Где православие?

Sep 09, 2006 17:03

На дебатах Новодворской-Холмогорова, помимо, мягко говоря, неоднозначной репутации обоих участников, и конкретной проблемы о введении ОПК в школах, фундаментальным вопросом был следующий - является ли Россия православной страной? Казалось бы участниками предложены исчерпывающие альтернативы для будущих ориентиров - "общехристианское" западничество Новодворской и возвращение к православному обществу (даже допетровских времён) в позиции Холмогорова. Но на самом деле это вовсе не исчерпывающие варианты ответа.

Так вот, Россия - больше не является православной страной, и уже не будет ей. Но православная культура, её традиции и наследие будут играть в ней весьма значительную роль. И даже введение школьного курса православной культуры и истории не противоречит вышеуказанному и вполне допустимо (если это не превращать в Закон Божий и поповщину). Поясню ниже.

Цивилизацию (как культурно-историческую формацию - например, античную, западно-христианскую или восточно-христианскую, т.е. православную) нередко ассоциируют с живым организмом, который проходит стадии от детства и молодости (дикости и варварства) до зрелого возраста - максимального расцвета, затем старости, немощи и упадка. Эта метафора не самым лучшим образом отражает эволюцию основных цивилизаций - как в начале так и в конце развития. В частности гибель, крушение цивилизаций обычно происходит не в результате долгого периода "старческой немощи", а почти на вершине своего культурного развития, с высокоорганизованной экономикой и мощной армией (это всё может находиться в острейшем кризисе в самом конце, но по историческим масштабам этот период бывает очень мал).

Более продуктивно на мой взгляд сравнение цивилизации с домом. Он может строиться очень медленно и постепенно - с маленькой хибары, чуть ли не переносного шатра, а может - с достаточно быстро возведённых стен по разработанному плану. Но всё равно, в начале он выглялит грубым и необжитым - голые стены, торчащие доски, незакопанные канавы рядом. Постепенно он обживается, обрастает "культурным достоянием" - делается внутренний ремонт, на стены вешаются картины и фотографии, мебель расставляется всё более удобным образом, на полках всё больше красивой посуды. Дом становится всё более уютным и богатым, но одновременно с этим начинаются и распадные процессы. Где-то заводятся тараканы и клопы, иногда начинает протекать крыша, термиты подьедают стены, крошится штукатурка. Периодически производится довольно существенный ремонт и переделки, которые исправляют это. Но постепенно количество вещей становится уже обременительным нагромождением которое всё же жалко выкинуть, ремонт превращается в заплаты на заплатах, новые слои обоев ложатся на всё более хлипкие стены, подгнивает и перекашивается фундамент, покрываются пылью расставленные на полках книги и посуда. Само "культурное наслоение" оказывается таким громоздким и несообразным, что силы общества во многом тратятся на то чтобы поддерживать его, делать заплаты и пытаться косметическим ремонтом исправить внутреннюю гниль и устаревание. С тараканами и термитами уже не помогают никакие средства. Диваны просижены и до чёртиков надоели, в каждом углу завалы старого хлама, водопровод и канализация протекает во всё новых местах. При этом отдельные части дома по прежнему остаются весьма уютными, а внешне он производит впечатление благополучия и даже роскоши - свежая покраска, великолепные картины на стенах, новый модный светильник и т.д. Но всё время жить в таком доме становится всё менее комфортно, и в конце концов почти невозможно.

Нужно не просто делать ремонт, а строить новый дом. Сначала из разрушаюшегося, уже опротивевшего дома для нового выносятся только самые практичные, необходимые вещи - доски, столы, стулья, ещё кое-какая мебель. Все прочие финтифлюшки, старые книги и хрустальная посуда остаются в старых комнатах или упакованы в ящики в подвале. Постепенно новый дом обживается. И тогда семья вспоминает что выцветшая надоевшая фотография на самом деле классно смотрится на новой стене, в старом доме в ящиках осталась прекрасная книжная коллекция которая, если её основательно разобрать, хорошо размещается в новом шкафу. Осточертевший казалось бы чайный сервиз с многослойной накипью и грязью можно отбелить и использовать снова, с приятным ностальгическим ощущением.

В новом доме оказывается множество полезных и приятных вещей из старого. Но это всё-таки новый дом, с другими стенами, планировкой и другим видом за окном. К старому дому возврата нет, старое и новое культурное наследие не вместится в его дряхлые стены.

С обществом (цивилизацией) происходят схожие вещи. Так, на обломках античной цивилизации была построена новая, христианская - на почти полном отрицании античной, языческой культуры, отвратительной для христиан. И только в позднем средневековье стал всё больше проявляться интерес к классическому культурному наследию - "книжным коллекциям и чайным сервизам" прошлого. В XV веке начался настоящий расцвет, во многом основанный на культурных образцах из далёкого прошлого. Это далеко не единственный пример. В Китае VII века н.э., после разрушения старой конфуцианской цивилизации империи Хань и периода упадка в IV-VI веках, сравнимого с ранним европейским средневековьем, могучая империя Тань возникла на принципиально новых основаниях. Её идеологией стало отрицание конфуцианства и религиозно-культурной основой её стал буддизм махаяны ("большого круга"). В начале VIII века в новой столице, Шаньгане (самом большом городе мира того времени), количество буддистких храмов почти в 10 раз превышало количество прочих культовых сооружений. Но уже в следующем большом секулярном цикле - эпохи Сунь - начался ренессанс конфуцианства. Новые "длинные волны" с преобладанием конфуцианства и буддизма перемежались, в конце концов образуя единое целое. Но это новое общество, используя старые традиции, всё-таки принципиально отличалось от старой империи эпохи Хань, так же как Европа эпохи Возрождения принципиально отличалась от общества Римской империи, хотя культура последней играла в ней очень большую роль.

Похожая история в становлении исламской цивилизации. Ранний халифат Умайядов строился на почти полном отрицании традиций персидской империи Сассанидов, которая подвергалась репрессиям. Но вскоре произошло восстановление многих элементов старой, зороастрийской культуры, и в эпоху расцвета Аббасидского халифата персидское культурное наследие было очень заметно, иногда доминировало. Но это уже была всё-таки принципиально новая цивилизация, не сводимая к продолжению зороастрийской цивилизации персидских и парфянских империй.

Падение Российской империи, революции 1917, стали событием намного большего масштаба чем просто конец очередной династии и завершение длинного секулярного цикла. Они стали именно цивилизационным сломом - падением старой цивилизации (православно-христианской) и рождением новой, строительством совсем нового дома. На первых порах этот дом был свежим, но грубым и неотёсанным - без хрустальных наборов и тысячи уютных мелочей которые характеризуют давно обжитое место. Ненавистный "старый хлам" оставался под обломками и в запасниках, запечатанным в коробки. Но по мере его развития и обустройства выясняется что всё больше полезных и для нового дома вещей можно найти в старых ящиках, и они вполне органично размещаются на книжных полках и в новых шкафах.

Так что для нынешнего российского общества многие православные традиции будут играть заметную роль - и влияние некоторых из них будет увеличиваться. Для значительного сегмента общества православие будет не просто трацицией но и жизненной идеологией. Но это всё равно будет уже другое общество - а не продолжение старой Российской Империи, каким-то образом временно прерванной советской эпохой. Это молодое общество, и цивилизационной основой для него будет оставаться Советский Союз - его первая итерация, первый мощный секулярный цикл. У него так же есть и брат-близнец (подобно двум цивилизациям - западно- и восточно-христианской, которые возникли из руин античного общества). Это - нынешний Китай, который образовался на обломках буддистко-конфуцианской цивилизации, погибшей в первой половине XX века, и который при всём своеобразии и рыночных реформах последних десятилетий во многом построен по советскому образцу.

Это не значит что российское общество обречено быть продолжением СССР - с госпланом, портретами Политбюро на демонстрациях, и талонами на сахар. Но не это определяет цивилизационную основу - а ведущая религия, понимаемая в обобщённом смысле, как общественное мировоззрение. В этом смысле российское общество остаётся "советской" (или "светской") цивилизацией, принципиально отличающейся как от царской России так и от западно-христианского общества.

Я считаю, таким образом, что принципиально не правы как Холмогоров так и Новодворская. Россия не может вернуться в "Святую Русь" (особенно в допетровские времена, по идеологии Холмогорова), так и не может "уплыть на Запад", как предлагает Новодворская. Не потому что это плохо или хорошо, но потому что "так не бывает" - 5 тысяч лет человеческой истории противоречат подобным сценариям. Многие культурные элементы как от православной, так и западной цивилизации (и других существующих), будут использованы в новом "доме" российской цивилизации. Но это всё-таки другой, её собственный дом.
Previous post Next post
Up