Трудовая теория стоимости Маркса, краткий пересказ

Nov 07, 2021 11:00


В то время, как некоторые члены сообщества не только осмыслили классиков, но и ушли дальше них, я, с одобрения и благословения ув. Romdorn, предлагаю краткий пересказ одного из главных открытий Маркса - трудовой теории стоимости.

Те, кому она уже знакома, не найдут в публикации ничего нового, хотя при наличии интереса могут оценить точность ( Read more... )

Leave a comment

Comments 181

sophia_picus November 7 2021, 08:41:59 UTC
И остался неосвещенным только один вопрос: как определить, что обмен неэквивалентный.
Ибо вам обязательно противники ТТС скажут: как рыночек порешал, такая стоимость и справедлива.

Reply

aletheiaagathon November 7 2021, 09:20:21 UTC
Интересно, что вариант Энгельса-Маркса ближе всего именно к "рыночек порешал". То есть да, люди сами друг с другом договариваются. В конкретном случае сделка может быть неэквивалентной. И в десяти - тоже. Но когда транзакций миллионы, они стремятся к усреднению, которое и будет "справедливой стоимостью". Если попросите, соответствующие цитаты в подтверждение я в моих конспектах поищу.

ТТС, таким образом, не освобождает от необходимости договариваться с другими людьми. Но она позволяет обходить некоторые ловушки

Reply

sophia_picus November 7 2021, 09:26:16 UTC
Ну возьмем в пример прямо сегодняшнее любое общество, где футболисты, перекладыватели бумажек в банках или офисах крупных компаний, клоуны и скоморохи и всякие бла-бла-эксперты живут явно лучше тех, кто создает реальный продукт. Т.е. у этих групп такая «усредненная справедливая стоимость труда»?

Reply

aletheiaagathon November 7 2021, 09:36:00 UTC
Нет. У них такая ситуация, потому что мы живем в обществе неэквивалентного обмена и частной собственности на средства производства. Капиталист присваивает чужой прибавочный труд и дальше зачастую тратит его по принципу "не свое - не жалко"; условно, за одну вечеринку проститутке отдает пару миллионов рублей.
Или пример неоколониализма: за 12 часов тяжелого труда житель Бангладеша получает взамен намного меньшее количество труда американца - обмен неэквивалентный.

Reply


psilogic November 7 2021, 08:46:52 UTC
[ Если продавал не сам, а договорился с бабушкой рядом, то (поскольку торговля не создает добавленной стоимости) грибы продаются по прежней цене, но 10 берет бабушка, а 90 сам грибник. ]

Почему это торговля не создает добавленной стоимости?

Reply

aletheiaagathon November 7 2021, 09:25:45 UTC
Потому что стоимость может создавать только труд. На каждом этапе обработки изделия добавляется стоимость труда того человека, который этим занимался. Поэтому сбор грибов добавил одну величину; транспортировка - другую. А вот попытка спекуляции (продать за 200 то, что стоит 100) никакого труда не добавила. Поэтому даже если она была успешной, это была форма неэквивалентного обмена

Reply

psilogic November 7 2021, 09:46:27 UTC
Тратить свое время в ожидании покупателя - это тоже труд. Недаром грибник не захотел этим заниматься, а отдал грибы бабке - именно потому, что торговля - тоже труд.

Reply

aletheiaagathon November 7 2021, 09:51:02 UTC
Тут будут нюансы, но не думаю, что большая степень точности здесь важна. Поэтому ок, пусть будет так: у метро грибы стоят 100р/кг, эта стоимость складывается из труда сбора, транспортировки и ожидания.
Акцентирую внимание на торговле как спекуляции: если бы он продал грибы за 200р вместо 100, это не значит, что он добавил их стоимость путем торговли - это бы значило, что он совершил неэквивалентный обмен

Reply


avsokolan November 7 2021, 09:01:58 UTC
Трудовая теория стоимости построена на предположении эквивалентного (добровольного) обмена. Если в системе экономических взаимоотношений присутствует принуждение, то ни о какой стоимости (в деньгах) изготовленного предмета пропорционально вложенному на изготовление труду, о чем собственно трудовая теория стоимости, не может идти речь

Reply

aletheiaagathon November 7 2021, 09:27:06 UTC
Да, там, где есть принуждение, обмен будет неэквивалентным: "Купи кирпич".

Reply

avsokolan November 7 2021, 09:35:13 UTC
Так вот, то почему в условиях принуждения одни живут лучше других, обывателю было понятно задолго до Маркса. Можно сказать, всегда было понятно. Маркс решал загадку как получается так, что в условиях эквивалентного обмена всё равно одни живут лучше других? Если уж пересказывать суть Марксовой работы, то она заключается в этом

Reply

aletheiaagathon November 7 2021, 09:40:27 UTC
Такую загадку Маркс все же не решал. Поскольку в условиях эквивалентного обмена одни, конечно, будут жить лучше других: потому что они более одарены или больше работают; и это ни его, ни Энгельса не смущало. Но такого неравенства, когда у одного благ в миллион раз больше, чем у другого, уже быть не может: никто не превосходит другого даже в сто раз, не говоря про миллион.
Поэтому если говорить о частных следствиях ТТС, то она объясняет, как появляется именно такое вопиющее неравенство, какое мы видим: люди присваивают себе чужой труд и используют разные формы неэквивалентного обмена.

Reply


opiat_5x5 November 7 2021, 09:20:08 UTC
"источник всех человеческих благ - это природа и труд" это неопределённое выражение, т.к. не определено что такое труд ( ... )

Reply

aletheiaagathon November 7 2021, 09:57:07 UTC
Да, разумеется, речь идет о труде всех трудящихся членов общества: один учит детей (как писал Маркс, какая разница - обрабатывать металлические болванки или детские головки), другой пашет, третий ремонтирует трактор, четвертый отливает металл для него, пятый изобретает и так далее. В примере всего лишь несколько человек для упрощения схемы.

А то, что вы называете "культурой", - это и есть труд.

Reply

opiat_5x5 November 7 2021, 10:26:48 UTC
Труд это определённые телодвижения человека, определённая деятельность. А культура общества, это то, что вложено в головы людей воспитанием и образованием, что овеществлено в инструментах, средствах производства, инфраструктуре общества, что зафиксировано в действующих законах, что является основой информационного обмена между людьми. Т.е. труд и культура это разные вещи.
И соотв. трудовая теория стоимости это нелепость - стоимость это продукт культуры.

Reply

aletheiaagathon November 7 2021, 10:33:20 UTC
"культура общества, это то, что вложено в головы людей воспитанием и образованием"
Воспитание и образование - тоже труд

"овеществлено в инструментах, средствах производства, инфраструктуре общества"
инструменты, средства производства, инфраструктура - тоже труд. Вернее, то, что дала природа, а человек обработал своим трудом.

Поэтому в общем смысле то, что вы называете культурой, и есть труд. Без труда (и природы) не было бы культуры.

Reply


lj_frank_bot November 7 2021, 09:49:26 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Еда, Наука, Общество, Рыбалка.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


Leave a comment

Up