«
В рамках исследовательской темы «Рубин» (она получила название в честь позывного, который использовал погибший лётчик-космонавт Владимир Михайлович Комаров), прорабатываемой в Центральном научно-исследовательском институте №50 (ЦНИИ-50 МО, в/ч 73790), предлагалось создать новый корабль на основе задела по проекту ОС-120 (Орбитальный самолёт массой 120 т), предложенного Научно-производственным объединением (НПО) «Энергия». Корабль во многом походил на «Спейс Шаттл», но с самого начала разработчики отказались от твердотопливных ускорителей, применённых американцами, в пользу связки из четырёх ракетных блоков с двигателями РД-123 на хорошо освоенном кислородно-керосиновом топливе.
»
07.03.1975 - состоялся энергетический пуск реактора ИВГ.1
27.03.1975 - начало строительства шаттла OV-102 «Колумбия»
«
В правительственном Постановлении N П137/VII от 17 мая помимо организационных вопросов содержался пункт, обязывающий "…министра С.А.Афанасьева и В.П.Глушко подготовить в 4-х месячный срок предложения о плане дальнейших работ". Что и было сделано в рамках представленной в середине 1975 г. "Комплексной ракетно-космической программы"...
Так во второй половине 1975 г. в проекте программы появился новый том - 1Б "Технические предложения", в котором были приведены состав, назначение и основные характеристики МКС "Буран" с крылатым 120-тонным орбитальным самолетом, получившим индекс "ОС-120".
Советский аналог орбитальной ступени Space Shuttle - вариант "ОС-120" получался тяжелее (полная стартовая масса 155,35 т, масса на орбите ИСЗ 120 т включала 30 т полезного груза, посадочная - 89 т) за счет применения на пилонах в хвостовой части двух РДТТ системы аварийного спасения, предназначенных для экстренного отделения ОК от топливного отсека при возникновении аварийной ситуации на участке выведения.
Согласно оценкам, стоимость создания МКС с кораблем ОС-120 была близка к объявленной стоимости разработки шаттла, однако при расчетах не учитывались затраты на разработку самолета-носителя Ан-124 и посадочных комплексов нового корабля.
»
05.1975 - американцы проходят обучение для полёта на Союзе
Click to view
«
Собственно к полёту ЭПАС, то есть к 15 июля 1975 года были подготовлены, полностью снаряжены и заправлены топливом два корабля (зав. № 75 и 76). Полетел №75. Но если бы с ним случилось что-то непредвиденное, то «Союзом-19» стал бы №76. Более того был предусмотрен даже такой маловероятный случай, как двойной сбой в готовности к полёту в день «Ч»: и у корабля №75, и у корабля №76. На этот случай в резерве находился ещё один корабль - зав. №74.
»
19.05.1975 - отставка Келдыша
15.07.1975-24.07.1975 - полет двух Союзов для теста АПАС-75
«
Советская сторона изготовила для программы шесть экземпляров кораблей 7К-ТМ, из которых четыре совершили полёты по программе ЭПАС. Три корабля совершили испытательные полёты: два беспилотных в апреле и августе 1974 года и один пилотируемый полёт «Союз-16» в декабре 1974 года. Четвертый экземпляр - это «Союз-19». Пятый экземпляр был подготовлен к немедленному старту при необходимости спасательной экспедиции в дни совместного полёта и установлен вместе с ракетой-носителем на стартовой позиции космодрома Байконур, а позже был разобран на комплектующие для следующих кораблей серии. Шестой экземпляр позже был дооснащён мощной многоспектральной камерой дистанционного зондирования Земли и совершил в сентябре 1976 года последний для кораблей серии пилотируемый полёт «Союз-22» без стыковки с орбитальной станцией.
»
29.07.1975 - решение изменить облик многоразовой космической системы
«
Недостатки ОС-120: 1. Расположение крупногабаритных ЖРД в хвостовой части корабля "портит" аэродинамику; 2. Наличие крупных масс в хвосте обуславливает заднюю центровку пустого корабля, что существенно снижает эксплуатационные диапазоны центровок полезных грузов, размещаемых в грузовом отсеке. Этим отчасти и объясняется тот факт, что за все время эксплуатации шаттлов ни в одном из более чем сотни полетов ни разу шаттл не доставил на орбиту груз, близкий к максимальной грузоподъемности корабля. Причина в том, что слишком сложно разработать единую или составную полезную нагрузку общей массой 25-29 т с условием, чтобы ее центр масс лежал в таком узком диапазоне корабельных координат. Причем теоретически вывести такой груз на орбиту в штатном полете Space Shuttle может, но критическим является аварийный случай, когда при возникновении нештатной ситуации во время старта необходимо реализовать маневр возврата с полной загрузкой для посадки на ВПП в районе стартового комплекса. В такой ситуации, когда нет возможности избавится от полезного груза перед посадкой, его вес и положение центра масс, обуславливающие общую центровку корабля, становятся определяющими;
Все недостатки варианта МКС с орбитальным самолетом ОС-120 были выявлены при защите проекта на Совместном научно-техническом совете МОМ и МО и отражены в его решении от 29 июля 1975 г. Решение предписывало НПО "Энергия" провести оптимизацию основных тактико-технических характеристик и уточнить облик МКС. Именно в результате последующей работы и появился вариант МКС с орбитальным кораблем ОК-92.
»
30.07-01.08.1975 - Хельсинкские соглашения по безопасности
21.11.1975 - начало сборки модуля экипажа STA-099/ОС-120/ОК-92
13.12.1975 - Авария на Ленинградской АЭС youtu.be/UT1vo1qra2U
12.1975 - разработан эскизный проект ракеты 11К77 - «Зенит»
09.01.1976 - В.П. Глушко утвердил техническую справку с «ОК-92»
27.01.1976 - постановлении ЦК КПСС и СМ о создании МКС Буран
«
Решение ЦК КПСС и Совета Министров о прекращении работ и списании затрат по проекту Н1-Л3 появилось только в феврале 1976 года. Затраты были списаны в размере 6 миллиардов рублей в ценах семидесятых годов.
17 февраля 1976 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №132-51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 тонн и возвращение с орбиты грузов массой до 20 тонн». Основным заказчиком многоразовой космической системы (индекс заказчика 1К11К25) выступало Министерство обороны СССР, а головным разработчиком - НПО «Энергия». Такое длинное название Постановления довольно точно отражало суть проекта. Создавалась именно многоразовая космическая система, получившая закрытое название «Буран» (имя системы, а не корабля). В ее состав входили многоразовый ракетно-космический комплекс (индекс 11Ф36), состоящий из ракеты-носителя (индекс 11К25), орбитального корабля (индекс 11Ф35) и межорбитального буксира (индекс 11Ф45), а также стартовый комплекс, универсальный комплекс стенд-старт, технический комплекс, посадочные комплексы орбитального корабля ПК ОК и блоков первой ступени ПК А.
В 1976 г. создавалась схема РЛА-125 с расположением полезной нагрузки сбоку на блоке Ц, по схеме размещения орбитального корабля. Полезная нагрузка должна была размещаться внутри транспортного контейнера. Вес компонентов топлива на блоке Ц составлял 790 т. Четыре двигателя РД-0120. Вес полезной нагрузки 45-50 т.
»
17.02.1976 - постановление ЦК КПСС и Совета министров №132-51
17.02.1976 - проведен 1-й исследовательский пуск реактора ИВГ.1
26.02.1976 - основание научно-производственного объединения «Молния»
15.03.1976 - начало тестирования модели OV-101 «Энтерпрайз»
16.03.1976 - постановление правительства о разработке «Зенита»
В США был создан Патфайндер» (англ. Pathfinder - «первооткрыватель») - габаритно-весовой макет Энтерпрайз для проверки возможностей монтажа и транспортировки на предполагаемых путях перевозки в США. В NASA имеет обозначение OV-098.
Аэродинамика советского шаттла была исправлена (как говорят специалисты, "вылизана") только после 1976 г., уже на орбитальном корабле "Буран" (11Ф35), когда к проектированию подключилась авиационная фирма - НПО "Молния".
24.03.1976 - «Анализ возможных целей создания МКТС США (Space Shuttle)»
01.05.1976 - последний вариант МТК-ВП
03-20.05.1976 -
«Буран» на чертеже Спейс Шаттла в миллиметрах14.06.1976 - сборка кормовой части фюзеляжа STA-099 / «Буран»
22.06.1976 - запуск орбитальной станции Салют-5 (Алмаз ОПС-31)
20.07.1976 - выполнен первый подлет МиГ-105.11
11.09.1976 - проведен 2-й исследовательский пуск реактора ИВГ.1
11.10.1976 - выполнен первый перелёт МиГ-105.11
12.10.1976 - первое испытание кислородно-водородного блока «Р»
08.11.1976 - впервые были сформулированы задачи для «Бурана»
12.12.1976 - утвержден эскизный проект двигателя РД-170
12.12.1976 - утвержден окончательный вариант системы «Буран»
15.12.1976 - первый полет многоразового ВА «Космос-881/882»
«
Постановлений о разработке ракетных систем «Энергия» - «Буран» и «Зенит» в ноябре 1976 года был выпущен эскизный проект двигателя РД-170 со следующими характеристиками: тяга на земле 740 тонн, в пустоте - 806,4 тонны (эти значения были приняты на основе оптимизации двух проектов ракет-носителей «Энергии» и «Зенита»).
12 декабря 1976 года Генеральным конструктором В.П. Глушко был утвержден эскизный проект, который был одобрен в целом, но получил ряд замечаний, для реализации которых было разработано Дополнение к нему. Основу многоразовой космической системы «Буран» составляли РН пакетной схемы с четырьмя спасаемыми кислородно-керосиновыми блоками 1-й ступени диаметром 3,9 метра и центральным кислородно-водородным блоком 2-й ступени диаметром 8,8 метра. К блоку Ц сбоку крепился многоразовый орбитальный корабль, оснащенный двумя турбореактивными двигателями для маневрирования при заходе на посадку. На блоке Ц устанавливались 4 кислородно-водородных ЖРД.
В июле 1977 года было выпущено дополнение к эскизному проекту. Облик ракеты существенно поменялся. Между прочим, начиная с 1976 года, в течение пяти лет (до 1981 года) всего было проработано пять вариантов конструкторских схем на базе исходной. По результатам исследований устойчивости полета ракеты была проведена аэродинамическая перекомпоновка ракеты. В основном это коснулось центрального блока.
»
18.02.1977 - полёт без экипажа №1 OV-101 на самолёте Боинг-747
18.02.1977 - начало производства водородных двигателей RS-25
18.06.1977 - полёт с экипажем №1 OV-101 на самолёте Боинг-747
17.07.1977-02.02.1978 - 1-й Транспортный корабль снабжения «Космос 929»
12.08.1977 - разработка автоматической посадки OV-101 в США
29.09.1977 - запуск долговременной орбитальной станции Салют-6 (ДОС-5)
Click to view
26.10.1977 - конец разработки автоматической посадки на OV-101
Click to view
27.10.1977 - тестирование автоматической посадки на МиГ 105.11
Click to view
«
Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Игорь Петрович Волк (ныне летчик-космонавт СССР), выполнявший когда-то подлеты на аппарате "105.11", впоследствии первым поднял в небо аналог "Бурана" и внес существенный вклад в летную отработку автоматической посадки самого орбитального корабля многоразового использования.
»
«
Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 ноября 1977 года, которым были утверждены основные этапы и мероприятия по обеспечению создания многоразовой космической системы «Буран». Этим Постановлением был установлен срок начала летных испытаний ракеты-носителя 11К77 на 3-ий квартал 1980 года, а начало летных испытаний «Бурана» в 1983 году.
»
20.01.1978 - первый запуск корабля «Прогресс» к станции Салют-6
10.02.1978 - конец строительства STA-099/Буран без 3 двигателей
27.03.1978 - «горячее» испытание реактора 11Б91-ИР-100 (ИРГИТ)
1978 - проект межорбитального буксира «Геркулес« («17Ф11»)
30.03.1978 - второй полет многоразового ВА от ТКС "Космос-997"
24.06.1978 - смерть Келдыша
28.06.1978 - остановка работ Челомея по пилотируемому космосу
13.09.1978 - последний полёт с аварией при посадки Миг 105.11
07.11.1978 - тактико-техническое задание для «Энергия-Буран»
После чего было решено переделать Спейс Шаттл STA-099/OV-099
28.01.1979 - начало перестройки STA-099 в OV-099 Челленджер
03.1979 - 1 огневое испытание водородного двигателя РД-0120
05-24.03.1979 - передача OV-102 Колумбия в США без двигателей 07.06.1979 - договор о поставке ещё двух Спейс Шаттлов до 1985
27.08.1979 - начало строительства OV-103 Дискавери30.03.1980 - начало строительства OV-104 Атлантис25.08.1980 - первое огневое испытание двигателя РД-170/РД-171
1980 - начало строительства «Бурана» в СССР
05.12.1980 - первый полет БОР 4С
В январе 1981 года начались лётные испытания самолёта ВМ-Т с топливным баком на аэродроме ЛИИ (Раменское). После чего началась транспортировка их в США. На фото представлен топливный бак Спейс Шаттла, его размеры: Длина 47м, Диаметр 8,38м. Длина самолёта - 58,70 м.
Центральный блок ракеты Энергия длинее и уже: Длина 58.1м, Диаметр 7.7м.
Первые два полета Спейс Шаттла были с белым топливным баком, а последующие с американским - оранжевым.
12.04.1981 - первый полет Спейс Шаттла OV-102 «Колумбия»
25.04.1981-29.07.1982 - 2-й Транспортный корабль снабжения «Космос 1267»
29.04.1981 - первый экспериментальный полет самолета ВМ-Т
Общий вес макета корабля составляет около 50 тонн, который мог быть перевезен самолётом Ан-22 грузоподъемностью 50 тонн.
С помощью Ан-22 могли проходить тестовые полёты. Сухая масса орбитального корабля ОК-92 - 51 тонн.
В зарубежной печати неоднократно сообщалось, что существовал атмосферный самолет-аналог «БТС-01», предназначенный для совместного использования с самолетом-носителем «М-201М» (модернизированный вариант бомбардировщика «ЗМ» ОКБ имени Мясищева). «БТС-01» должен был располагаться на верхней внешней подвеске над фюзеляжем самолета-носителя и отделяться от него в полете с последующей самостоятельной посадкой. Приводились даже данные по испытательным полетам: «…экипаж аналога БТС-01 состоял из летчиков-космонавтов Евгения Хрунова и Георгия Шонина, самолет-носитель пилотировали Юрий Когулов и Петр Киев».
19.05.1981 - закрытие проекта ЛКС (Легкий Космический Самолет) Челомея
19.06.1981 - стыковка Транспортного корабля снабжения и станции Салют 6
23.10.1981 - конец строительства Шаттла OV-099 Челленджер
1982 - предложение по ядерному межорбитальному буксиру «Геркулес»
19.04.1982 - запуск долговременной орбитальной станции Салют-7 (ДОС-6)
03.06.1982 - второй полет БОР 4
Click to view
30.06.1982-05.07.1982 - передача OV-099 Челленджер в США
13.11.1982 - директива NSDD-66 для подрыва экономики СССР
02.03.1983 - пуск Транспортного корабля снабжения Космос 1443
10.03.1983 - стыковка ТКС 3 и станции Салют 7
04.04.1983 - первый полет Спейс Шаттла OV-099 Челленджер
05.1983 - испытание двигателя РД-171 на номинальном режиме
12.08.1983 - конец строительства Шаттла OV-103 Дискавери
18.08.1983 - СССР прекращает испытания комплекса ПКО
19.09.1983 - спуск Транспортного корабля снабжения Космос 1443
25.09.1983 - «Око» (УС-К) выдал сообщение о запуске ракет США
26.09.1983 - авария при запуске Союз Т-10-1
02-11.11.1983 - учения Able Archer 83 с угрозой ядерной войны
10.04.1984 - конец строительства Спейс Шаттла OV-104 Атлантис
11.04.1984 - К.У. Черненко стал Генсекретарем и передал шаттлы
06.07.1984 - первый неудачный полет БОР-5 Модель 501
30.08.1984 - первый полет Спейс Шаттла OV-103 Дискавери
«
С 1984 г. в НПО "Энергия" началась разработка перспективной пилотируемой орбитальной станции большой размерности 180ГК "Мир-2". К началу 1986 г. шло определение размерности и типов модулей, которые должны были войти в ее состав, велась разработка технического предложения. Предполагалось для их запуска использовать РН "Энергия".
В НПО "Энергия" был разработан вариант грузового транспортного аппарата снабжения ГТА-С, который должен был доставлять к "Миру-2" базовые модули станции МоБ массой около 90 т. Поскольку сама РН "Энергия" не могла вывести такие тяжелые нагрузки на низкую опорную орбиту, в НПО "Энергия" на базе блока ДМ был разработан блок доразгона (в конце 80-х гг. проект этого разгонника послужил базой для первой ступени блока 204ГК). Маневрирование для стыковки с "Миром-2" на ГТА-С должен был обеспечивать специально разрабатывавшийся приборно-агрегатный отсек, отделявшийся от МоБ после стыковки со станцией.
В свою очередь, в КБ "Салют" в 1985 г. был предложен свой вариант больших модулей для "Мира-2" с массой тоже около 90 т. Они базировались на заделе, созданном в рамках проектов "Скиф" и "Каскад". Для их вывода на опорную орбиту предлагалось использовать корабль-буксир на базе ТКС, как это должно было происходить и у "Скифа-ДМ".
»
11.02.1985 - из-за неполадок прервалась связь с Салют-7
17.04.1985 - первый удачный полет БОР-5 Модель 502
06.06.1985 - к Салют-7 направлена экспедиция на «Союз Т-13»
9.1985 - начало проектирования 17Ф19ДМ «Скиф-ДМ» в КБ Салют
26.09.1985 - возвращение на Землю экспедиции на «Союз Т-13»
27.09.1985-07.02.1991 - 4-й ТКС «Космос 1686»
02.10.1985 - стыковка ТКС 4 и станции Салют 7
03.10.1985 - первый полет Спейс Шаттла OV-104 «Атлантис»
10.11.1985 - первый полет самолёта-аналога «БТС-002 ОК-ГЛИ»
28.01.1986 - разрушение Спейс Шаттла OV-099 «Челленджер»
20.02.1986 - запуск базового блока станции «Мир»
25.04.1986 - на ЧАЭС произошла авария
11.10.1986 - соглашение СССР и США о демилитаризации космоса
09.04.1987 - модуль Квант пристыкован к базовому блоку «Мир»
11-13.05.1987 - визит М.С.Горбачев на космодром Байконур
«
Новый руководитель государства Михаил Горбачев взял курс на «разрядку» и любые космические системы, имеющие военное назначение, оказались не нужны. Собственно, Горбачев заявил об этом прямо еще во время своего визита на Байконур. Свидетельствует главный конструктор Борис Губанов: «…Михаил Сергеевич остановился, ожидая, когда подойдет основная группа, и, глядя на «Буран» (композиция ракеты и корабля пока называлась одним именем), сказал: «Ну… видимо, кораблю мы навряд ли найдем применение… Но ракета, мне кажется, найдет свое место…» Молчание. Откровение вслух звучало, как приговор. Не думаю, что эти фразы родились у него лично и только что. Остальные «молчавшие» не возражали. Значит, они продолжали начатый не сейчас разговор. Для меня это было очередной новостью «из первых уст»…»
»
15.05.1987 - запуск на орбиту Скифа-Д с Байконура
25.07.1987-29.07.1989 - полет ОПС «Алмаз» - «Космос-1870»
01.08.1987-06.07.1990 - строительство шаттла OV-105 Индевор
08.12.1987 - ликвидация ракет средней и малой дальности
15.11.1988 - запуск ракеты «Энергия» с кораблем «Буран»
21.12.1988 - первый полёт самолета Ан-225
28.12.1988 - второй полёт самолета Ан-225
22.03.1989 - Ан-225 совершил полет с мировыми рекордами
03.05.1989 - Ан-225 стартовал с Байконура, неся «Буран»
13.05.1989 - Ан-225 выполнил перелет Байконур-Киев
«
Несмотря на это, НПО «Энергия» составила план дальнейших летно-конструкторских испытаний с выведением на орбиту грузов специализированного назначения. На начало 1989 года план выглядел следующим образом. 4-й квартал 1991 года - полет «Бурана-2К1» (второй корабль, первый полет) длительностью в двое суток с модулем дополнительных приборов «37КБ-37071». 1-й или 2-й кварталы 1992 года - полет «Бурана-2К2» длительностью 7-8 суток с модулем «37КБ-37271». 1993 год - полет «Бурана-1К2» длительностью 15-20 суток с модулем «37КБ-37270». Эти четыре полета «Буранов» должны были стать беспилотными. Однако в том же 1989 году началась настоящая атака на всю космическую отрасль. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены.
Подготовка второго полета 2К1 и строительство кораблей третьей серии фактически прекращается в 1991 г.
»
06.12.1989 модуль Квант-2 пристыкован к базовому блоку Мир
24.12.1989 - решение снять «Терминатор 2» о ядерной войне
31.05.1990 - запуск модуля Кристалл с двумя узлами АПАС-89
06.07.1990 - завершена окончательная сборка OV-105 Индевор
06.02.1991 - падение Салют 7 и ТКС-4 на Аргентину и Чили
17.03.1991 - референдум для ликвидации СССР
31.03.1991 - выведен на орбиту автоматический ОПС Алмаз1А
07.05.1991 - доставка Индевора в космический центр Кеннеди
01.07.1991 - Закон № 2278-1 «о приватизации предприятий»
03.07.1991 - премьера фильма Терминатор 2 о ядерной войне
10.07.1991 - Ельцин стал президентом
31.07.1991 - договор СНВ-1
18-21.08.1991 - самопровозглашённый орган власти ГКЧП
05.09.1991 - Госсовет становится высшим органом власти
14.11.1991 - Госсовет упразднил министерства и ведомства
«
С 1 декабря 1991 года Государственный Совет упразднил Министерство общего машиностроения, отвечавшего за космонавтику. Система «Энергия-Буран» была переведена из Программы вооружений в Государственную космическую программу решения народно-хозяйственных задач. «Процесс пошел…» Еще через год Российское космическое агентство приняло решение о прекращении работ по «Бурану» и консервации созданного задела. Это стало трагедией для всех сотрудников НПО «Энергия». Ведь к этому времени был полностью собран второй экземпляр орбитального корабля и завершалась сборка третьего корабля с улучшенными техническими характеристиками.
»
08.12.1991 - в Белавежской пушче обьявили о создании СНГ
26.12.1991 - спущен влаг СССР
01.02.1992 - США подписали Кэмп-Дэвидскую декларацию
04.02.1992 -
полет корабля Байкал с тестом системы САС07.05.1992 - первый полет Спейс Шаттла OV-105 «Индевор»
17.09.1992 - вошёл в атмосферу автоматический Алмаз 1А
03.01.1993 - договор СНВ-2
18.02.1993 - российско-американское Соглашение ВОУ-НОУ
03.1993 - идея создать Международную космическую станцию
13.05.1993 - США объявили об отказе от программы СОИ
25.05.1993 - работы по программе «Энергия-Буран» закрыты
«
К моменту окончательного закрытия программы (1993) на космодроме «Байконур» в различной стадии готовности находились не менее пяти ракет-носителей «Энергия». Две из них в незаправленном состоянии до 2002 года хранились на космодроме Байконур и являлись собственностью Казахстана; были уничтожены 12 мая 2002 г. при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на площадке 112. Три находились на различных стадиях строительства на стапелях НПО «Энергия» (ныне РКК «Энергия»), но после закрытия работ задел был уничтожен, уже изготовленные корпуса ракет либо разрезаны, либо выброшены на задний двор предприятия, где продолжают пребывать до сих пор.
»
«
После катастрофы космического корабля «Колумбия», и в особенности с закрытием программы «Спейс шаттл», в западных СМИ неоднократно высказывалось мнение о том, что американское космическое агентство NASA заинтересовано в возрождении комплекса «Энергия-Буран» и предполагает сделать соответствующий заказ России в ближайшее время.
»