Благодарю за ответ. В последнем пункте вы задали очень важный вопрос.
Отношение между рабочей силой и средствами производства в условиях постиндустриального экономического уклада - основной вопрос философии неомарксизма. Во-первых - пока непонятно, как будет выглядеть производство. Будут ли это автоматические "мега-фабрики", каждая из которых будет обеспечивать, например, газировкой всю Землю или наоборот - "гаражные производства" всего необходимого в каждой коммуне (ну или полисе). В условиях удешевления средств производства - непонятно будут ли капиталом, как раньше материальные средства производства или информация, обеспечивающая производство или интеллектуальная собственность на "идею", "бренд". И самый главный вопрос - Как будет выглядеть труд?
Здесь, в сообществе, Хожуброжу, одним и тем же словом "социализм" обозначаются два противоположных понятия. Советский госкапитализм и переход от капитализма к коммунизму. Вы о каком говорите? :-)
Понятно, Хожуброжу. Тогда вы правы. Замечу лишь: ни распределение, ни форма собственности никак не меняет сам способ производства. Но это так - между прочим. :-)
///Если к средствам производства приставлен раб - имеем рабовладельческий способ. Рабочая сила вассально зависимого крестьянина или ремесленника в производстве дает способ феодальный. Соединение формально свободной рабочей силы со средствами производства путем экономического принуждения - и перед нами способ капиталистический///
А соединение реально свободной рабочей силы со средствами производства в следствии естественно-биологического принуждения какой способ дает?
Как быть с тем, что в рамках одного ремесленного производственного уклада произошел переход от рабовладельческих к феодальным произв. отношениям? Считать, что перехода не было?
Ваша картинка иллюстрирует скорее переход от аграрной экономики к индустриальной. Что касается теории формаций, то она была общепризнана только в рамках социалистического блока, а сейчас от неё практически отказались. По этому вопрос у есть хороший обзор КРАДИН Н. Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов
Comments 147
Reply
Reply
Reply
Отношение между рабочей силой и средствами производства в условиях постиндустриального экономического уклада - основной вопрос философии неомарксизма.
Во-первых - пока непонятно, как будет выглядеть производство. Будут ли это автоматические "мега-фабрики", каждая из которых будет обеспечивать, например, газировкой всю Землю или наоборот - "гаражные производства" всего необходимого в каждой коммуне (ну или полисе).
В условиях удешевления средств производства - непонятно будут ли капиталом, как раньше материальные средства производства или информация, обеспечивающая производство или интеллектуальная собственность на "идею", "бренд".
И самый главный вопрос - Как будет выглядеть труд?
Reply
(The comment has been removed)
Вы о каком говорите? :-)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Рабочая сила вассально зависимого крестьянина или ремесленника в производстве дает способ феодальный.
Соединение формально свободной рабочей силы со средствами производства путем экономического принуждения - и перед нами способ капиталистический///
А соединение реально свободной рабочей силы со средствами производства в следствии естественно-биологического принуждения какой способ дает?
Reply
Reply
Reply
Не пойму, какое общество описывается)).
Reply
Reply
Reply
Позиция Семенова упомянута вскользь и так, будто он в середине 90-х отказался от формационной теории (но в библиографии дана его книга 1999 года).
В мирсистемной теории не упомянут Кагарлицкий, который использует как ее наработки, та ки формационную концепцию.
Зато "цивилизационный подход", по-моему, должен вызвать насмешку - в 2008 он устарел еще больше.
Reply
Reply
Leave a comment