По напоминанию "Португальского затворника"
ciprino - в эти дни отмечается 250 лет одному из самых значительных природных катаклизмов на территории Европы за последние несколько веков -
землетрясению 1 ноября 1755 года разрушившему большую часть Лиссабона и прилегающих городов. Землетрясение вызвало цунами принёсшее дополнительные разрушения. Общее число погибших достигло 100 тысяч человек. До землетрясения Лиссабон был одним из крупнейших городов Европы. После него он уже никогда не восстановил былого величия. Сейсмические толчки ощушались чуть ли не по всей Европе - в Италии, Франции, даже Германии. Их описывал, в частности, в своих дневниках Джакомо Казанова, сидевший в это время в "Свинцовых казематах" во дворце Доджей в Венеции по политическому обвинению. через год ему удалось сбежать - едва ли ни единственнлому узнику за всю историю этой тюрьмы.
Несколько дней назад я уже упоминал Лиссабонское землетрясение в
заметке о социальных последствиях природных катастроф. Помимо физических разрушений, это землетрясение оказало очнь значительные психологические последствия на тогдашнее общество. Фактически с него начался закат "Эпохи Просвещения". В интеллектуальной элите стал распространяться пессимизм, была подорвана вера в "разумность мира". После полувекового периода бурного экономического роста и социального мира, вскоре началась общественная нестабильность, рост цен, череда экономических кризисов, революционных а затем Наполеоновских войн.
Для великого философа Вольтера землетрясение ознаменовало переход от рационального и оптимистического к желчному сарказму таких работ как "Кандид", написанных вскоре после этого. Вот как описывает этот сдвиг экономический историк Дэвид Накетт Фишер в книге "The Great Wave: Price Revolutons and the Rhythm of History" (одной из лучших книг по экономической истори за последние 20 лет):
"The disaster inspired an outpouring of literature throughout Europe? which expressed the new spirit of scepticism< confusion, pessimism and even cultural despair. The optimism of the young Voltaire's "Age of Louis XIV" suddenly gave way to the darkness of his "Poem on the Lisbon Disaster" (1756) and the biter satire of "Candide" (1759). Intellectual historians have suggested that the cause of this transformation was the Lisbon earthquake itself. This is an error. Natural catastrophes of that sort had occured in every era. What was new was the responce. In the mid-eighteen century events bagan to be percieved in a different way.
Но одновременно с социальным пессимизмом землетрясение привело к
появлению научной сейсмологии, в частности работ основоположника современной геологии Лайеля.