Замочить старушку: сила в немощи совершается

Nov 22, 2018 19:30

Давно хотел рассказать об этом британском фильме, уже был составлен логлайн и набросан черновик, как из-за неполадок с компьютером пришлось начинать всё заново.

Название картины: “Замочить старушку”. (В оригинале - “The Ladykillers”).
Жанр: чёрная комедия
Год выхода на экраны: 1955
Режиссер: Александр Маккендрик
Сценарист: Уильям Роуз
В главных ролях: Алек Гиннесс, Питер Селлерс, Герберт Лом, Сесил Паркер, Дэнни Грин и Кэти Джонсон.

Запишем логлайн. Для этого сначала выделим героя, его недостаток характера, антагониста, цель героя, основной конфликт, иронию, а также определим, какие на кону ставки.

Герой/героиня: пенсионерка, старушка-божий одуванчик, ставшая невольной соучастницей дерзкого ограбления.
Недостаток характера героини: наивность, простодушие, бесхитростность, “святая простота”.
Антагонист: шайка грабителей.
Цель героини: уговорить грабителей вернуть в банк украденные деньги.
Основной конфликт: между пенсионеркой и грабителями.
Ирония: наивная бабушка пытается уговорить циничных грабителей вернуть деньги, в то время как преступники решают, кто из них убьет пенсионерку.
Ставка: жизнь героини.
Основной драматический вопрос: Сможет ли старушка убедить грабителей вернуть деньги в банк, или они пришьют пенсионерку раньше?

Логлайн: Простодушная пенсионерка, ставшая невольной соучастницей дерзкого ограбления, пытается заставить грабителей вернуть украденные деньги, в то время как сами преступники решают, кто из них замочит старушку.

Чуть лаконичнее:

Простодушная пенсионерка пытается убедить грабителей вернуть сорванный ими куш, в то время как преступники решают, кто из них прикончит старушку.

Задание №1: попробуйте составить более лаконичный и привлекательный логлайн.

Почему стоит посмотреть картину?

- Классика британского кинематографа, поставленная на знаменитой киностудии “Илинг” (Ealing Studios). Фильм занимает 13-ю строчку в списке 100 лучших британских картин по версии BFI.

- Сценарий, номинированный на “Оскара” и завоевавший премию BAFTA в номинации лучший британский сценарий. Сюжет комедии прост, но за кажущейся простотой стоит неординарный талант сценариста Уильяма Роуза. (Обратите внимание на непредсказуемый финал, оправданное появление в кульминации “Deus ex machina”, а также то, как обыгрываются начало и конец картины).

- Кэти Джонсон в роли миссис Уилберфорс. Мужской актёрский состав в картине великолепный, но Кэти Джонсон переиграла всех, включая такую “звезду” британского кинематографа как Алек Гиннесс. Роль миссис Уилберфорс принесла малоизвестной 76-летней актрисе не только зрительскую популярность, но и признание профессионалов в виде премии BAFTA за лучшую женскую роль. Кстати, изначально режиссёр утвердил на роль актрису помоложе, опасаясь, что Кэти Джонсон не доживёт до конца съёмок. Однако всё произошло наоборот. "Молодая" актриса отошла в мир иной до команды “Мотор!” и роль досталась Кэти Джонсон. Приходится сожалеть, что Кэти Джонсон скончалась спустя два года после выхода картины.

Любопытная деталь: как признавался Уильям Роуз, сюжет фильма он увидел во сне.

Стоит упомянуть ремейк, снятый в 2004 году братьями Коэн. Мастера американского кинематографа переписали сценарий Роуза, сохранив оригинальное название - “The Ladykillers”. (В российском прокате - “Игры джентльменов”). Роль главаря шайки, профессора Маркуса, сыграл Том Хэнкс. В роли пожилой домовладелицы - Ирма П. Холл.

Читал, как положительные, так и отрицательные отзывы о работе братьев Коэн. На мой субъективный взгляд, ремейк не удался. С трудом досмотрел его до конца. То ли американцы ничего не поняли в замысле Уильяма Роуза (который хоть и работал в Великобритании, но тоже был американцем), то ли братьям захотелось тонкую, отчасти камерную историю превратить в крутой блокбастер.

В результате у братьев Коэн получилась более динамичная и зрелищная картина, однако очарование оригинала утратилось напрочь. Простодушная бабушка-божий одуванчик превратилась в напористую, тупую и неприятную тётку. Кэти Джонсон выигрывает противостояние с матёрыми грабителями за счёт своей слабости и беззащитности. Ирма Холл - цербер, способный задать жару любому преступнику. Если Кэти Джонсон - святая простота, то Ирма Холл - недалёкая святоша. Два разных полюса.

Сложно понять, что хотели сказать Коэны своей картиной. Примечательная деталь, которой нет в оригинале: в ремейке слово “fuck” звучит 89 раз. Хотя вряд ли это помогает раскрыть замысел. Скорее, характеризует результат.

Задание №2: определите темы фильмов Александра Маккендрика и братьев Коэн. О чём эти картины на самом деле? Одинаковые или разные у них темы?

Кстати говоря, по словам Александра Маккендрика, картина 1955 года - это ироничная аллегория, изображающая разложение британского общества в послевоенные годы. Профессор Маркус (Алек Гиннесс) - карикатура на безнравственное и лицемерное руководство страны. Жулик-майор (Сесил Паркер) - декадентствующее военное командование. Туповатый боксёр по кличке 'One-Round' (Дэнни Грин) - представитель народных масс. Молодой спекулянт Гарри (Питер Селлерс) - символ потерянного поколения. Луис (Герберт Лом) - иностранец с криминальными наклонностями, не желающий интегрироваться в британское общество. Их жертва миссис Уилберфорс символизирует ослабленную и уменьшившуюся в размерах Великобританию. Дом героини располагается в тупике. Фасад здания и внутреннее убранство, напоминая о лучших годах, отображает закат Британской империи. (Фамилия Уилберфорс также не случайна. Уильям Уилберфорс - британский идеалист и политик 19 века, известный борьбой с рабством и работорговлей).

Таким образом, для Роуза и Маккендрика тема их фильма не просто “сила женщины в её слабости” или “моральная сила важнее физической”. Это надежда авторов на то, что “несмотря на испытания и угрозы, старушка-Британия переживёт своих внутренних врагов”.

Возможно, братья Коэн знали об этой аллегории. Поэтому в ремейке они изобразили США в образе ещё не старой, но уже и не молодой бой-бабы. Если в английской картине слабость, честность и простота одерживают победу над силой, двоедушием и лукавством, то у американцев главным победителем выходит тупость. “Дуракам везёт” - так можно охарактеризовать мораль ремейка.

Кроме того, у Роуза и Маккендрика старушка-божий одуванчик - невольная соучастница преступления. Это важно, т.к. ставит перед героиней моральную дилемму. Персонаж Кэти Джонсон готова признаться и покаяться в совершённом. У братьев Коэн боевая негритянка никак не участвует в ограблении казино. Грабители используют не женщину, а подвал её дома. Или братья Коэн считают, что их Родина даже невольно не причастна к преступлениям. Или выдающиеся режиссёры не стали нагружать ремейк символизмом и сняли кино так, как посчитали нужным.

Задание №3: Кого могут символизировать остальные персонажи фильма “Игры джентльменов”?

В списке 100 лучших британских фильмов за 100 лет “Замочить старушку” занимает 13-е место, “Добрые сердца и короны” стоят на 6-м. Я посмотрел обе картины с разницей в пару дней. Сразу не мог определить, какая комедия понравилась больше. Только пересматривая их, пришёл к выводу, что “Добрые сердца и короны”, хоть и мрачнее, но классом повыше.

И та и другая картина - классика жанра. Однако в комедии Роберта Хеймера есть то, что придаёт ей дополнительную глубину. А именно - “дуга характера”. Характеры миссис Уилберфорс и грабителей не претерпевают никакой трансформации. От старых недостатков персонажи не избавляются, новые моральные изъяны не приобретают. Миссис Уилберфорс, как была простодушной, такой и осталась. Порочные грабители канули в вечность такими же порочными. Существенные изменения происходят только с Луисом Маццини, главным героем (точнее - антигероем) “Добрых сердец и корон”. Из невинного юноши он превращается в законченного негодяя, циничного и безжалостного серийного убийцу. Чем выше Маццини поднимается на пути к герцогскому титулу, тем подлее становится как человек. Деградация личности налицо. Трагедия миссис Уилберфорс в том, что ей никто не верит. Трагедия Луиса Маццини в том, что он зря прожил свою жизнь.

Поэтому, друзья, имейте в виду: внутренний рост героя или наоборот - его падение придают сценарию ещё одно измерение. Посмотрите, что происходит с главным героем в Вашем сценарии. Можно ли придать ему дополнительной глубины? От какого основного недостатка избавляется герой? Или же развивает? Какие события помогают или мешают ему в этом?

Удачи и творческих успехов!

кино, сценарное мастерство, Добрые сердца и короны, фильмы, Замочить старушку, кинодраматургия

Previous post Next post
Up