В ноябре в рамках российско-американской программы по обмену журналистами мне довелось поработать три недели в американской газете Denver Post, которая
выпускается в городе Денвер, штат Колорадо. Помимо собственно журналистской работы, я пообщался с самыми разными сотрудниками издания.
Как наиболее уважаемая газета региона с многолетней историей входит в новую цифровую эпоху; есть ли у нее шанс приучить свою аудиторию платить за контент в интернете и зачем ей нужен редактор, разбирающийся в сортах марихуаны, - читайте в этом материале.
Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines, проекта «Российской газеты»
Материал впервые опубликован в
журнале "Журналист" №12/2013 “Требуется редактор, пишущий о марихуане”. Это не шутка на тему “Страха и ненависть в Лас-Вегасе”, а вполне реальная вакансия, размещенная в середине ноября газетой Denver Post. Резюме, впрочем, слать не стоит - специалиста по марихуане, “pot editor”, руководство газеты планирует найти среди уже действующих сотрудников.
Нечасто в изданиях появляется потребность в запуске новой рубрики, особенно такой своеобразной. Дело в том, что в Колорадо недавно приняли закон, легализовавший продажу “травки” в небольших объемах без рецепта. Легальные продажи начнутся уже в январе 2014 года. Ставка налога, медицинские проблемы, отношение представителей закона и поборников морали, подборка лучших сортов травки - вот небольшой перечень тем, на которые придется писать новоиспеченному редактору.
Все надежды на пейволл
А вот прочитать результаты его работы доведется не всем - буквально за два дня до размещения вакансии медиа-компания Digital First Media, в которую входит в том числе и Denver Post, объявила о том, что переводит все свои информационные ресурсы на модель платного доступа к контенту в интернете. Таким образом, информацию о 50% американских СМИ, запустивших “пейволл” (paywall, то есть платную модель доступа к конетнту), уже со 2 декабря 2013 года нужно пересматривать в сторону увеличения. Именно в этот день заработали пейволлы на ресурсах Digital First Media.
Пока это выглядит попыткой снять сливки с особо активных пользователей: каждый читатель сможет читать 25 статей в месяц бесплатно. Более того, срочные новости, часть спортивного контента, некрологи и еще некоторые типы информации останутся бесплатными. За все, что сверх этого лимита, придется платить - сначала 1 доллар, в тестовый месяц, а потом по $12. В дальнейшем количество бесплатных статей планируют плавно сокращать.
Планерка в редакции the Denver Post
Руководство компании оптимистично рассчитывает, что трафик снизится всего на 10% после введения новой системы. Само падение традиционно надеются компенсировать за счет более таргетированной, а следовательно более дорогой рекламы - платный доступ предполагает регистрацию, в ходе которой можно будет получить более подробный портрет аудитории.
Некоторые сотрудники, выходящие из зала после объявления о введении платного доступа, хмурились и ворчали , что падение трафика будет более чувствительным. Другие тоже не испытывали восторга, но по другому поводу: по их мнению, нужно было запускать пейволл еще года два назад, вместе с The New York Times, которая уже «собирает цифровые доллары» новой модели.
“Потребуется время, чтобы научить людей платить за то, что в их сознании всегда было бесплатным”, - говорит главный редактор Denver Post, работающий в издании с 2002 года, Грегори Мур. По его словам, будущее газеты зависит от того, удастся ли приучить людей платить за контент, который они потребляют. “Так же, как они платят за яйца. Яиц может быть много, их хватает всем, но они не бесплатны. Новостей тоже много, но их производство стоит денег”, - утверждает Грегори.
И судя по разговорам других сотрудников, эти деньги не пропадают впустую. У Denver Post есть собственный отдел расследований, телестудия, специалисты, работающие с данными и создающие журналистские продукты на их основе. Последнее достижение - интерактивная карта преступлений Денвера с трансляцией данных, поступающих из полицейского управления, в живом режиме. За контент такого уровня действительно будет не жалко платить по 12 долларов в месяц.
Пулитцер за срочные новости
Denver Post идет той же дорогой, что и многие другие американские СМИ. По словам Мура, принципы его издания не отличаются от остальных качественных медиа - это независимость от политического влияния; приверженность истине и объективность, то есть предоставление права голоса всем участникам конфликта на равных. “А также способность получать удовольствие от своей работы и развлекать читателя” - добавляет Грегори, улыбаясь. Возможно, это самая непростая часть, потому что зачастую темы для освещения не самые веселые: только с лета Denver Post написал о череде лесных пожаров в Колорадо, наводнении, различных перестрелках с участием полиции, слушаниях по делам об убийствах и еще много чего. Последний Пулитцеровский приз издание получило за освещение стрельбы в кинотеатре в денверском районе Аврора, устроенной Джеймсом Холмсом в 2012 году на премьере нового фильма про Бэтмана.
Те самые материалы, за которые редакция получила "Пулитцера"
По словам Кевина Дейла, директора отдела новостей Denver Post, этот Пулитцер не был случайным: редакция начала строить стратегию своего развития в интернете вокруг срочных новостей еще несколько лет назад. “Мы заставили практически весь ньюсрум все время думать о срочных новостях, быть всегда готовыми отреагировать на них, иметь необходимые устройства (смартфоны) для быстрой записи и передачи самого разнообразного контента. Это часть ДНК нашей организации”, - объясняет Кевин. “Наш план - бросить максимально возможные силы на освещение ситуации в самом начале ее развития, чтобы быстро разобраться в ней и после этого уже планировать дальнейшие действия”, - поясняет он. В ночь, когда произошла стрельба в кинотеатре, один из ночных дежурных журналистов услышал об этом из полицейского сканнера, всегда включенного у него на столе. Он позвонил Дейлу, а тот уже поднял на ноги всех остальных. Все доступные сотрудники ньюсрума были в полной боеготовности в течение часа, несмотря на позднее время.
Здание газеты находится в самом центре Денвера
В дальнем углу обширного ньюсрума Denver Post о срочных новостях думают не так часто и не так много. Атмосфера тут более спокойная и размеренная, но не менее серьезная и сосредоточенная - это отдел расследований, который возглавляет Грег Гриффин. Спешки тут нет, просто потому что сама работа предполагает кропотливое просеивание данных, долгие переговоры с анонимными источниками, отправку бесчисленных запросов в государственные организации. По словам Грега, его команда из 5 журналистов одновременно работают над одной-двумя долгоиграющими историями и парой десятков более коротких. “Определенный результат наши расследования имеют практически всегда. Например, история про условно осужденных преступников, которые оставались без контроля со стороны государства и продолжали совершать преступления, дала толчок к скорому принятию мер по ужесточению законодательства в этой области”, - рассказывает Грег. Подобные сюжеты по трудоемкости производства превышают сотни и тысячи новостей и не приносят столько трафика, однако они работают на репутацию издания и дают ему возможность по праву относить себя к четвертой власти.
Цифровые инструменты
По словам Грегори Мура, за 38 лет, проведенных им в газетном бизнесе, самым большим изменением стало повсеместное проникновение технологий в процесс производства новостей. Естественно, они активно используются и его сотрудниками.
К примеру в одном из окон браузера практически у всех редакторов непременно запущен сервис Chartbeat, измеряющий вовлеченность аудитории в чтение статей на сайте. Он показывает количество людей на определенной странице сайта в определенное время, а также то, откуда эти люди приходят: из поиска, социальных сетей или новостных агрегаторов.
“Если люди тратят на статью недостаточно времени, значит определенно стоит помочь истории раскрыться”, - объясняет Викки Мигойя, редактор срочных новостей. “Если же наоборот, мы видим, что статья пользуется популярностью, то должны использовать это, добавив дополнительные элементы в статью, чтобы заставить читателей как можно дольше задержаться, а затем уйти вглубь сайта”, - рассказывает она.
Повсюду в ньюсруме расставлены "мистические солдатики". Никто не знает, как они тут появились
Еще один инструмент веб-аналитики под названием Omniture используется в редакции для получения более долгосрочной статистики, например, количества просмотров определенной статьи за все время, прошедшее с момента ее публикации.
Как и в случае с печатной журналистикой, при возникновении экстремального новостного повода, сайт denverpost.com меняет свой привычный вид. Авральная верстка носит простое и понятное название: “Апокалипсис” или “разрыв шаблона”. Он используется довольно редко для освещения крупных событий или важных срочных новостей, вроде наводнения, стрельбы в кинотеатре или выборов.
Цифровая прибыль
По разным данным, цифровая часть бизнеса Denver Post обеспечивает от 15% до 22% всей прибыли. В таких условиях мысли об отказе от печатной версии если и возникают, то редко. Впрочем, этот показатель весьма неплох для традиционных медиа, даже в Америке. “Для людей 50 лет и старше, печатная газета все еще является важным носителем и, кстати, в будущем - это будет стоить им немало”, - объясняет Грегори Мур. По его мнению, через десять лет, когда у 60-летних читателей все еще будет желание получать свой печатный выпуск по утрам, им придется платить за это кругленькую сумму, ведь число их, увы, будет только сокращаться.
ТВ-студия в ньюсруме The Denver Post
Пока же Denver Post учится зарабатывать на онлайне и диверсифицировать бизнес. Помимо очевидной рекламы и маркетингового продвижения, она предлагает местному бизнесу целый спектр дополнительных услуг. Он включает в себя консультации и разработку на аутсорсе интернет-сайтов, мобильных сайтов, мобильных приложений, а также поисковую оптимизацию и продвижение в социальных сетях.
Спонсированный контент или нативная реклама пока широко не используется, однако, по словам заместителя руководителя рекламного отдела Denver Post Кристин Мозер, у газеты уже есть два соответствующих контракта на январь 2014 года. “Это рекламный продукт с совершенно другим циклом жизни, который требует больше времени для конверсии потребителей. Так что он подходит, скорее, клиентам с большими бюджетами”, - объясняет она.
На вопрос, вызывает ли спонсированный контент неприязнь у редакторов, Грегори Мур отвечает отрицательно, однако добавляет: “Он начинает не нравиться мне только тогда, когда рекламодатель пытается манипулировать редакторским контентом, не говоря об этом своему потребителю. На такое мы никогда не пойдем”.
Журналистика с эмоцией
Напоследок я прошу Грегори Мура дать несколько советов молодым журналистам, которые только начинают свою карьеру. Помимо рекомендаций чтения разнообразной литературы и освоения цифровых инструментов журналистики, он говорит: “Всегда испытывайте сопереживание к людям и темам, о которых вы пишете, не будьте безэмоциональными. Это поможет вам делать по-настоящему качественные материалы”.