Mar 16, 2019 20:14
1. Согласно марксизму, два антагонистических класса при капитализме - пролетарии и капиталисты. Пролетарии - те, кто продает свою рабочую силу, капиталисты - те, кто эту рабочую силу эксплуатирует, присваивая прибавочную стоимость.
2. Наемные работники сферы услуг эксплуатируются в том случае, если работодатели покупают их рабочую силу не как конечные потребители, а для продажи услуг третьим лицам. В этом смысле наемные работники - пролетарии, но не создающие прибавочный продукт (который мог бы накапливаться, ибо произведенный ими товар тут же и потребляется), а лишь перераспределяющие прибавочную стоимость в пользу работодателя.
Фермер - мелкий буржуй, сельский батрак - пролетарий.
Аналогично делятся на мелкобуржуазных тудящихся/пролетариев:
самозанятая нянечка /санитарка в больнице,
персональный водитель /водитель автотранспортного предприятия,
самозанятая проститутка /проститутка в борделе.
3. Мелкобуржуазные трудящиеся элементы - промежуточные классы с противоречивыми классовыми интересами. Их интересы как предпринимателей совпадают с буржуями, как трудящихся - с пролетариями.
4. С другой стороны.
Мы можем разделить работающих на тех, кто создает прибавочный продукт - и всех остальных.
В связи с огромным скачком производительности труда число первых сильно уменьшилось. Всю сельскохозяйственную продукцию способны произвести до 10% населения, а промышленную - 10-15%. Торговцы, финансисты, учителя, врачи, попы и парикмахеры сегодня составляют большинство населения. Труд некоторых из них приносит общественную пользу, труд других - нет, но по сути все они существуют за счет первой группы.
Марксизм не выделяет эти две группы как антагонистические классы, хотя их классовое сознание, очевидно, может различаться, даже если с формальной марксистской точки зрения и те, и другие - пролетарии.. Например, могут расходиться интересы бюджетных работников, зависящих больше от бюджетной политики властей - и промышленных рабочих, которые могут разделять некоторые взгляды своих хозяев, а не бюджетников, например, отношение к налогам.
Третье.
Согласно классикам, пролетарий - тот, кому нечего терять, кроме своих цепей. Иными словами: его зарплата едва покрывает воспроизводство его рабочей силы.
В связи с огромным скачком производительности труда здесь тоже произошли кое-какие изменения со времен Маркса, прежде всего в эпоху кейнсианских социальных государств (которые, правда, сегодня по всему миру сворачиваются).
Доходы и благосостояние пролетариев и трудящихся в 1950-80х росли, иногда выше потребностей воспроизводства - по крайней мере, простого воспроизводства, если и не расширенного. У некоторых даже появлялись возможности нетрудового дохода - от недвижимости или депозитов. К тому же, пролетарии тоже становились получателями общественных благ в социальных государствах. То есть наемный работник продолжает приносить прибавочную стоимость капиталисту, но имеет и другие доходы, которые позволяют ему существовать и не продавая свою рабсилу. Это тоже не могло не повлиять на классовое сознание.
Четвертое.
Очевидно, что в истории человечества встречались такие общества, большинство которых составляли паразиты, живущие за счет чужого труда. Таким было древнеримское общество («Хлеба и зрелищ!»). Причем, труд, на котором паразитирует общество, может быть и не живым, а накопленным (овеществленным) трудом прошлых поколений. Как в нынешнем российском обществе, паразитирующем на вывозе сырья и предшествующих достижениях.