4. Гермес и Иисус
Согласно Евангелиям, Иоанн совершил два основных деяния в своей жизни: во-первых, это проповедь и призыв к крещению, и во-вторых - провозглашение Иисуса мессией (во время его крещения). В соответствии с этими деяниями Иоанн получил два прозвища - Креститель и Предтеча. Трактат №4 Герметического свода, как мы увидели, объявляет Крестителем Гермеса. А в другом герметическом трактате - трактате № 13 - Гермес Трисмегист выступает в роли Предтечи, провозвестника Бога-Сына, спасителя человеческого рода.
Трактат № 13 называется ни больше, ни меньше - «Тайная нагорная проповедь». Начинается он так:
«ТАТ. В "Общих положениях", отче мой, ты говорил загадками о божественных деяниях, и ты не открыл смысл своих слов, когда сказал, что никто не может быть спасен без нового рождения. ... Поведи же меня теперь, как ты обещал, к последнему посвящению возрождения, будь то голосом, будь то тайным путем (способом). Я не знаю, о Триждывеличайший, из какого лона, из какого семени рождается Человек.
ГЕРМЕС. О сын мой, лоно есть Мудрость в Молчании, а семя есть истинная Благость.
ТАТ. А кто ее сеет, отче мой? - я в полном недоумении.
ГЕРМЕС. Воля Божия, сын мой.
ТАТ. А как он рождается, отче мой? Лишенный видимого вещества, какое есть во мне, он должен быть иным.
ГЕРМЕС. Рожденный - иной, он Сын Бога.»
И далее:
«ТАТ. Скажи мне еще вот что: кто родитель возрождения?
ГЕРМЕС. Сын Бога, человек, по Воле Божией.»
Таким образом, Гермес возвестил: никто не может быть спасен (возрожден) без нового рождения - рождения Человека, сына Бога. Если при этом учесть, «лучезарное Слово - это Сын Божий» (Трактат № 1 «Поймандр»), то мы имеем, по сути, тождество с тем, что говорится в Евангелии от Иоанна:
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (Иоанн 1:14)
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоанн 1:16)
Для читателя герметических текстов, восприимчивого к древней мудрости, было бы естественным, после столь знаменательных совпадений, отождествить Гермеса и Иоанна Крестителя, или, если угодно, увидеть в Иоанне Крестителе воплощение Гермеса.
Иоанн, согласно Евангелиям, называл Иисуса «Идущий за мной», «Сильнейший меня» (Марк 1:7, Матфей 3:11, Иоанн 1: 27), «идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви» (Лука 3:16). Принимая во внимание отождествление Иоанна Крестителя и Гермеса, вытекающее из текстов Герметического свода, зададимся вопросом: а есть ли в Евангелиях указания на то, что Иисус - тот, кто идет за Гермесом и сильнее его?
Оказывается, есть.
Обратимся к текстам Матфея и Луки и проследим, как разворачиваются события после казни Иоанна Крестителя.
Царь Ирод узнает о чудесах и проповедях Иисуса и приказывает найти его (Лука 9:9). Ирод считает, что Иисус - «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Матфей, 14:2). Апостолы рассказывают Иисусу о казни Иоанна; Иисус вместе с учениками покидает земли Ирода и направляется на север. За ним следуют толпы людей, жаждущих увидеть чудеса, исцелиться от болезней и услышать проповеди Иисуса. Иисус исцеляет, проповедует, кормит несколькими хлебами тысячи человек; он идет дальше на север и оказывается около Кесарии Филипповой.
Дальнейшее настолько важно, что вместо пересказа мы просто процитируем Матфея:
«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.» (Матфей, 16:21)
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.» (Матфей, 17: 1 - 3).
«...облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.» (Матфей 17:6).
Итак, Сын Человеческий молится «в уединенном месте» (Лука 9:18), открывает ученикам суть своей миссии («должно идти в Иерусалим ... быть убиту, и в третий день воскреснуть»), после этого - по прошествии шести дней (!) - поднимается на высокую гору, где являет ученикам свою божественную сущность («просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»). То есть - Иисус провел несколько дней в Кесарии Филипповой, чтобы подготовиться к своему исходу, «который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лука 9:31).
Почему именно в Кесарии Филипповой? Потому что место это - особое.
Иосиф Флавий пишет, что прежнее название Кесарии Филипповой - Панеас (в арамейском произношении - Баньяс). Место это было названо так в честь бога Пана - сына Гермеса. Там было святилище Пана, и стояла его статуя, охранявшая вход в пещеру, в которой находился источник, колодец неизмеримой глубины. Пещера располагалась на склоне горы Хермон, горы Гермеса, и если принять во внимание, что Гермес, среди прочего, был проводником душ умерших в место их вечного обитания - Гадес, или, попросту, - в ад, то неудивительно, что пещера эта считалась вратами ада.
Именно здесь Иисус готовил себя к тому, чтобы принять мученическую смерть ради спасения рода человеческого. Именно здесь он сказал Петру: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфей 16:18). Упоминание врат ада не вполне понятно из контекста Евангелия, если не принимать во внимание, где именно были произнесены эти слова.
Проведя у врат ада несколько дней (согласно Матфею - шесть, согласно Луке - восемь), Иисус поднимается на гору Хермон, где происходит его преображение, после чего Голос из облака возвещает: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Таким образом, на горе Гермеса Иисус получает божественную силу и власть.
После этого Иисус идет в Иерусалим. И что же он в первую очередь делает в Иерусалиме? А вот что:
«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» (Матфей, 21: 12 - 13)
Смысл этого действия становится понятным, если вспомнить, что покровителем торговцев («продающих и покупающих») является Гермес: храм Гермеса стал храмом Иисуса.
Этот важнейший момент отражен в символике одной из христианских церквей - Сиро-Яковитской Православной Церкви. Один из символов, включенный в герб этой церкви, явно эволюционировал из кадуцея - магического жезла Гермеса:
Герб Сиро-Яковитской Православной Церкви
5. Христиане Иоанна Крестителя
Иоанн Креститель в какой-то момент испытал сомнение: является ли Иисус истинным мессией? И послал к нему своих учеников с вопросом: «Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11:2-3). Этот евангельский эпизод отражает борьбу доктрин и идей в реальном мире: начиная с 16 века, в Европу поступает отрывочная информация о существовании в низовьях Евфрата общины, почитающей Иоанна Крестителя в качестве Учителя и считающей Иисуса лже-мессией. Первые сообщения пришли от португальских монахов, находившихся в Басре по соглашению между португальцами и местным пашой. Именно они и ввели в оборот название «Христиане Иоанна Крестителя» (самоназвание общины - мандеи). В середине 17 века Игнатиус а Йезу (Ignatius a Jesu) был послан Римом в Басру с целью обращения мандеев в католичество. По возвращении он опубликовал подробный отчет (192 страницы) о религиозной доктрине и обычаях «христиан Иоанна Крестителя».
Мандеи почитают Иоанна Крестителя как Учителя их веры, посвященного в высшее знание, жреца и белого мага (таких людей мандеи называют «назураями»). Иисус также был «назураем», но предал истинную веру, сбил с истинного пути тех, кто последовал за ним, изменил секретным доктринам и сделал религию «проще» (т.е.надругался над сложными правилами очищения, которых придерживаются мандеи). В священных книгах мандеев, написанных на своеобразном диалекте арамейского языка, Иоанн призывает к крещению в Иордане, совершает многочисленные чудесные исцеления слепых, прокаженных, немощных - точь-в-точь, как Иисус в Евангелиях, - полемизирует с Иисусом и изобличает его как лже-мессию. Иисус просит, чтобы Иоанн окрестил его. Несмотря на то, что Иоанн считает Иисуса лжецом и обманщиком, он совершает обряд крещения - по приказу свыше.
Стоит отметить, что, согласно Евангелиям, Иоанн Креститель чудес не совершал (Иоанн, 10:41). Однако, Матфей упоминает, что Ирод, услышав о чудесах, творимых Иисусом, решил, что это воскресший Иоанн. Получается, что, c точки зрения Ирода, Иоанн был чудотворцем. Проговорка Матфея свидетельствует о том, что неупоминание чудес Иоанна в Евангелиях - это сознательная политика авторов (и редакторов) евангельских текстов.
Космогонические воззрения мандеев испытали на себе влияние многих религиозных доктрин, для нас важно наличие существенного сходства между космогонией мандеев и герметических текстов.
Бог у мандеев не имеет собственного имени как такового, в священных текстах он именуется по-разному, распространенные наименования - «Первожизнь» и «Король Света». Бог порождает несколько светлых эманаций, и сын одной из эманаций - Птахил - является демиургом, творцом материального мира. Птахил творит мир из темной бурлящей воды, смешанной с грязью, которая находится внизу, в черной бездне. Там, в этой бездне, обитает злой демон - Руха, дух обольщения. Птахил вступает в связь с Рухой, и от этой связи рождаются семь планет. Затем, после нового соития с Птахилом, Руха рождает двенадцать монстров - Зодиак.
Процитируем для сравнения Герметический трактат №1 - «Поймандр». Бог в трактатах Герметического свода именуется «Жизнь» и «Свет».
«4) ... Все стало Светом, мягким и приятным, пленяющим мой взгляд.
Вскоре после этого спустилась тьма, жуткая и мрачная, завивающаяся в спирали, подобно змеям, как мне показалось. Затем эта тьма превратилась в нечто влажной природы, бурлящее невыразимым образом ...
5) Святое Слово спустилось из Света и покрыло Природу, чистый огонь восстал из влажной Природы ввысь, к тонкому миру; он был легкий, проникновенный и в то же время действенный. И воздух благодаря своей легкости последовал за огненным языком; от земли и от воды он восходил к огню, к которому он как будто был подвешен. Земля и вода оставались на месте перемешанными настолько, что через одно не было видно другое ...»
«9) Ум, Бог, ... , который есть жизнь и Свет, сотворил Своим Словом иной созидающий Ум - Демиурга, бога огня и дыхания, который создал затем семь Управителей, объемлющих в своих кругах мир чувственный и управляющих им с помощью того, что называют Судьбой.»
Семь Управителей - это семь планет. Сходны, таким образом, не только описания соития сына Света (Птахил в текстах мандеев иногда именует себя именно так) и темной влажной турбулентной Природы (Рухи), инициировавшего, по сути, процесс создания мира, - общим для космогонии мандеев и герметиков является то обстоятельство, что прежде всего, в самом начале творения, возникли планеты, управляющие чувственным миром.
Планеты и звезды (Зодиак) управляют человеческими судьбами - это один из краеугольных догматов герметической доктрины. Многие из астрологических трактатов написаны от имени Гермеса, например, одно из важнейших астрологических сочинений называется Liber Hermetis. В трактате "Врачебная математика Гермеса Трисмегиста Аммону Египтянину" подробно объясняется, какие созвездия и планеты управляют различными частями и органами человеческого тела.
Ровно эти же идеи содержатся в священных книгах мандеев. Все священнослужители мандеев являются астрологами, они обязаны знать, какие планеты и зодиакальные созвездия управляют тем или иным днем года и отдельными часами внутри дня, и давать, сообразно расположению небесных тел, соответствующие рекомендации членам общины. Иными словами, астрология является фактором, определяющим повседневную жизнь мандеев. Необходимая астрологическая информация содержится в одной из их священных книг - Сфар Малваша («Книга Зодиака»).
Год у мандеев состоит из 12 месяцев, по 30 дней в каждом, и пяти дополнительных дней. Напомним, что, согласно Плутарху («Осирис и Изида»), эти дополнительные дни появились в календаре благодаря Гермесу. В календаре мандеев эти пять дней посвящены пяти повелителям подземного мира. На эти дни у мандеев приходится важнейшее религиозное действо - фестиваль, посвященный умершим и крещению. Крещение мандеи совершают многократно в течение своей жизни, в соответствии со сложными предписаниями своей религии. Крещение совершается в «иордане» - так мандеи называют любую реку и вообще любую проточную воду, в которой можно совершить обряд священного омовения. Фестиваль называется «Панья», и это название немедленно вызывает ассоциации с городом Панеас (Баньяс) у подножия горы Хермон и находившейся там пещерой Пана, которая являлась одновременно входом в подземное Царство умерших и одним из истоков реки Иордан.
Параллели между герметической доктриной и религией мандеев многочисленны и разнообразны, но мы не будем углубляться далее в их анализ и ограничимся приведенными примерами. Богатую пищу для размышления в этом плане дает книга Этель Дроуэр «Секретный Адам» (E.S.Drower. The Secret Adam, a study of Nasoraean Gnosis. Oxford, 1960). Отметим лишь еще один пример из этой книги: до сих пор одним из наиболее популярных имен у мандеев является Хирмиз.
Религия мандеев является живым свидетельством того, что доктрины и идеи, соотносимые в контексте Европейского Ренессанса с Гермесом, имеют прямое отношение к Иоанну Крестителю. Кроме того, в мандеизме открыто заявлен антагонизм Иоанна и Иисуса. Существовала ли идея такого антагонизма в Европе в Эпоху Возрождения? Надо полагать, что да, поскольку Тридентский Собор на Седьмой Сессии (открывшейся, согласно документам, 3 марта 1547 года) принял Каноны Крещения, и первый (!) канон звучал так:
«Тот, кто утверждает, что крещение Иоанна имеет такую же силу, как крещение Христа, да будет предан анафеме.»
Вот так. Иоанн должен знать свое место. Иоанн у Иисуса «недостоин развязать ремень обуви», Иисусу «должно расти», а Иоанну - уменьшаться и т.д. и т.п. А кто думает иначе - да будет предан анафеме.
Продолжение