по своей сути. Он пожирает все вокруг себя, и когда вокруг ничего съедобного не остается, он начинает пожирать самого себя..." Это замечание нашего современника.

«... настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги... Все у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами…» А это - наблюдения из относительно далёкого прошлого, письма из российской деревни XIX века.

"...Теперь положение такое, что всякий крестьянин, называющий себя, может быть, трудовым крестьянином - это слово некоторые очень любят, - но если вы будете называть трудовым крестьянином того, кто сотни пудов хлеба собрал своим трудом и даже без всякого наемного труда, а теперь видит, что, может быть, если он будет держать эти сотни пудов, то он может продать их не по 6 рублей, а продаст спекулянтам или продаст измученному, истерзанному голодом городскому рабочему, который пришел с голодной семьей, который даст 200 рублей за пуд, - такой крестьянин, который прячет сотни пудов, который выдерживает их, чтобы повысить цену и получить даже по 100 рублей за пуд, превращается в эксплуататора - хуже разбойника...." Владимир Ильич Ульянов. Вождь мирового пролетариата.

Мне так кажется, что классиков надо время от времени перечитывать...

Как ни странно, англосаксонские "хомячки" в Соединённых государствах Америки уловили суть вопроса и направляют свой протест по адресу.

Активисты движения "Захвати Уолл-стрит" пройдут маршем по Манхэттену.

Хакеры заблокировали сайт Нью-Йоркской фондовой биржи.

К "оккупантам" Уолл-стрит присоединились жители Чикаго.

В США демонстранты прорвались в здание Сената.

К американским протестам присоединяется Канада.

Численность "оккупантов" Уолл-Стрит стремительно возрастает.

Прочие новости с передовой линии фронта, где, хочется верить, разгорается борьба с алчностью финансовых мошенников...

Я не романтизирую ситуацию, не питаю особых иллюзий. Однако, по меньшей мере, англосаксонская публика верно, как мне кажется, определила источник распространения раковых клеток. Чего не скажешь о Профсоюзе граждан России. Он проводит пикеты в поддержку Виктора Бута, пикетирует офисы наиболее одиозных либеральных СМИ, требуя убрать "геббельсов" из эфира и со страниц. Война с "геббельсами" продолжается уже более двух недель - в СГА ползучая "оккупация" Уолл-Стрит стартовала примерно 17-18 сентября. Случайное совпадение? Или сознательная попытка канализировать недовольство россиян в иное русло, нежели в СГА? Из опасения, что россияне могут начать массовые акции протеста у стен Центробанка, офисов крупнейших российских банков (Сбербанка, ВТБ), у стен фондовых бирж, где в финансовый напёрсток просаживаются миллиарды рублей, а то и долларов.

За 500 лет природа капитализма, как можно судить по свидетельствам разных эпох, не изменилась.



Над Томасом Мором и его "Утопией" насмехались, не принимали её всерьёз. Нечто несбыточное до сих пор именуют утопией, мечты такого рода - утопическими, нивелируя реальный глубокий смысл самой книги. Нет нужды преувеличивать революционность "Утопии", фундаментальность заложенных в ней постулатов, как-то избыточно восторгаться по поводу содержания «Золотой книжечки, столь же полезной, сколь и забавной о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Но работа - это можно сказать со всей определённостью - заслуживает внимание, как свидетельство пагубной природы капитализма, отмеченной ещё на стадии зарождения этого общественного строя. Томаса Мора казнили. Мартин Лютер умер от болезней.

англосаксы, исторический процесс

Previous post Next post
Up