Продолжаем тему "длинных циклов" истории и, в частности, фазовое соотношение между периодами экономического и культурного расцвета. Основная задача цикла - проверить базовую гипотезу о фазовом сдвиге - несовпадении периодов расцвета экономики, военной мощи, государственных институтов с одной стороны, и перидов расцвета культуры и искусства - с другой.
Эта концепция (в частности, разделения на "буржуазный", "богемный" и "бандитский" периоды) и их связи с социоэкономическими вековыми циклами, более подробно рассмотрена в предыдущем посте
"История и культура: античность", а так же в других заметках цикла "История и культура" приведённых в заглавном посте данного блога:
http://neznaika-nalune.livejournal.com/213145.html Все крупные регионы и цивилизации показывают наличие длинной периодичности, больших "волн" со временной протяжённостью, как правило, 200-300 лет. Исследование подобной периодичности восходит к работам Абеля, Постана в начале XX века, затем - Броделя и школы "Анналов", в настоящее время эта тема развивается, в частности, в работах П. Турчина, С. Нефёдова, а так же экономического историка Хакетта-Фишера и других.
В течении такого цикла общество проходит фазы относительно устойчивого поступательного развития, роста экономики и населения, а затем - затяжного системного кризиса, "смутного времени", частых междоусобных войн и упадка экономики. Иногда в течении большого 300-летнего цикла присутсвуют, помимо основного подьёма и спада, менее продолжительные волны роста и распада, длительностью в несколько десятков лет.
На этот раз мы рассмотрим Китай. Всю историю Китая, и всю совокупность его многочисленных социоэкономических циклов я разделяю на долгие эпохи соответствующие "цивилизациям" - многовековым культурно-историческим формациям, доминирующим на большой территории.
Первая из них - древнекитайская (синическая, а так же конфуцианская) цивилизация, начало которой можно отсчитывать с Шаньской династии, с середины 2-го тысячелетия до н.э., а конец - вскоре после коллапса империи Хань, примерно с IV века н.э. За этим последовал долгий период "тёмных веков" сравнимый (но меньший как по длительности так и по глубине упадка) с западно-европейским периодом после падения Римской империи в V веке н.э.
Новая китайская цивилизация возникла в VI веке на новой культурно-религиозной основе (махаяна-буддизма) и в дальнейшем я буду называть её буддистко-конфуцианской. Она просуществовала до XX века, когда, после долгого системного кризиса и упадка, она окончательно погибла в череде революций. Примерно с 1950 на её месте образовалась новая, "коммунистическая" цивилизация, по образцу СССР, на территории которого в начале XX века произошла катастрофическая цивилизационная трансформация, закончившая существование православно-христианской цивлизации, берущей начало ещё с Византийской империи.
Сама "цивилизационная" периодика далеко не общепринята, и непосредственно не используется в данном исследовании фазового соотношения между экономическим и культурным развитием. Но на этой основе легче понять предложенную периодизацию вековых циклов Китая, рассмотренную ниже.
Многие периоды китайской истории известны весьма подробно, и сопровождаются гораздо большим обьёмом архивных и статистических данных (в частности, сведения о налогах и переписях населения) чем аналогичные периоды в других обществах. Достаточно легко устанавливается периодизация вековых циклов, например, обеих династий Хань, династии Тан и Сун, или последней из них - Цин. Другие эпохи известны в меньшей степени, и вызывают много вопросов с точки зрения "длинной" периодизации.
Большинство вековых циклов совпадают с основными династиями Китая. Но при этом великие династии, как правило, включают в себя два "длинных цикла" подьёма и упадка. Таковы, например, династии Хань, Тан и Сун и, возможно, Мин.
Последняя (династия Мин) представляет собой несколько необычный случай. Она началась с необыкновенно яркого, мощного "рывка" примерно с 1370 до 1425, в течении которого население удвоилось, экономика многократно возросла, было построено много новых городов и крепостей. Огромные корабли китайских экспедиций, намного превышающие размером каравеллы Колумба, бороздили Тихий и Индийский океаны. После этого китайская империя впала в жестокий системный кризис, самоизолировалась от окружающего мира, демонтировала флот и т.д. До падения династии в 1644 г. она уже не знала ничего похожего на эпоху бурного роста в начале династии. Но это время нельзя так же назвать эпохой непрерывного развала и упадка. В целом в течении XVI века население и экономика Китая увеличились. Поэтому ниже я обозначу большую часть XVI века как вторую восходящую фазу минской династии, хотя временные границы её точно обозначить затруднительно.
Так же определённую трудность представляет период "враждующих царств" V-III веков до н.э., длительного периода междоусобицы и постоянных войн. Ему предшествовала достаточно благополучная эпоха "Весны и осени" (восточного Чжоу). Этот период с одной стороны, явно кризисный, "бандитский" с точки зрения вышеупомянутой классификации. Но он не был непрерывным периодом упадка и "тёмных веков" подобно эпохе IV-VI веков н.э. Он отмечен существенным прогрессом в технологии, военном деле и, видимо, отдельными периодами экономического подьёма. Этот период завершился первым имперским обьединением под началом государства Цинь около 220 до н.э.
Недолговечная династия Цинь в этом отношении (как и недолговечная династия Сюй на заре буддистко-конфуцианского Китая) так же выделяется из типичной периодики вековых циклов. Обе этих династии закончились очень жестоким но коротким системным кризисом и развалом. Но эти кризисы были гораздо короче чем типичные нисходящие фазы вековых циклов, продолжающиеся обычно 50-100 лет.
Со всеми трудностями и неопределённостями, получаем периодизацию приведённую ниже. Каждый цикл обозначен тремя числами: первое - начало "буржазного" пердиода, второе - "богемного", третье - "бандитского" (кризисного). Эти числа соответствуют периодизации обозначенной на графиках. Отрицательные числа обозначают даты до н.э. Большинство дат округлено до 5 или 10 лет. Некоторые циклы весьма коротки и не имеют хорошо выраженного "богемного" периода. В таких случаях дата начала кризиса ("бандитской" эры) практически совпадает с датой начала "богемной" эры.
-1100, -830, -810 - Западное Чжоу
-750, -520, -490 - Восточное Чжоу ("эпоха Весны и Осени")
С -480 - "эпоха Воюющих царств", длинный кризисный период
-290, -221 -220 - первое имперское обьединение под началом Цинь
-200, -110, -60 - Западная империя Хань
25, 140, 165 - Восточная империя Хань
260, 290, 300 - Цинь (последняя единая династия синической цивилизации)
После 320 до середины VI века - период "тёмных веков", полного экономического
и демографического упадка, многочисленных слабых и эфемерных династий.
550, 600, 601 - Сюй
620, 710, 730 - первый цикл династии Тан
805, 850, 870 - второй цикл Тан
960, 1040, 1070 - первый цикл династии Сун ("северный")
1130, 1170, 1200 - второй цикл Сун ("южный")
1240, 1300, 1320 - монгольская династия Юань
1370, 1420, 1430 - первый цикл династии Мин
1490, 1550, 1590 - второй цикл династии Мин
1650, 1760, 1790 - манчжурская династия Цин
1860, 1885, 1895 - последний период стабилизации перед цивилизационным коллапсом
В этой работе приводятся результаты отдельно для изобразительного искусства, литрературы и философии. Данные по значимости достижений (и их временной привязке) для деятелей литературы и искусства взяты из книги "Human Accomplishment: The Pursuit of Excellence in the Arts and Sciences, 800 B.C. to 1950." by Charles Murray. При всех недостатках, это является, по-видимому, единственным достаточно полным "реестром" таких достижений. Более подробно методика описана в посте "История и культура: античность" и предыдущих заметках этого цикла.
Как периодичность вековых циклов так и коеффициэнты значимости отдельных культурных достижений может вызывать много возражений и вопросов. Для этого, весьма предварительного исследования пока важно то что периодизация и гистограммы культурных достижений выполнены независимо друг от друга. В дальнейшем возможны существенные уточнения этих параметров.
Результаты:
Из графиков видно что основное предположение - расцвет искусства в "богемные" периоды и в периоды кризисов и социоэкономического упадка выполняется лучше всего для философии, в меньшей степени - для литературы и ещё в меньшей - для изобразительного искусства. Расцвет китайской философии (так же как и в случае античности) приходится на период затяжного кризиса - "эру воюющих царств", ещё несколько пиков находятся в кризисной области эпохи Сун. Наибольший расцвет литературы приходится на перидо кризиса династии Тан, и затем - Сун. Интересно что самый яркий, концентрированный период социоэкономическгого развития - начало династии Мин - совпадает с "провалом" культурных достижений во всех трёх областях. С другой стороны, начало последней, манчжурской династии Цин характеризуется серьёзным расцветом литературы и изобразительного искусства.
х-пост в
cliodynamics