Некоторые пояснения в связи с чрезмерно раздутым в СМИ и блогосфере мифом о якобы «перегруженности» дизель-электрохода «Булгария».
Согласно сведениям МЧС Татарстана
http://mchs.tatarstan.ru/rus/spisok.htm , всего на борту находилось 208 человек. В это число входят: по путёвкам - 147 пассажиров, незарегистрированных туристов - 26, членов экипажа - 35.
Сопоставив значение «пассажировместимость - 140 человек» с числом «на борту находилось 208 человек», журналисты и блогеры, не отличающиеся аналитическим складом ума, и подняли шумиху насчёт якобы «перегруженности». На самом деле они серьёзно ошиблись.
Величина 208 - это совокупность пассажиров (147+26=173) и членов экипажа (+35=208). Номинальное же значение «пассажировместимость 140» говорит только о количестве пассажиров. Т.е. сравнивать значение 140 можно со значением 173, но никак не с 208.
140, конечно, всё равно меньше, чем 173. Однако могли ли 33 «лишних» пассажира реально повлиять на перегрузку судна?
Дизель-электроход «Булгария» - речное судно проекта 785 (тип «Россия»). Его конструкционные характеристики можно взять в Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_785 Читаем.
«Россия» (проект 785) - серия средних речных двухпалубных грузопассажирских теплоходов-дизель-электроходов, предназначенных для работы на туристических и транспортных линиях. Строились в Чехословакии (сейчас территория Словакии) на верфях Комарно по заказу СССР в 1952-1958 годах. Всего было построено 36 судов проекта 785 в трёх сериях, имевших незначительные отличия по размерам корпуса и оснащению… ЭКИПАЖ - 45 человек. ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ - 233-259 человек. ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ - 25-40 тонн».
Итак: это судно рассчитано по проекту нормально эксплуатироваться, имея на борту 233-259 человек пассажиров плюс 45 членов экипажа, т.е. от 278 до 304 человек! В момент аварии на нём находились 173 пассажира плюс 35 членов экипажа - итого 208 человек. То есть не то чтобы «перегруз», а ещё и полуторакратный запас по пассажировместимости!
(Кстати, здесь уместен и пример «Арабеллы», которая вдобавок к своим пассажирам взяла на борт ещё 80 спасённых с «Булгарии», и при этом отнюдь не перегрузилась, спокойно дошла до Казани).
Теперь рассмотрим, откуда же взялась величина «140»? Это отнюдь не показатель того, что после модернизации судно стало менее «человекоподъёмным» (корпус-то и судовые машины-то остались прежними, рассчитанными на 278-304 человека). Однако за полвека принципиально изменился подход к комфортабельности. Поэтому на многих судах пришлось в угоду возросшим потребностям туристов расширять каюты (из прежних «клетушек» в нечто более габаритное), монтировать в каютах умывальники, и даже индивидуальные туалетно-душевые санузлы, делать дополнительные бары, досугово-развлекательные залы и т.д. Всё это требовало места, поэтому пассажировместимость (по числу мест в каютах) снизилась до 140 человек. Ещё раз уточню: при этом судно по заложенным конструкционным параметрам по-прежнему способно было нести 278-304 человека.
Вот вам и весь миф о «перегруженности», разбившийся о беспристрастную математику.
Подчёркиваю, по остальным пунктам это ни в коей мере не снимает вины с инициаторов аварии. Но сплетни от фактов всё же желательно отделять.