В очередной дискуссии на тему о попытках научных обьяснений некоторых событий библейской истории (или мифологии)
появилась ссылка на Иммануила Великовского, физика середины 20-го века, попытавшегося создать ещё одну "хронологию" древней истории отличающуюся от общепринятой.
Кое-что из Великовского можно почитать в его архиве:
http://www.varchive.org "Временной сдвиг" в его интерпретации не такой радикальный как у Фоменко, но принцип похож. Я не буду вдаваться в подробности, потому что и то и другое считаю принципиально ошибочным.
Большая часть подобных "новых хронологий" основана на привязке исторических документов (или даже мифологий) к достаточно достоверным событиям вроде солнечных затмений, извержений вулканов и т.д. Проблема в том что для такой привязки выбирается очень небольшое множество событий из исторического набора, к которой и можно притянуть "новую хронологию". Но эта хронология плохо согласуется с 99.99% остальных знаний об истории, которые остаются за пределами рассмотрения "новых хронологов".
В исторической науке о древнем мире накоплены миллионы документов, артефактов и фактоидов. Каждый из них имеет какую-то степень достоверности, далеко не 100%, но в целом большинство и них неплохо подтверждают и дополняют друг друга. Естественно в таком огромном массиве есть немало "выбросов" - данных которые плохо ложатся на главную кривую. Если взять их отдельно и построить новую "кривую" по этим сильно выступающим данным, их можно обьяснить получше, но зато "мимо" окажутся огромное количество данных которые вполне укладываются в традиционные представления.
Мотивацией "хронологий" в значительной степени является то что многие события в давней истории действительно контр-интуитивны. Одной из постоянных загадок, к которой вновь и вновь вовращаются "хронологи", является проблема длительных провалов, "тёмных веков" - перидов в несколько столетий, когда на большой территории (охватывающей, как правило, сразу много государственных образований) практически исчезает цивилизация, городская жизнь, искусство, монументальные постройки, хроники и письменность. Это действительно непросто понять - интуитивно мы относимся к истории как постоянному движению вперёд, прогрессу. Что заставляет уровень цивилизации быть неожиданно отброшенным на много веков назад - и потом восстанавливаться с несравненно более низкого уровня, и следовать по другой траектории?
Хронология Великовского, в частности, мотивирована двумя темами. Во первых - попыткой максимально привязать библейскую версию истории к археологическим и хроникальным данным вне-библейских источников. Во вторых, "устранить" один из наиболее загадочных периодов "тёмных веков" - "катастрофу Бронзового века", период примерно с 12 по 9 век до н.э. когда цивилизованная жизнь практически исчезла из всего региона восточного средиземноморья. Время после "катастрофы" начинает собой "Железный век", с развитием новых цивилизаций на месте погибших (об этом я уже писал, в частности,
здесь).
В обоих этих вопросах "новая хронология" гораздо менее убедительна традиционной. Слишком буквальное следование историческим эпосам вообще проблематично - и Ветхий Завет в этом отношении не исключение. Проблемой библейской истории является гигантская пропасть между подробнейшей "историей" Ближнего Востока (через хронику иудейских племён) со 2-го тысячелетия до н.э. (зачастую принимаемой за действительное прошлое, учитывая многовековые еврейские и христианские традиции, принявшие библейскую версию в свою основу) и чрезвычайной скудностью вне-библейских, археологических и хроникальных источников, которые сколько-нибудь подтверждали бы её.
Количество археологических свидетельств до 8-го века до н.э. (период который должен включать "египетское пленение", Исход, завоевание Ханаана, обьединённую монархию Давида и Соломона и т.д.), сколько-нибудь подтверждающие библейские события, можно пересчитать по пальцам на одной руке. Это невероятная скудность по сравнению с сотнями тысяч документов и артефактов относящихся только лишь к высокому Бронзовому веку (15-13 века до н.э.), которые включают дипломатическая переписку Египта с основными цивилизационнымми центрами того времени - Хеттским царством, Миттани, Вавилоном, прибрежными финикийскими городами, кроме того хозяйственные и налоговые записи, монументы и барельефы, и т.д.
Фактически нет никаких свидетельств многовекового пребывания иудейской общины в Египте (равно как и самого существования иудейской общины в то время в библейском понимании её), ни Исхода, ни периода Судей, ни "Обьединённой Монархии". Единственное отрывочное не-библейское упоминание "Дома Давидова" было найдено совсем недавно, в 1993 - это так называемая
Стела из Тель Дана - обломок относящийся к середине 8-го века до н.э.
В только что вышедшей книге ведущих специалистов по библейской археологии, Филькельштейна и Сильбермана
"In Search of David and Solomon", например, предельно ясно утверждается что Иерусалим в середине 10-го века до н.э. (время которое должно соответствовать расцвету царства Соломона) был маленькой непримечательной деревней. Такими же были и другие основные города Иудеи и Израиля, упоминающиеся в Библии - по сравнению с гораздо более развитыми полисами Финикии и прибрежных областей Палестины.
Первые реальные смычки археологической и ветхозаветной истории относятся к последней четверти 8-го века, времени доминирования Ассирии.
Точно так же и с "катастрофой Бронзового века". Даже при небольшом количестве хроник, относящихся к 12-9 веку до н.э., есть много взаимно подтверждающихся свидетельств коллапса цивилизации, разрушения городов, затяжных войн, упадка культуры, нашествия "народов моря" и других "варваров". Совершенно контр-продуктивно вычёркивать этот период и составлять хронологию вырезающую его полностью.