Click to view
Линк на YouTube Сходили на
"Cloud Atlas" ("Облачный атлас").
Удивителен технический прогресс последних двадцати лет - периода, который я воспринимаю по-взрослому, одновременно критически и с восторгом. Что день грядущий нам готовит я уже не в состоянии даже помыслить. Существует ли еще футурология или осталась в прошлом? Ясно только, что бессмысленно экстраполировать сегодняшний день на будущее, мы все уже живем немножко в будущем. Неясном.
Ситуационных дежавю со мной не случается, а вот люди, с которыми я пересекаюсь, постоянно напоминают мне тех, кого я уже знал раньше. Манерами, отношением к жизни, юмором. Причем нет разницы, из какой они культуры - русской или немецкой. Для невольной типификации в моей голове это не играет роли. Тому, конечно, и моя голова виной, и, в более общем плане, устройство наших мозгов, постоянно интерпретирующих действительность в пользу простой картины; ну и людские архетипы нельзя недооценивать.
Роман "Облачный атлас" Дэвида Митчелла состоит из шести формально не связанных друг с другом новелл, каждая из которых поселена в своем времени, начиная с середины XIX века и заканчивая далеким будущим. История дружбы плантатора и беглого раба в Полинезии в 1849 году; две истории из ХХ века - драма молодого композитора в Британии 30-х годов, триллер вокруг заговора менеджеров американского энергетического концерна в 70-х; в сегодняшней Шотландии - приключения престарелого издателя-прохиндея, связавшегося с гангстерами; еще через пару веков - история о эмансипации рабыни-клона в Корее; еще через пару веков - последняя история про столкновение двух человеческих цивилизаций в постаколиптическое время. У каждой новеллы своя стилистика и свой ритм, первая и последняя отчасти смыкаются в схожести конфликтов, напоминают Джозефа Конрада. Но главное: в каждой истории какие-то мимолетные ситуации, какие-то черты характеров героев повторяются - иногда прямолинейно, иногда на интуитивном уровне. И очевидна эволюция характеров и мышления протагонистов в схожих положениях. Никаких намеков на реинкарнацию, никакой эзотерики, если и ребус - то постольку-поскольку, а скорее просто литературный эксперимент.
В экранизации режиссерского триумвирата Тыквер/Вачовски/Вачовски истории рассказаны перемежающимися эпизодами, по-другому задачу было и не решить. В фильме больше пафоса и мессианства, столь типичных для Вачовски (и это не в упрек им, это их художественный стейтмент). Идея реинкарнации звучит громче, но, одновременно, атакуется неожиданным распределением ролей. Не сразу понимаешь, что голливудские звезды, играющие по пять-шесть характеров, вовсе не играют одни и те же "души", а все намного более запутанно.
Огромный респект специалистам по гриму: когда в финальных титрах показывают, кто кого играл - это просто шиза. О половине ролей не догадаться. Том Хэнкс-то всюду узнаваем, но, например, травести Хью Гранта оставляет постфактум крышесносящее впечатление.
Охрененно зрелищный фильм. Мощный калейдоскоп. Даже не верится, что почти целиком снят в бабельсбергских студиях под Берлином.
Короче, история о том, что все связано. Но не перепев "Аватара": уж слишком силен упор исключительно на нашу, человескую природу. И вот тут я возвращаюсь к своему скромному опыту вокруг современного прогресса и отношения к людям. У всех, ну у большинства из нас, есть чувство причастности к истории как минимум через родителей, бабушек и дедушек, а если повезет, то и прадедов. Как насчет причастности к истории будущего? Как насчет того, чтоб полистать семейные альбомы тех, кто будет жить после тебя? В "Облачном атласе" это чисто человеческое измерение очень сильно донесено.