В недавней заметке о возникновении христианства, которое я связывал с фатальным кризисом одной из существующих цивилизаций (в данном случае ханаанской), один из внимательных читателей
заметил:
"Появление новых мировых религий всегда связаны с цивилизационным катаклизмами - гибелью одной цивилизации и возникновением другой"
Не всегда. Буддизм, к примеру, вроде бы спокойно возник.
Возражение очень разумное. Вопрос требует несколько более подробного изложения. На мой взгляд нужно различать периоды возникновения великих мировых религий и их становления, при котором они превращаются из протестных, отшельнических, апокалиптических или эскапистских культов гибнущего общества в культурно-религиозную основу новой цивилизации, становятся по-настоящему мировыми религиями.
И тот и другой процесс связаны с цивилизационными катаклизмами. В некоторых случаях они почти совмещены по времени. Один из примеров - ислам, появившийся во время смертельной агонии зороастрийской цивилизации Персидской империи, и быстро ставший фундаментом новой мощной цивилизации. В других случаях эти процессы разделены веками, и могут относиться к процессам в разных цивилизациях.
Так произошло с христианством. В соответствии с излагаемой мной концепцией христианство возникло на обломках гибнущей ханаанской (семитской) цивилизации, ареал которой простирался от Ливана и Иудеи (Палестины) до северной Африки (Карфагена). Но погибшая цивилизация была полностью поглощена Римской империей и поэтому новая религия не стала сразу же основой последующего общества на её месте. До смертельного кризиса же самой античной цивилизации было ещё далеко, и поэтому христианство в течении долгого времени сохраняло статус незначительного культа на задворках общества. Но с началом долгого периода окончательного кризиса греко-римского общества (с конца II века н.э.) христианство стало быстро распространятся, и к моменту окончательной гибели цивилизации смогло стать основой следующего общества, возникшего на обломках предыдущего.
С буддизмом история в чём-то похожа, но процесс появления (как культа) и становления (как основы цивилизации) были ещё больше разнесены по времени. Буддизм зародился не на обломках гибнущей цивилизации, а наоборот в начальной стадии её - в Индии примерно VI-V веков до н.э.
Это не было, строго говоря, началом новой цивилизации, а скорее первым периодом его бурного развития, перехода от родо-племенного общества к городскому, к государственности и первым империям. Индийcкое общество быстро восстанавливалось от долгого - тысячелетнего - периода "тёмных веков" после коллапса древней цивилизации долины Инда (Хараппы) и завоевания её арийскими пришельцами. Это был период быстрой урбанизации, раcширения экономики, размывания и очень болезненного слома предшествующих социальных структур. В этот период произошло оформление существующих ведических культов в достаточно стройный индуистcкий канон, в основном сохранившийся до нашего времени. Параллельно, в качестве протестных и эскапистских ответвлений возникло ещё два мощных религиозных течения - буддизм и джайнизм. Но индийская цивилизация была вовсе не в смертельном кризисе, а наоборот в своей молодой фазе. Поэтому вполне естественно что более мейнстримный индуизм победил. Буддизм был оттеснён в окраинные регионы индийской цивилизации, в её ядре же он стал довольно маргинальным культом. Одно время буддизм пользовался покровительством правящих кругов, в частности его приверженцем был император Ашока в III веке до н.э. Но в целом, в самой Индии буддизм проиграл интеллектуально-религиозную борьбу с индуизмом.
Но становление буддизма как цивилизационной основы произошло значительно позже и за пределами Индии. оно было связано с фатальным кризисом древне-китайской (конфуцианской) цивилизации. Её наиболее блистательный период приходится на два "длинных цикла" империи Хань. Первый период расцвета можно обозначить годами 200-80 до н.э. (ранний Хань). Затем, после жестокого столетнего системного кризиса, новый этап возрождения и процветания - примерно в 25-160 н.э. К концу II века н.э. Китай стремительно входил в глубокий кризис. Восстание "жёлтых повязок" 184-190 было одним из самых кровопролитных в истории Китая, от которого империя так и не оправилась.
Но главное - были все признаки именно фатального кризиса цивилизации, а не просто нисходящей фазы длинного социально-экономического цикла. Это проявлялось в том что быстро теряли силу традиционная религия и культура и появлялось множество "внесистемных", чуждых и эскапистских культов и воззрений. Одним из таких набирающих силы пришлых культов стал буддизм, начавший быстро распространяться в Китае со второй половины II века н.э. К V веку буддизм практически полностью китаизировался и синтезировался в особую ветвь - махаяны ("большой колесницы") которая начиная с VI века стала фундаментом новой китайской цивилизации, с обьединением страны и приходом династий Суй и Тан.
Приведу в этой связи релевантные отрывки из книги "China's Imperial Past: An introduction to Chinese history and culture" by Charles O. Hucker:
"...хотя династия Хань формально закончила своё существование только в 220 году н.э., захват Лояна генералом Дун Чо в 190 обрушило империю в состояние страшного хаоса и открыло четыре столетия упадка которые считаются "тёмными веками" в Китае, сравнимыми с периодом дезинтеграции Европы после падения Рима. Общественная и интеллектуальная жизнь этого периода была не лишена оживления и креативности, но политическая история пост-ханьского периода - ужасная эпоха разобщения, интриг, междоусобицы и завоевания чужеземцами, которая никогда не вызывала чувства гордости у китайцев. (с. 133)
В течении IV и V веков [н.э.] значительная часть населения Китая, как на севере так и на юге, впала в обнищание, хотя их нельзя назвать отдельной кастой. Эта огромная категория включала в себя не только усадьбенных крепостных, рабов и прочих зависимых, но и множество презираемых социальных категорий таких как шаманы, знахари, бродячие актёры и фокусники. Респектабельная часть общества ужалась до немногочисленных свободных крестьян и ремесленников, а так же, в северной части Китая, воинов из пришедших чужеземных племён. Процветающий купеческий класс ханьской эпохи почти исчез с расцветом локализма и автаркии... (с. 178)
...Интеллектуальный разброд последних лет эпохи Хань привёл к дилетантизму самого циничного толка среди правящих классов; Буддистские идеи, искусство и архитектура начинали доминировать в китайской культуре, соперничая с имитационным нео-даосизмом...
...Буддизм постепенно стал доминирущей интеллектульной и религиозной силой, феодальные социоэкономические структуры укреплялись, и жизнь элиты становилась всё более утончённой и оторванной от реальности. Основатель династии Лян Ву-Ти (пр. 502-49) был особенно заметен как покровитель буддизма и придворных литераторов и артистов." (с. 135)
...Как и христианство, и в отличии от конфуцианства, буддизм является мировой религией. Он привлекает людей независимо от социальных и политических порядков в которых они находятся, призывая своих сторонников придерживаться строгих моральных правил и обещая им личное спасение в вечности, оторванной от забот и несчастий окружающей действительности. Основные философские постулаты [буддизма], церковная организация и монастические сообщества, зрелищные общественные церемонии и ритуалы, очень сильно отличались от всего что было придумано в Китае с древних времён. От непримечательного начала в ханьскую эпоху, буддизм быстро развил невиданное, почти взрывное воздействие на китайские традиции, и стал самым значительным и динамичным религиозным и интеллектуальным течением в китайской жизни в пост-ханьскую эпоху разброда, и во времена последующих империй. (с. 207).
Таким образом, между историей христианства и историей буддизма есть немало общего. Их возникновение и становление (как цивилизационной основы) было разнесено на несколько веков, и произошло в разных обществах разных цивилизационных катаклизмах. Начавшись как внесистемный (в случае христианства - апокалиптический, в случае буддизма - эскапистский) культ, отрицающие мейнстрим, через несколько веков и за тысячи километров от места возникновения они превратились в мировые религии, которые составили идеологическую основу новых цивилизаций, выросших на обломках погибших обществ.