Архитектура Иорданской Петры

Oct 05, 2013 22:32

Древний город Петра в Иордании - уникальный памятник архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Давно собирался о нем написать, и тут очень кстати на днях ув. masterok опубликовал пост, посвященный Петре (http://masterok.livejournal.com/1381821.html), с замечательной подборкой ( Read more... )

Посмотрим, История

Leave a comment

Comments 59

kukushon_ok October 5 2013, 20:57:54 UTC
Чрезвычайно интересно! Но... трудно так вот сразу согласиться с тем, что эти скальные храмы - это 18 век...

Кстати, любители подражать Петре были и в России в 18 веке. Причем до(!) ее формального открытия Бухгардтом:


... )

Reply

nezvanov October 5 2013, 21:12:37 UTC
//любители подражать Петре были и в России в 18 веке//

Петра в 18 веке не была известна. Ее открыл Буркхардт в 1812 году (см. начало моего поста).

Reply

kukushon_ok October 6 2013, 03:36:48 UTC
Так и я о той же нестыковке. Указанный на картине MDCCCX - это 1810 г.

Reply

nezvanov October 6 2013, 11:35:05 UTC
Не разглядел 1810. И это ведь тогда не 18 век, как Вы написали, а 19-й.

Но что, собственно, изображено на картине? Человек (Строганов) сидит с неким чертежом. В окне виден Казанский собор (закончен в 1811 году). Петрополис - это город Петра, вообще-то. При чем тут иорданская Петра?

Reply


kukushon_ok October 5 2013, 21:06:49 UTC
Еще один вариант (по-моему, более вероятный) состоит в том, что и Милетский рынок, и Петра - это примеры архитектуры самой поздней античности перед кризисом. А после того, как "оправились" - продолжили примерно с того же, на чем закончили... Но тут, конечно, подразумевается слишком много спекулятивных предположений.

Одно мне кажется очевидным: ни в конце 17, ни в начале 18 века вести подобные масштабные работы на оттоманской территории европейцы не могли. А заподозрить оттоманов в возведение подобных конструкций в Петре очень трудно.

Reply

nezvanov October 5 2013, 21:15:45 UTC
//ни в конце 17, ни в начале 18 века вести подобные масштабные работы на оттоманской территории европейцы не могли//

Кто-то из местной знати нанял европейского архитектора, и местные каменотесы под его руководством сваяли это чудо. Точно так же, как главным архитектором Тадж-Махала был француз.

Reply

nezvanov October 5 2013, 21:18:04 UTC
Ворота Милетского рынка были "восстановлены" с изрядной долей романтической фантазии из обломков, которые на рубеже 19-20 веков раскопали возле Милета и привезли из Турции в Германию.

Reply

kukushon_ok October 6 2013, 03:55:43 UTC
Насколько я помню, во времена Бурхгарта доступ к этим развалинам был ограничен. А сегодня их склонны трактовать не как город, а как древний некрополь.

Аналогию с Тадж-Махалом я понимаю, но все-таки странная логика: непонятно, что постоили (причем явно с большими издержками) и спрятали от всех...

Может быть, неграмотный вопрос, но библиотека Цельсия в Эфесе разве не может быть отнесена к барокко?

Reply


alexander_pavl October 5 2013, 21:47:20 UTC
...И верно - полная нефункциональность сооружений Петры. То есть, декорация, в духе искусственных руин XVIII века.

Reply


kemchik October 5 2013, 22:33:34 UTC
Тогда вопрос - кто всё это строил в Петре в 18 веке? Османская империя была в расцвете

Reply

nezvanov October 5 2013, 23:16:25 UTC
Это два разных момента - смотреть на контекст с точки зрения архитектуры и строить догадки на тему откуда это все. Архитектурный контекст храмов Петры (именно храмов) - уникальный. И ко всему прочему это - декорация, фейк. Все это указывает на 18 век - об этом и статья ( ... )

Reply

kemchik October 6 2013, 06:42:05 UTC
Непонятно, какая была необходимость возводить эти декорации, расходуя гигантские средства.
Не видно практической цели. А ведь это глушь даже для Османской империи.

Reply

nezvanov October 6 2013, 11:23:09 UTC
Насчет "гигантских средств" - это Вы, на мой взгляд, преувеличили. Один европейский архитектор и бригада местных (выписанных из Дамаска, Египта и т.п.) каменотесов - не так уж и дорого. А насчет возведения декораций в глуши - я ж говорю, можно только гадать. Зачем, например, возвели гигантские статуи Будды в афганской глуши (которые не так давно талибы взорвали)?

Я поэтому и не стал строить никаких гипотез. Я просто сделал стилистический анализ. Не забывайте, что кроме барочных храмов там есть еще вытянутые пирамиды. А вот такого в древнем мире нет НИГДЕ. Зато навалом в Европе 18 века.

Reply


dinosaur_denier October 6 2013, 00:35:06 UTC
Очень правдоподобно!
Я определял для себя стиль Петры как классицизм и удивлялся, откуда он взялся в пустыне. Довольное позднее время открытия комплекса так же наводит на размышления.

Интересно, как вы вышли на сицилийский прототип.
Случайно посетили Ното и архитектура собора сразу же напомнила вам о растиражированном изображении Эль-Хазне или в обратном порядке ?
или, может быть, уже сформулировав гипотезу, подбирали наиболее подходящее сооружение из некой базы изображений барочных соборов. (с трудом даже представляю, как это можно сделать)

Reply

nezvanov October 6 2013, 11:13:40 UTC
Размышляя о Петре, смотрел картинки в Сети. Было понятно, что стиль гораздо ближе к барокко, чем к классицизму. Стал смотреть барочные фасады. Наткнулся на храм в Сиракузах, который показался мне особенно близким по духу. Стал смотреть "сицилийское барокко" - и вышел на храм в Ното.

Reply

kemchik October 6 2013, 11:50:26 UTC
pioneer-lj как-то обещал, правда давно, написать статью о связи египетской традиции мумифицирования с аналогичными традициями в Европе, и особенно, в Сицилии.
Знаменитые катакомбы капуцинов в Палермо. Я там был, кстати, пару месяцев назад.

Reply

nezvanov October 6 2013, 17:11:50 UTC
Катакомбы с мумиями и скелетами по всей Европе раскиданы, Палермо - это лишь один из многих примеров.

Reply


Leave a comment

Up