Продолжение. Начало см.
1),
2),
3).
В предыдущих заметках этой серии я попытался отследить хронологию появления на живописных полотнах 16 - 17 веков по мотивам библейских сюжетов, имеющих отношение к Египту (бегство святого семейства в Египет и нахождение младенца Моисея), обелисков и пирамид - характерных египетских маркеров. Просмотрев более 70 классических произведений на эти темы, я обнаружил тенденцию: пирамиды и обелиски появляются на таких картинах лишь в начале 17 века. Вот примерная хронология:
1605 (Доменикино) - перерыв почти в два десятилетия - 1624 (Пуссен) - 1625 (Пуссен) - 1626 (Пуссен) - 1630 (Пуссен) - 1631 (Кароселли) - 1634 (Пуссен) - 1630-е годы (Кароселли) - 1636 (Бреенберг) - 1638 (Пуссен) - 1639 (Бреенберг) - 1640 (Пуссен) - 1642 (Себастьян Бурдон) -1643 (Пьетро да Кортона) - 1647 (Эсташ Лесюэр) - 1647 (Пуссен) - 1650 (Пуссен) - 1651 (Пуссен) - 1655 (Пуссен) - 1655 (Бурдон) - 1655 (Бреенберг) - 1657 (Пуссен) - 1660 (Бурдон) - 1663 (Клод Лоррен) - 1666 (Лоррен)…
Подчеркну, что здесь идет речь лишь об указанных библейских «египетских» сюжетах. Если же говорить о любых, не обязательно имеющих прямое отношение к этим темам, изображениях пирамид и обелисков на картинах 16 - 17 веков, то хронология будет несколько иной. Мы еще вернемся к этому вопросу.
Посмотрим еще раз на выписанные даты. Как мы видим, Доменикино несколько выпадает из этого ряда, опережая первое из многочисленных полотен Пуссена с обелисками и пирамидами на 19 лет. Более конкретно, речь идет вот об этой, совсем небольшой (26 х 35 см) картине:
Доменикино. Пейзаж с «бегством в Египет». Ок. 1605.
Вглядимся попристальнее.
В изображении пирамид есть некая странность. Вот фрагмент крупным планом:
Доменикино. Пейзаж с «бегством в Египет». Фрагмент
Пейзаж (дальние поля и горы на горизонте) проступает сквозь пирамиды! Такое впечатление, что кто-то (возможно, сам Доменикино - а, может быть, и нет) аккуратно дорисовал их поверх пейзажа. Прозрачность или, если угодно, «призрачность» пирамид забавно контрастирует с весомой материальностью зданий справа от них.
Сколько времени - дней, месяцев или лет - просуществовала эта картина БЕЗ пирамид, можно только гадать. Сам по себе факт, что кто-то дорисовал некоторые детали на уже готовой картине, не является для 16 - 17 веков чем-то исключительным. На память приходят хрестоматийные примеры с фиговыми листочками, которые пририсовывали, порой многие десятилетия спустя, к изображениям Адама, Евы и других обнаженных фигур. Можно еще вспомнить достаточно известный факт, что крест и шкура на картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» пририсованы через какое-то время после завершения портрета Иоанна, кем именно пририсованы - неизвестно. Подобных примеров немало.
Посмотрим теперь на другую картину:
Ян ван Скорел. Мадонна с младенцем. 1530-1531.
Пирамида и обелиск на заднем плане странным образом «втиснуты» в пейзаж. Представьте картину без них - на мой взгляд, пейзаж выглядел бы гораздо гармоничнее. Вот этот фрагмент покрупнее:
Ян ван Скорел. Мадонна с младенцем. Фрагмент.
Мы видим тот же эффект, что и у Доменикино! Рельеф поверхности и здания на заднем плане проступают сквозь более темные грани обелиска и пирамиды (грани, закрашенные более светлым плотным тоном, непрозрачны). Еще раз хочу отметить, что пирамида и обелиск вписаны совершенно неорганично и выглядят нелепо, какими-то крошечными. Такое впечатление, что некто вписал их в законченное полотно - в угоду какой-то моде, что ли?
Следующий пример - картина Николя Пуссена:
Николя Пуссен. Нахождение Моисея. 1651.
Обелиски и пирамиды изображены у Пуссена на многих картинах, однако, посмотрим на изображения пирамид на заднем плане:
Николя Пуссен. Нахождение Моисея. Фрагмент.
Мы снова видим, что пирамиды аккуратно нанесены поверх пейзажа, что линия, отделяющая равнину от дальних гор, проходит сквозь пирамиды (особенно это заметно для ближайшей, самой большой, пирамиды). Кроме того, сквозь пирамиды различимы горизонтальные штрихи, которыми художник закрашивал горы и равнину. Конечно, на этой картине все выглядит гораздо органичней, чем в предыдущих примерах, однако, я сомневаюсь, что можно найти подобные «прозрачные» строения на других картинах Пуссена.
В чем особенность этих трех пирамид? В том, что они гораздо больше похожи на реальные пирамиды Гизы, чем островерхие пирамиды на любых других картинах Пуссена и его современников. Даже в последующее, XVIII столетие европейцы изображали (и строили, как я показал в
предыдущем посте) пирамиды островерхими, с крутыми боковыми гранями, в духе римской пирамиды Цестия, а отнюдь не египетских пирамид. Поэтому данная картина Пуссена выпадает в этом плане из культурно-исторического контекста, и я подозреваю, что пирамиды дорисованы существенно позднее ее даты создания.
Наконец, я хочу продемонстрировать еще одну картину. Часть найденных в Сети ссылок называет ее «Распятием св. Андрея», картиной, созданной Шарлем Лебреном (Charles Le Brun) в 1647 году. Другие ссылки говорят, что это картина Себастьяна Бурдона «Распятие св. Петра», созданная в 1643 году. В любом случае, с точки зрения хронологии или культурного контекста я не вижу в ней ничего странного. Необычность в другом.
Шарль Лебрен. Распятие св. Андрея. 1647.
Во-первых, пирамида на картине совершенно немыслима с точки зрения композиции. Ее там просто не должно быть. Во-вторых, сквозь нее отчетливо проступает карниз и угол стоящего позади здания (или триумфальной арки?). И, наконец, пирамида не дорисована: она должна продолжаться снизу от темного знамени, а ее там нет!
Вот этим удивительным примером я, пожалуй, и закончу свою заметку.
В заключение хочу поблагодарить уважаемого
tito0107 за то, что он обратил мое внимание на картину Яна ван Скорела.