К истории евреев

Mar 11, 2008 17:02

Во френдленте в последнее время несколько раз повторялись ссылки на статью «An invention called 'the Jewish people'» Тома Сегева, которая в свою очередь ссылается на книгу Шломо Занда (доступную пока только на иврите).

Israel's Declaration of Independence states that the Jewish people arose in the Land of Israel and was exiled from its homeland. Every Israeli schoolchild is taught that this happened during the period of Roman rule, in 70 CE. The nation remained loyal to its land, to which it began to return after two millennia of exile. Wrong, says the historian Shlomo Zand, in one of the most fascinating and challenging books published here in a long time. There never was a Jewish people, only a Jewish religion, and the exile also never happened - hence there was no return. Zand rejects most of the stories of national-identity formation in the Bible, including the exodus from Egypt and, most satisfactorily, the horrors of the conquest under Joshua. It's all fiction and myth that served as an excuse for the establishment of the State of Israel, he asserts.

According to Zand, the Romans did not generally exile whole nations, and most of the Jews were permitted to remain in the country. The number of those exiled was at most tens of thousands. When the country was conquered by the Arabs, many of the Jews converted to Islam and were assimilated among the conquerors. It follows that the progenitors of the Palestinian Arabs were Jews. Zand did not invent this thesis; 30 years before the Declaration of Independence, it was espoused by David Ben-Gurion, Yitzhak Ben-Zvi and others.

If the majority of the Jews were not exiled, how is it that so many of them reached almost every country on earth? Zand says they emigrated of their own volition or, if they were among those exiled to Babylon, remained there because they chose to. Contrary to conventional belief, the Jewish religion tried to induce members of other faiths to become Jews, which explains how there came to be millions of Jews in the world. As the Book of Esther, for example, notes, "And many of the people of the land became Jews; for the fear of the Jews fell upon them."

Часть этого ревизионизма верно, и на самом деле уже становится научным мейнстримом, часть - создаёт новые мифы.

Практика переселения целых народов (в составе по крайней мере десятков тысяч человек) сушествовала в Ассирийской империи в VIII-VII веках до н.э., и была продолжена Ново-вавилонской империей Навуходоноссора, который разрушил Иерусалим в 586 до н.э. и переселил значительную часть жителей его и окрестностей в Вавилон (оценки числа иудеев направленных в вавилонское изгнание варьируются от 5 до 30 тыс.).

Пришедшая ей на смену Персидская империя принесла с собой радикально новое религиозное, политическое и административное мышление, и подобное «переселение народов» уже не практиковалось. Наоборот, некоторым, в том числе вавилонским иудеям, было разрешено вернуться (около 535 до н.э.). Но Персидская империя практиковала «культурный обмен» - присутствие части элиты и «интеллектуалов» (в довольно большом количестве) разных конфессий и этнических групп при дворе в столице и основных административных центрах империи. Это способствовало появлению первых, хоть и немногочисленных, общин иудеев по всему Ближнему и Среднему востоку. Часть из них появилась в Египте ещё ранее, спасаясь от вавилонского завоевания. При эллинистических династиях после завоеваний Александра Македонского, эта тенденция продолжилась. Но национально-религиозная идентичность иудеев была ещё достаточно слабой, и большинство из них просто ассимилировалось.

В Римской империи, после подавления восстания и взятия Иерусалима в 70 н.э., никакого тотального переселения иудеев из римской Палестины не было, как и указывается в статье Сегева. Но продажа в рабство довольно большого числа побеждённых и перемещение их в другие города, прежде всего в сам Рим, имела место - подобная практика существовала в Риме ещё со II века до н.э., завоевания Карфагена и Греции. В частности, много иудейских рабов-ремесленников («таджики на стройках») было привезено в Рим для строительства Колизея. Встречаются оценки до 100 тыс. человек, но скорее всего это сильное преувеличение - более реалистичная цифра 10-20 тыс.

Кроме того, начиная со времён Августа и особенно при Траяне и последующих императорах, в империи была весьма высокая внутренняя мобильность - большое количество людей переселялись в другие города и провинции, создавая там свои этнические землячества. Так что развитая сеть иудейских обшин по всей империи ко II веку н.э., была в основном результатом добровольной миграции, и в значительно меньшей степени - насильственной.

Собственно, в древней иудейской истории было два основных формативных периода - изломов и катастроф, как это обычно бывает. Первый - от ассирийского завоевания (около 720 до н.э.) и до вавилонского пленения, соприкосновения с революционной религией зороастризма, и возврашения из ссылки (около 530). Тогда и появился монотеизм, до тех пор местный культ Яхве мало отличался от мейнстримных ханаанских верований. Второй - от восстания Маккавеев против Антиоха IV (около 160 до н.э.) и получения впервые настояшей независимости (тогда, при Хасмонейской династии, практиковалось так же насильcтвенное обрашение в иудаизм с весьма жестокими репрессиями в случае отказа), до разгрома восстания 66-70 н.э., и оформления «раввинического иудаизма» как реакции на это поражение.

Что касается раннего периода, считаюшегося основным формативным - «египетское рабство», Исход, завоевание Ханаана, царство Давида и Соломона - это почти на 100% миф (как правильно указывается в статье). Археологическая история, сколько-нибудь сходная с библейской, начинается с первой половины IX века до н.э., через 100 лет после «царства Давида».

И, наконец, Хазария и двойное происхождение восточноевропейского еврейства, упоминаюшееся в статье: в основном это миф. «Хазарский каганат» был весьма эфемерным кочевническим государством исчезнувшим практически без следа. Часть его племенной элиты какое-то время исповедовало иудаизм. Сушествовали так же иудейские сообшества в Византии и северном причерноморье времён ранней Киевской Руси. Но к XVII от этого мало чего осталось - в основном они ассимилировались. Многочисленное восточноевропейское еврейство - продукт миграции с Запада, где евреи методично изгонялись в XIII-XV веках и в землях Восточной Европы нашли в целом гораздо более гостеприимную и толерантную среду.

bible, цивилизации, history

Previous post Next post
Up