История сексуальной морали - 2

May 05, 2006 01:47

Часть 1-я здесь

С окончательным развалом Римской империи и торжеством христиaнства, в обществе установились несравненно более консервативные нравы. Полностью исчез городской "богемный" класс. Единственной "творческой интелигенцией" оставались обитатели монaстырей, где любые проявления "аморалки", если не пресекались, то оставались в подполье. В истории западной цивилизации декаденство исчезло до эпохи позднего средневековья, XIV века, с его ужасающими эпидемиями, войнами, и общим экономическим упадком. Именно посреди этого развала и эпидемий были написаны "Декамерон" Бокаччио, "Кентебрийские рассказы" Чосера. В следующий раз такая "неприличная" литература стал появляться только в XVII веке - после завершения Ренессанса и посреди бесчисленных религиозных войн и прочих бедствий. Ранний же Ренессанс был весьма консервативен в нравах. Искусство следовало античным образцам, в том числе чем-то напоминало его фазы развития. Вначале в скульптуре и картинах появилось обнажённое мужское тело, которое скорее ассоциировалось с верностью, отвагой и прочими добродетелями, а не с чувственностью (пример - "Давид" от Донателло, в отличии от гораздо более "сексуального" микеланджеловского "Давида"). Обнажённое женское тело появилось в конце 15-го века, в "Рождении Венеры" Ботичелли, когда итальянское Возрождение уже клонилось к закату. Это было практически первое изображение обнажённой женщины в европейской культуре за 1000 лет.

Самый конец XV - начало XVI века в Италии было классическим периодом декаденства - и расцвета культуры. Общество перестало защищать и сдерживать себя. Папство Борджия, взятие и разграбление Рима испанцами в 1527 году, потеря независимости почти всеми итальянскими городами, кроме Венеции - всё это свидетельствовало о глубоком социо-экономическом кризисе. В другиж же странах Европы Ренессанс только начинался. Но везде в изобразительном искусстве - от "манеристов" до барокко - появлялось всё больше фривольных и почти развратных мотивов, пик которых достиг в середине XVII века.

Конец XVII и начало XVIII века принесло новую (хотя и не чень продолжительную) волну буржуазного консерватизма и строгости нравов. Георгиевская эпоха в Англии, Людовик XV во Франции, "Эпоха Просвещения" по всей Европе - это было время социальной стабильности, экономического роста и "традиционной морали". Этот период оставил наибольший след во внешнем облике европейских городов, по крайней мере до второй половины XIX века, когда появилась принципиально новая архитектура зданий, со стальными каркасами и лифтами. Но во второй половине XVIII века "вольность нравов", общественные сомнения и брожения возобладали опять. Это время позднего, желчного Вольтера, вольнодумства и первых революционных движений. А так же Маркиза де Сада и Казановы, которых трудно представить как в начале XVIII, так и в середине XIX века. Мемуары Казановы очень показательны в этом смысле. Он не пытался никого эптировать, и его заметки - не столько о сексе, сколько о политике, нравах и культуре того времени (причём написанные с политически консервативной, анти-революционной точки зрения). Просто о сексе и всём прочем он писал легко и непринуждённо, в стиле который выглядит вполне современным даже для середины XX века. Но что было довольно естественным в 1760-70-х годах, стало шокирующим для более чопорной и ханжеской публики 1830-40-х, когда его мемуары и получили скандальную известность.

Это время - примерно с 1820 по 1860, восстановления экономики после революционных и наполеоновских войн и начала европейской индустриализации - было по настоящему "Викторианским", с гораздо более строгими нормами чем в предыдущие 50 лет. После этого началсь постепенная релаксация, в том числе в сексульных нравах. Во многих странах Европы стали ослабляться наказания за гомосексуализм (до этого полагалась смертная казнь), хотя всё равно оставались суровые тюремные заключения. Всё больше сквозь пальцы рассматривались супружеские измены и романы "на стороне". В конце века появилось первое по настоящему массовое женское движение - суфражисток. Развитие фотографии дало мощный импульс торговле порногрфией, задолго до "Пентхауза" и веб-сёрверов (по некоторым оценкам, "клубничка" составляла от 40 до 50% всех фотографий конца XIX века). В конце века снова стали появляться шокирующие произведения литературы, в частности романы Мазоха.

Окончание 1-й мировой войны дало новый импульс упадку и раскрепощённости нравов. Декада 20-х годов стала самой "декаденсткой" в западной цивилизации до эпохи конца 60-х. А вот после 2-й мировой, наоборот, примерно на 20 лет наступила общественная консолидция и чопорность нравов, закончившаяся с эпохой хиппи и "sex, drugs, rock'n'roll". Набоковская "Лолита" была бы далеко не такой шокирующей в начале века, какой она стала когда появилась в 1950. С другой стороны после войны резко расширились возможности контрацепции, женщины получали всё больше прав в экономической и сексульной жизни.

Но и эпоха хиппи и "свободной любви" тоже закончилась. С приходом Рейгана-Тэтчер, так же СПИДа, началась новая консервативная волна. В США эфир заполонили телеевангелисты, проповедующие "возвращение к христианским ценностям", группы вроде "Морального большинства" стали влиятельной политической силой. Началась контратака на разрешение абортов, устновленное Верховным судом в 1973 году (Roe-Wade case).

В целом эта консервтивная волн продолжается до сих пор, несмотря на многие противоположные сигналы - от Клинтона-Моники до движения за легализацию гомосексуальных браков и телепрограммы вроде "Секса в Большом Городе". Порнография не исчезла, её становится всё больше, но за последние 25 лет она всё больше уходит в частную сферу - от журналов и кинотеатров к видео и, наконец, в интернет, где покупателю совсем не нужно контактировать с продавцом и другими такими же потребителями. В середине 90-х годов из центров Нью-Йорка и других городов практически исчезли пипшоу и сексшопы, переместившись в специальные кварталы и за город. Даже эротические журналы, которые ещё в начале 90-х можно было свободно листать в магазинах и киосках, сейчас упрятаны в пластиковую обёртку.

Аналогичная динамика характерна и для других обществ, помимо западного, не обязательно совпадая с ним во временных фазах.

(продолжение следует)
Previous post Next post
Up