Начнем с того, что марксизм рассматривает семью исключительно как экономический институт - своего рода малое предприятие, имеющее целью организацию домашнего хозяйства и создание оптимальных условий для выращивания потомства. И как любой экономический институт, семья не остается неизменной и независимой от существующих исторических обстоятельств, экономических и социальных тенденций. Так произошел в свое время переход от родовой общины к патриархальной семье, от патриархальной семьи - к буржуазной семье.
Буржуазная, современная нам семья, имеет несколько отличительных черт.
Во-первых, она имеет довольно узкий состав и вертикальную структуру - родители, дети, и иногда родители родителей. Это отличает ее от предшественницы. патриархальной семьи, в которой существовали очень мощные горизонтальные связи с близкими родственниками - дядьями, тетками, кузенами, двоюродными и троюродными родственниками. Эту разницу можно увидеть на примере семейных связей среди народов Кавказа, где наличествуют заметные пережитки патриархального строя.
Во-вторых, буржуазная семья имеет юридически закрепленную общность имущества, передаваемого по наследству от родителей к детям.
В-третьих, дети являются своего рода частной собственностью своих родителей, которые самостоятельно определяют место проживания, круг общения, методы и ценностные ориентиры воспитания, направление развития своих детей и тд
Все эти черты буржуазной семьи обусловлены господствующим капиталистическим строем
1. Общность имущества позволяет формировать и накапливать семейный капитал.
2. Право наследования и вертикальная структура семьи позволяют передавать этот капитал по наследству детям, не распыляя его среди дальних родственников (буржуазные государства даже принимают законы, ограничивающие право собственников передавать наследство по собственному усмотрению в обход прямых наследников)
3. Контроль над детьми обеспечивает преемственность, позволяющую сохранить капитал и навязать ценности, способствующие его накоплению.
Таким образом, институт современной буржуазной семьи является одним из столпов, обеспечивающих устойчивость капиталистической системы. Отсюда растут ноги у агрессивного, фанатического навязывания "традиционных семейных ценностей" консервативной правой и ультраправой повестками, а также продвижения буржуазной семьи как некоего поэтического, пасторального идеала.
При этом очевидно, что попытки принудительно сохранить в неизменности институт буржуазной семьи, есть признак острейшего, давно назревшего кризиса этой самой семьи. Зашкаливающее количество разводов, наступающих после окончания "букетно-конфетного" периода отношений, говорит о том, что современному человеку не очень то и нужна семья в ее современном виде. Все больше людей предпочитают не оформлять свои отношения юридически. Воспитание детей в семье теряет популярность как из-за занятости родителей, делающих карьеру, так и из-за высоких требований к уровню образования, необходимого детям. Да и самих детей рождается все меньше, буржуазная семья оказывается просто неспособна выполнить функцию простого воспроизводства человека.
Естественно, у консервов от всего этого натурально горит задница, и потому они и давят на государство с инициативами, одна безумней и реакционней другой - от запрета абортов и разводов, до возвращения цивилизации "к земле".
Именно поэтому марксисты выступают за разрушение института буржуазной семьи. Не любой семьи в принципе, но именно буржуазной. Что придет ей на смену, для нас вторично - возможно, пресловутая "шведская семья" (т.е. несколько пар, ведущих совместное хозяйство) или коммуна. Для нас ключевой вопрос - в освобождении людей от навязываемых им норм и правил, давно изживших самое себя. А дальше люди сами разберутся.
И не волнуйтесь, консервы, разрушение института буржуазной семьи - это не больно. Необходимо всего лишь:
1. Отменить общность имущества супругов
2. Отменить официальную государственную регистрацию брака
3. Отменить право на наследование имущества, либо ограничить его высоким налогом на наследство (до 90% от стоимости наследуемого имущества)
4. Развивать и делать доступными институты общественного воспитания детей, таких как ясли, детские сады, школы-пансионаты, университетские коммуны.
Последний пункт, кстати, является единственным реальным способом повысить рождаемость до уровня воспроизводства населения. Только избавив родителей от необходимости 20 лет тянуть лямку, удовлетворяя за свой счет все более растущие потребности нового поколения, можно этого добиться. Но подробно об этом напишу как-нибудь в другой раз.