П. Сорокин в уже упоминавшейся работе «Современное состояние России» писал, что то, что возникло в этой стране после революции «представляет собой буквальное повторение хозяйственной системы Ассиро-Вавилонии, древнего Египта, древней Спарты, Римской империи периода упадка (III-IV вв. по Р.Х.), государство инков Перу, иезуитов, системы не раз имевшей место в истории древнего Китая, напр. при Ван-ан-Ши и др., древней Японии, системы близкой к состоянию ряда государств ислама, бывшей не раз в истории Персии, Индии и т.д.».
На большое сходство между советским обществом и восточными указывал К.А. Виттфогель в монографии «Восточный деспотизм. Сравнительное исследование тотальной власти». Он писал об аграрном и индустриальном деспотизме, об аграрной и индустриальной формах «тотального государствизма».
Юрий Семенов (
https://scepsis.net/library/id_345.html)
Стоит написать пару слов про роскошные автомобили Ленина, Сталина и прочих вождей, о том, что они использовались не только этими "первыми лицами" в государстве, но их братьями, сестрами, женами и т.п., не говоря уже о том, что и зампред СНК Цюрупа оказывался в "элите рабоче-крестьянской власти", так люди аж не верят. Или верят, но придираются? Как же, им в школе столько тулили про "самого человечного человека", про "идеалы равенства", про "скромность в быту", что реальные факты не лезут в отформатированные мозги.
Далее - только тексты об автомобилях и имении Горки, без комментариев.
"По сохранившимся данным, в июле 1920 года автомобили Особого гаража выезжали по ленинским вызовам 147 раз и проехали 5913 верст (1 верста составляет 1 км 66,8 м.-Ъ). Ленина возили лишь десять раз, членов его семьи - 64 раза. В остальных случаях на машинах гаража ездили не указанные в отчетах частные лица. Кроме того, за этот месяц члены семьи накатали в 3,5 раза больше председателя Совнаркома. За малыми исключениями эти пропорции сохранялись и в следующие месяцы.
В 1921 году при очередной проверке гаража особого назначения (ГОН), как он стал именоваться в документах в том же году, контролеры отметили: "Выезды членов семьи Председателя Совнаркома распределялись:
М. И. Ульянова - ок. 30%
А. И. Елизарова - 17%
Н. К. Ленина - 8%
Д. И. Ульянов - 3%"//
https://www.kommersant.ru/doc/348259 "В феврале 1922 года Александру Павловичу пришлось оправдываться перед наркомом национальностей товарищем Сталиным за то, что тому вместо лимузина «Делоне-Бельвиль» из-за ошибки нарядчика поздно вечером подали одну из двух дежурных машину, которой оказался открытый «Непир». Второй дежурной машиной в ту ночь был лимузин «Роллс-Ройс», но его держали для заместителя предсовнаркома Цюрупы"//
https://www.kommersant.ru/doc/3773417#id1663031 "В апреле 1921 года по приказу Управделами СНК осмотр автомобилей ГОНа произвел начальник Автобазы Совнаркома. Он представил отчет о техническом состоянии автомобилей:
«1. Рольс-Ройс № 21...
2. Рольс-Ройс № 19...
3. Делоне-Бельвиль № 9...
4. Рольс-Ройс № 3...».
Согласно акту проверки от 6 мая в ГОНе было 5 автомобилей, из которых один находился в ремонте мастерских Автобазы СНК. Штат служащих составлял 10 человек. Машины подавались только Ленину и его семье. За период январь - апрель было пройдено 16 789 верст (январь - 3740, февраль - 4460, март - 3951, апрель - 4638)....
"//
https://vvprf.ru/special/kreml-9/garazh-osobogo-naznacheniya.html "В начале 1921 года была разработана сделка века, предполагавшая поставку "Роллс-Ройсов" для советской элиты. В мае 1921 года АРКОСу под это выдали 10 млн золотых рублей, что равнялось Ј1 млн. На эти деньги можно было закупить больше 400 новеньких "Роллс-Ройсов". Но случилось непредвиденное - в России разразился голод. Тратить такие деньги на роскошные лимузины, в то время как по всему миру собирались средства для помощи голодающим, было неприлично даже для известных своим цинизмом большевиков.
Однако менеджеры АРКОСа, видимо глубоко и лично заинтересованные в успехе проекта, делали все возможное для его спасения. Они якобы не до конца поняли полученную 11 июня 1921 года из Москвы шифровку об отмене сделки. Все лето в АРКОСе пытались найти основания для оплаты хотя бы небольших заказов на "Роллс-Ройсы". Руководитель компании Клышко сообщал в конце июля в Москву наркому иностранных дел Чичерину: "Четыре Рольса (так в тексте.- 'Деньги') куплены до получения Вашей телеграммы на основании ранее полученных распоряжений. Всего вместе с запасными частями на 9650 стерлингов. Автомобили отправляются пароходом, уходящим в субботу 13-го (августа.- 'Деньги'). Впредь до новых распоряжений от дальнейших покупок воздержимся".
Однако практически одновременно в Совнарком ушла другая телеграмма: "Присланный в феврале список запасных частей для Рольсройс автобазой Совнаркома 17 февраля #1469 не мог быть исполнен вследствие отказа фирмы доставлять запасные части для автомобилей прежних лет. Затем исполнение заказа было приостановлено ввиду общей отмены всех заказов постановлением СТО (Совета труда и обороны.- 'Деньги'). Самый список был признан нашими специалистами составленным недостаточно полно... Всесторонним обсуждением вопроса приходим к заключению о необходимости заказать немедленно три Рольса и два шасси для старых моделей сверх заказанных частей согласно новому списку, итого на общую сумму приблизительно 15 тысяч фунтов. Если находите необходимым немедленное исполнение задания автобазы Совнаркома... полностью, необходимо добавить еще 25 тысяч фунтов. Немедленно телеграфируйте, утверждаются ли Вами кредиты, и переведите соответственную валюту".
В августе АРКОС наконец сообщил, что готов направить выделенные на "Роллс-Ройсы" средства на закупку продовольствия для голодающих Поволжья. Закупки автомобилей возобновились лишь в начале 1922 года. При этом лондонцы продолжали гнуть свою линию. С большой неохотой они заказывали во Франции запчасти для "Делоне-Бельвилей" из гаража Совнаркома, а в Америке - для "Паккардов" из гаража ВЦИКа. А когда правительственной автобазе потребовались мотоциклы, АРКОС, конечно же, приобрел английские BSA.
Только после ликвидации в середине 20-х годов фактической монополии АРКОСа на внешнюю торговлю СССР в страну начали массово поступать автомобили небританского происхождения. К тому времени Москва превосходила по количеству "Роллс-Ройсов" любую другую столицу мира...
Во многих воспоминаниях говорится, что Сталин не любил "Роллс-Ройсы", предпочитая ездить на "Паккардах". И тем не менее он разрешил или по крайней мере не возражал против массового ввоза автомобилей конструкции Ройса. Возможно, все дело в том, что при дележе царских автомобилей Сталину упорно не давали ничего приличного. Ему выделили маломощный по сравнению с машинами других руководящих товарищей "Воксхолл", тогда как его извечный соперник Троцкий, как уже упоминалось, получил "Роллс-Ройс".
Сталин использовал крепкие "Роллс-Ройсы" в качестве своеобразных джипов - на этих машинах его возили на охоту и рыбалку. К тому же он любил быструю езду по разбитым подмосковным дорогам. И все же довольно скоро, к середине 30-х, Сталин пересел на дорогую его сердцу продукцию американского автопрома. "Роллс-Ройсы" из правительственного гаража, куда они были собраны в 1932 году по предложению Ворошилова, стали спускать вниз по вертикали власти, и в 40-е годы можно было встретить председателя передового колхоза, разъезжающего на убитом элитном автомобиле"//
https://www.kommersant.ru/doc/457357 "После смерти Ильича число обслуживаемых ГОНом лиц увеличилось: в рапорте от 20 мая 1924 года на имя нового председателя Совнаркома Алексея Ивановича Рыкова начальник автобазы сообщал, что особый гараж обслуживает Марию Ильиничну, Надежду Константиновну, Анну Ильиничну, Дмитрия Ильича, Николая Ивановича Бухарина, тов. Сталина, А.И.Рыкова и проф. Гитье. В этом же рапорте упоминается, что в ГОНе на тот момент числилось восемь «Роллс-Ройсов»"//
https://www.oldtimer.ru/blogs/ivan_barantsev/tri-istorii/ "В начале 1921 года в Лондоне советская торговая делегация во главе с Леонидом Красиным заключила сделку века - подписала договор о покупке 70 автомобилей Rolls-Royce. Единовременно столько автомобилей еще не покупал никто и никогда! Но случилось непредвиденное: Россию охватил голод, и тратить миллионы на десятки Rolls-Royce большевики не решились. Сделку немедленно пересмотрели - часть денег направили на закупку продовольствия. К концу года Rolls-Royce в гараже Совнаркома было уже 13. И среди них два автомобиля, которыми пользовался сам Владимир Ильич....В советское время было принято считать, что оба ленинских Rolls-Royce изготовлены еще до 1917 года и экспроприированы революционно настроенными массами у буржуев, так как факт покупки роскошных авто в тяжелое для страны время вредил образу партии"//
https://www.zr.ru/content/articles/100164-odin_iz_partii/ "Открытие музея, который планировалось организовать в Горках сразу после смерти вождя, пришлось отложить на четверть века из-за того, что в Горках укрепился младший брат Ильича Дмитрий Ульянов вместе с семьей. Выдворить его оказалось решительно невозможно: упрямый Дмитрий не хотел покидать Горки, хотя имел прекрасную квартиру в Москве. Он только пил красное вино и катался по парку на автоматической инвалидной коляске, которую купил в Англии для Ленина нарком внешней торговли СССР Красин"//
https://raven-yellow.livejournal.com/58229.html