Египетские евреи напоминали зародыш в материнском чреве - цельный и функционирующий организм со всеми признаками сложившейся нации. Заготовка народа, ожидающая рождения. «Племя в среде племени».
Не хватало главного - национального стержня, идеи, смысла.
Еврейская традиция считает
Песах не только Праздником Свободы, но и началом, рождением еврейского народа. Освобождение из рабства, хотя и поддержанное чудесами, было не просто божественным даром. Это была заслуга народа, его первичный и судьбоносный выбор. Выход на свободу из египетского рабства стал революционным решением, установившим во всей последующей истории еврейского народа центральную роль свободы.
Физический
Исход был необходимым, но недостаточным условием свободы, которая в полной мере была обретена евреями только в результате принятия Торы - свобода выбора между
добром и злом невозможна без умения их различать. Мы нашли опору в идеалах справедливости и добра. Гуманистические заповеди не порабощали человека. Они стали основой и стимулом для беспрерывного освобождения и самосовершенствования.
Неоднократное проявление проблематики свободы в еврейских истории и философии стало своеобразным тренингом. Под влиянием жизненных испытаний мы вели себя по-разному.
Кто-то сдавался и, отрекаясь от высших ценностей, от собственной воли, добровольно становился рабом.
Кто-то закалялся, сохраняя свою самобытность и внутренню независимость, и тем самым укреплял дух и подлинную свободу своего народа.
Таким образом, я считаю еврейский народ естественным носителем либерально-гуманистической идеи, как на общенародном, так и на индивидуальном уровне.
Поздравляю вас с великим праздником свободы.