Я заметил в себе странную тягу к прекрасному - быть может, влияет весна, быть может, что-то другое. За окном кружаться и тают огромные снежинки, словно слезы уходящей зимы. И вслед им машу рукой и я, прощаясь со снежной королевой. Довольно погостила она в наших краях.
А теперь к делу.
Мне хочется читать не только замечательные статьи замечательных людей, но и не ломать себе глаза при этом. А ведь иногда за диким ужасом оформления скрыто что-то важное. И вот я решился - и собрал тут список советов по оформлению записей в Живом Журнале, вдруг кому-то захочется писать красивые посты. Ведь сделать хорошую для чтения запись, особенно составную, не так просто, как может показаться - есть множество подводных камней.
Многие ведут эти блоги для себя. А тогда - зачем вы здесь? Красиво должно быть в первую очередь читателям, а о своих вкусах вы знаете лучше других. Но и вам тоже будет полезно это почитать. Ведь для себя тоже хочется сделать красиво, чтобы можно было любоваться своими записями по вечерам.
Оглавление.
1.
Отбивка.
2.
Кат.
3.
Типограф.
4.
Цвета.
5.
Выделение.
6.
Картинки.
7.
Оформление ЖЖ (тема).
8.
Аватар.
9.
Цензура.
10.
Репосты.
11.
Цитаты.
12.
Размер текста.
13.
Теги.
14.
Выравнивание.
15.
Заголовок.
16.
Эпиграфы.
17.
Разделение полосой.
1. Отбивка.
Давным-давно, когда мамонты бродили по просторам Севера и саблезубые тигры разбойничали на дорогах, люди поняли прелесть членораздельной речи. Появились отдельные слова, затем начали формироваться целые предложения, связанные в цельный текст. Мужчины наконец могли как следует выругать женщину за недожаренное мясо зубра вместо пары ударов по голове, а женщины - обсудить альфа-самца и его братьев. Это было великое время в истории человечества...
Когда появились книги - появились и переписчики, часто всю жизнь отдававшие этому нелегкому ремеслу. Эти талантливые люди украшали тексты буквицами - красиво нарисованными, яркими буквами , выделявшими начало новой части текста. На страницах старых книг мы может увидеть золотых львов, огненных драконов, сцены из жизни зверей, и все это - увитое великолепными орнаментами. Ведь уже в то время переписчикам было понятно, что различные смысловые части должны быть разделены и визуально. Позже это все трансформировалось в красную строку, выделяющую начало абзаца.
На самом деле абзац в том виде, в котором он сейчас находится, появился не так давно. Еще в 19 веке не было принято делить текст на небольшие части - и абзацы были монструозными, на несколько страницы каждый. Но время идет - и язык развивается, появляется понимание необходимости выделять меньшие смысловые части. Выделение отрывка в отдельный абзац означает его смысловую и/или интонационную разность с соседними отрывками.
С появлением же Интернета типографика должна была в корне измениться - это и произошло. На страницах сайта по разным причинам обычная красная строка уже не может служить удобным обозначением абзаца, поэтому используется отбивка - интервал между абзацами, позволяющий их визуально разделить. Она явно улучшает читабельность и позволяет удобно ориентироваться в частях текста.
Вывод: разбивайте текст на достаточно небольшие абзацы и разделяейте их пустой строкой. Из групп абзацев формируйте связные части, выделенные заголовками.
2. Кат.
Ну тут все достаточно просто. Написали вы огромный пост на какую-то тему, украсили его большим количеством картинок. А потом это счастье оказывается во френд-ленте ваших друзей, и они вынуждены скроллить и читать весь ваш пост, даже если не хотят этого сейчас делать. Несколько раз такой финт ушами - и вы потеряете френда. Что вам совсем не нужно - поэтому отбросьте все предрассудки и смело используйте
lj-cut. Он позволит спрятать большую часть вашей записи за аккуратной ссылкой - и ваши френды будут счастливы.
Особенно аккуратно это правило нужно соблюдать при постинге в сообщества - запись без ката могут не пропустить, у многих это прописано в правилах.
Вывод: как только ваш пост стал достаточно большим, или в нем появилось более одной картинки - необходимо прятать часть записи под кат.
3. Типограф.
Типографика как набор правил оформление печатного текста появилась очень давно. Именно поэтому нам так легко и удобно читать книги - ведь текст в них набран и сверстан с учетом десятков правил. С появлением интернета начала серьезно развиваться и экранная типографика - так как перенести все правила обычной на экран просто невозможно, хотя бы из-за переменной ширины экрана у разных людей.
Но компьютер принес и много неудобств - так, исчезли нормальные кавычки (то, что мы видим на клавиатуре - это искусственные кавычки для программистов, которые ужасно смотрятся в тексте), исчезло тире (на клавиатуре опять искусственный знак для объединения функций тире, минуса и дефиса). И тексты, набранные обычным образом, визуально смотрятся отвратительно - но это можно исправить. В интернете есть сервисы типографов, как
типограф студии Лебедева. Все очень просто - после написания поста перейдите в режим HTML, скопируйте вес текст, потом в типографе сделайте его нормальным - и вставьте обратно. Тогда вы получите замечательный текст с правильными знаками плюс неразрывными пробелами там, где они нужны. Например, предлог, оторванный от целевого существительного, смотрится ужасно.
Для удобства можно пользоваться плагинами - есть расширение для Google Chrome и плагин для Mozilla Firefox, которые вы можете найти по слову «типограф». В принципе, вы можете найти другие сервисы и пользоваться ими - только это не должны быть иностранные сервисы, так как правила верстки очень сильно отличаются в русской традиции и в западной. А нами текст хорошо воспринимается, когда сверстан привычным образом.
Вывод: пользуйтесь
типографом.
4. Цвета.
Вам хочется выделиться, хочется стать ярким и неповторимым? Вы хотите раскрасить ваш пост всеми цветами радуги, чтобы радовать читателей и проявить свою фантазию, показать свои эмоции и внутренний мир? Да вы псих :D! (Шучу, не беспокойтесь)
Не используйте, прошу, не используйте ни в одной записи более трех цветов для текста. Иначе ваш пост будет выглядеть никак - его нельзя будет прочесть, не испортив себе глаза, и содержание записи не удержит даже самых ярых ваших поклонников. Хотите быть ярким? Используйте яркие картинки и пишите ярким, красочным языком! Не нужно вам цветовое кодирование текста, оно лишь мешает воспринимать информацию.
Наши предки давно начали пользоваться цветами для кодирования - карты, одежда, украшения. По цветам можно было определить и социальное положение, и роль в группе. Ведь у людей разные цвета очень четко ассоциируются с определенными эмоциями. Вы можете написать серьезный пост оранжевым, но будет ли серьезным к нему отношение? Едва ли. Так же неплохо бы выделить ваши эмоции среди обычного текста ярким цветом (красным, оранжевым). Красным можно выделять ошибки в цитатах, самые важные моменты (но я бы так не делал). Лучше для фраз использовать выделение болдом или италиком, если цветом - то синим.
Не стоит забывать также следующее. Внимание людей хорошо привлекают синий, красный, зеленый цвета (желтый мы не будем использовать в силу особенностей ЖЖ). При этом фокусировка глаза на чем-то либо лучше тогда, когда происходит на зеленом цвете. Синий цвет глазу кажется немного размытым. Не стоит экспериментировать и с яркостью текста. Серый цвет может быть очень красивым - но будет утомлять читающего и заставлять напрягать глаза, то же можно сказать и о очень ярких цветах (розовый, оранжевый).
Вывод: выделять цветом можно лишь отдельные важные части текста. При этом нельзя использовать более трех цветов в одной записи. Выделять лучше всего синим цветом, в отдельных случаях красным или зеленым. Ни в коем случае нельзя использовать такие цвета как темно-фиолетовый, ядовито-желтый (и другие формы желтого), бледно-розовый. Также не стоит экспериментировать с яркостью и контрастностью.
5. Выделение.
Часто бывает нужно выделить какое-то слова, предложение или часть предложения, чтобы акцентировать на них внимание. Какие у вас могут быть варианты? Вы можете выделить текст болдом (жирным), можете италиком (косым), можете подчеркиванием. Но не стоит спешить это делать. Здесь можно дать следующие советы.
- Болдом лучше выделять заголовки и подзаголовки - там он смотрится хорошо и выделяет их из обычного текста. В других условиях он может быть излишне заметен и заранее обращать на себя внимание.
- Италиком можно выделять отдельные слова по ходу текста - тогда при прочтении они будут бросаться в глаза и запоминаться.
- Подчеркиванием лучше вообще не пользоваться. Во-первых, это ассоциируется у читателей записи со ссылкой. Во-вторых, это просто ужасно выглядит и не имеет преимуществ перед болдом и италиком.
- Смешивать выделения не нужно. Нельзя выделять и цветом, и болдом - это излишне акцентирует внимание на выделяемом и уменьшает визуальную связность текста.
Вывод: лучший вариант выделения такой - болд для заголовков, италик для остального. Ни в коем случае не нужно использовать подчеркивание и смешивать разные варианты выделения.
6. Картинки.
Что тут можно сказать - хорошая картинка значит очень много. Иллюстрировав ваши мысли изображением, вы поможете читателю лучше понять и проникнуться нужной атмосферой, плюс - отвлечете его от унылого (зачастую) чтения. Яркая картинка способна поднять настроение человеку и улучшить отношение к вашему посту.
Картинки можно центрировать, можно оставлять слева - это не очень важно. Мне больше нравится, когда картинка находится по центру. Обтекание картинки текстом делать не стоит - если только это не очень маленькая картинка. Иначе стоит оставить ее в одиночестве - пусть текст будет лишь выше и ниже.
Перед катом не стоит оставлять более одной картинки - это будет очень нагружать френд-ленту ваших читателей. Также не стоит делать пост состоящим из одних картинок, если хотите донести какую-то мысль до людей - в этом случае вам понадобится больше текста. Картинки должны быть лишь иллюстрациями для лучшего представления основных идей.
Вывод: аккуратное использование картинок способно оживить ваш пост, а чрезмерное - убить.
7. Оформление ЖЖ (тема).
Очень важно помнить, что в Живом Журнале есть два варианта просмотра чужих блогов - просмотр в своем стиле и просмотр в чужом стиле. И различия в этих вариантах могут быть очень существенны. Например, цветовое оформление может быть как темным, так и светлым - и ваши игры с цветом текста могут оказаться весьма печальны. Также многие популярные темы, к сожалению, выводят посты в очень узком виде - на это тоже следует обращать внимание при вставке картинок.
Поэтому лучше не экспериментируйте излишне с цветом и шириной записи - пусть ваше оформление постов как минимум хорошо смотриться в любой светлой теме (текст на белом или сером фоне) и при любой ширине колонки.
Вывод: не забывайте о существовании различных тем, в которых читатели могут видеть ваши записи.
8. Аватар.
Выбор аватара, безусловно - ваше личное дело. Никто не может принудить вас сменить его или убрать - если, конечно, он соответствует правилам Живого Журнала. Но несколько советов все же дать можно.
- Используйте аватар, не оставляйте пустого месте. Картинка будет ассоциироваться с вами, и вас станут запоминать. Иначе - вы потеряетесь среди ярких аватар других пользователей.
- Не ставьте на аватар что-то некультурное или подцензурное. Могут и неприятности быть - но серьезно вас точно воспринимать не будут.
- Аватар должен быть достаточно уникальным - если будет несколько людей с очень похожими картинками, это никому не доставит радости.
- На аватаре может быть ваша фотография - многие считают это признаком зрелости человека и блога. Я с этим не согласен, но плохого в этом точно нет - если только это не выша фотография в душе или в пьяном виде. Тогда не стоит. Также не нужно ставить себе на аватар фотографию какого-нибудь известного человек - это вносит путаницу и снижает доверие.
Вывод: выбор аватара - ваше личное дело, но пусть это будет осмысленное решение.
9. Цензура.
Мат, нецензурщина, брань - понимаю, иногда хочется. А если глянуть на ЖЖ кого-нибудь вроде
tema , так и вовсе желание просыпается. Можно много говорить о происхождении этих слов, можно упоминать Пушкина и Маяковского, пусть даже Пелевина и Веллера - но ведь вы не обязательно должны опускаться до их уровня, тем более что обычно они держали себя в руках. Да и, будем честны, на своем имидже они зарабатывают неплохие деньги.
Вы считаете, кому-то хочется слышать ваши оскорбления? Возможно, если вы на этом пиаритесь - но сомнительно в других случаях. Троллей, готовых оскорбить всех и каждого, в блогах хватает - достаточно почитать комментарии к любому популярному посту. Не стоит им уподобляться.
Вывод: не допускайте в своих записях мата и оскорблений. Такие проявления вашей культуры не помогут повышению авторитета в глазах ваших читателей, и лишь покажут уровень вашей культуры. Даже если он таков - действительно ли вы хотите выставить это на всеобщее обозрение?
10. Репосты.
Как известно, в Живом Журнале есть возможность делать репосты - копировать в свой блог чужую запись. Прежде чем делать так, подумайте хорошенько - хотят ли ваши читатели читать ваши мысли или чужие. Если вы хотите поделиться чьей-то записью с друзьями, то можно дать ссылку на чужой пост и прокомментировать. А можно воспользоваться замечательным сервисом
Постксерокс. Этот сервис позволяет сгенерировать код для вставки чужого поста в запись (с прокруткой). И желательно хоть как-то прокомментировать цитирование чужой записи.
Копирование всей записи оправдано редко, и вы четко должны представлять, зачем это делаете. Как вариант - агрегируете посты по определенной тематике, тогда это занятие полезное и многим нужное. Часто сложно найти хорошую подборку статей по нужной теме, и тогда ваши усилия будут оценены по достоинству.
Если вам очень хочется, вы можете разместить в своей записи кнопку репоста - чтобы другие могли спокойно разместить вашу запись в своем блоге. Злоупотреблять этим не стоит - кнопка репоста на личной записи будет, очевидно, неуместной и глупой.
Вывод: осторожно относитесь к репостам - чаще всего вам их делать не нужно. При этом при наличии желающих можете проставлять кнопки репоста в отдельные ваши записи.
11. Цитаты.
Очень часто приходится кого-то цитировать в своих постах - то ли литературное произведение, то ли мнение какого-то человека. И для того, чтобы читатель мог отличить ваши мысли от чужих, стоит как-то выделять цитаты. Можно это делать
разными способами. Цитируемый текст можно относить на расстояние от левого края, можно выделять фон каким-либо цветом, можно пользоваться италиком. Это все на ваш вкус - главное, чтобы читатель понял предназначение вашего выделения.
Вывод: выделяйте цитаты из вашего текста, чтобы отделить визуально ваши и чужие мысли.
12. Размер текста.
Что касается размера текста, очень многие норовят изменить стандартный для поста - в основном увеличить. Советую сразу отбросить все эти идеи - если пользователь считает, что для него шрифт маленький, он в браузере его и увеличит. И не стоит лишний раз раздражать читателя вашими загонами по поводу размера шрифта - для большей части стандартный размер замечательно подходит.
Если же вы измените размер текста (а не дай бог еще и будете его варьировать в разных частях записи), то читатель будет вынужден менять масштаб в браузере, что сделает вашу запить некрасивой и доставит ему хлопоты. Пусть ваш текст будет одного размера шрифта по всей записи.
Вывод: единственное место, где можно экспериментировать с размерами шрифта - заголовки.
13. Теги.
На самом деле это очень важный пункт. У вас в журнале может быть большое количество записей на совершенно разные темы, интересующие разных людей. Кому-то интересны фотографии из путешествий, а кому-то - приготовление блюд. Кто-то хочет почитать о политике, а кто-то - о культуре. Именно для этого и существуют теги, позволяющие выделить ключевые фразы из текста вашей записи. Не поленитесь - проставьте теги в каждой вашей записи. При этом выделят надо основные моменты - если вы вскользь упомянули, к примеру, Ричарда Гира, не стоит ставить его в тег - особенно если пост не о кино.
Также тегирование позволяет вам и вашим читателям очень просто отыскивать записи из прошлого - мало кто может вручную просмотреть вашу тысячу записей, но, отфильтровав по тегам, останется уже десяток - и запись будет найдена. Все же стоит иметь сочувствие к итересующимся вашими предыдущими постами - и давайть им возможость для удобного поиска.
Вывод: аккуратно расставляйте теги ко всем записям.
14. Выравнивание.
Выравнивать текст можно несколькими способами - можно выравнивать его по левому краю, по правому краю, по центру и по ширине. Очень многим хочется выравнять текст своей записи по ширине - ведь именно это мы видим в книгах с детства. Но не стоит забывать, что интернет приносит свои правила и законы. Так, у браузера нет возможности использовать все приемы для того, чтобы не допустить огромных пробелов между словами при выравнивании по ширине - и мы получаем настоящий ужас.
Конечно, в книге текст выглядит замечательно - ровная колонка на листе бумаге, нигде нет больших пробелов. Но все это достигается большими усилиями верстальщиков, которые вручную доводят текст после работы специализированных программ. При этом невозможно в произвольном тексте в интернете расставить переносы однозначным образом - ведь при разной ширине страницы у пользователей это может выглядеть ужасно, когда переносы не попадут на край строки. А то, что делают браузеры - отнюдь не приближает ваш текст по уровню восприятия к книжному, и потому не стоит делать выравнивание по ширине.
Что касается выравнивания по левому краю, то не надо относиться к нему с предубеждением. Разве, читая этот текст, вы испытываете неудобства от рваного правого края тексте? Нет, конечно - при отсутствии фиксированной ширины мы привыкли к этому, и глаз не цепляется.
Вывод: никогда не используйте выравнивание текста по ширине. Вместо этого используйте обычное выравнивание по левому краю. Для заголовков и подписей к картинкам можете использовать выравнивание по центру, а для особых нужд - выравнивание по правому краю.
15. Заголовок.
Заголовок в вашем посте должен быть - манера оставлять его пустым не делает вам чести. Ваши заголовки должны описывать суть вашей записи. Не стесняйтесь делать их очень большими - лучше человек прочитает и поймет, о чем речь, чем перейдет по ссылке и будет разочарован. Если вы пишите об архитектуре средневековья, не стоит называть запись «В старом соборе», как любят это делать некоторые. Такой заголовок абсолютно неинформативен.
Вывод: снабжайте свои записи хорошими заголовками - не тратьте нервы читателей.
16. Эпиграфы.
Очень многие любят предварять свои посты эпиграфами. Конечно, красиво и ярко... но не удержусь и процитирую
Юрия Никитина:
Всем хочется, чтобы своя вещь выглядела как можно красивше. Потому многие начинающие старательно увешивают свои простенькие опусы множеством эпиграфов.
У многих потом переходит в привычку, дурную, скажем сразу, привычку. Все-таки эпиграфы - нечто сродни плагиату, когда на свой чурбан навешиваешь чужие кружева. Да плюс еще и костыли. Конечно, это сильно сказано: «сродни плагиату», мягше надо, понимаю, все-таки не плагиат это, конечно, а украшение, однако это украшение с чужого, как говорится, плеча.
Украшая свое произведение эпиграфами, вы тем самым признаетесь, что оно - хроменькое, убогенькое. Ну не может оно существовать без костыликов! Да и странновато выглядит эта ворона в павлиньих перьях, где после яркого и красочного эпиграфа идет серенький, как дохлая мышь, авторский текст. Эффект, прямо сказать, комичный. Во всяком случае, противоположный тому, чего добивался слишком уж изобретательный автор.
Вывод: задумайтесь, так ли нужно вам ссылаться на чужие мысли.
17. Разделение полосой.
Есть еще один замечательный способ разделить блоки вашего поста на части визуально - это использовать разделительную линию. Сделать это можно так: в режиме HTML в нужном месте написать . В результате получим сплошную линию, разделяющую части вашего поста. Она не бросается в глаза и не нарушает структуры записи - потому является замечательным разделителем.
Вывод: можно использовать разделяющую линию в записях.