Вдогонку к
предыдущему посту про Петру.
Я, когда писал про «барочные храмы» в Петре, испытывал некоторый трепет: все-таки я не специалист в архитектуре (то есть - совсем не специалист). С радостью констатирую, что мое мнение, как оказалось, вполне совпадает с мнением профессионалов:
они считают, что в архитектуре периода эллинизма (к которому принято относить храмы Петры) часто использовались элементы, характерные для европейского барокко!
Вот, например, что пишет один из таких специалистов: «I often teach my students about how the Greek Classical period is similar to the art of the Renaissance, and how the Hellenistic period is similar to the art of the Baroque period.» («Я часто учу своих студентов, насколько искусство Греческого Классического периода напоминает Ренессанс, и до какой степени искусство Эллинистического периода подобно искусству периода Барокко»,
http://albertis-window.com/2011/11/ancient-greeks-and-romans-broke-their-pediments/). А еще, например, есть книга, которая прямо называется «Барочная архитектура в классической античности» (Margaret Lyttelton, Baroque Architecture in Classical Antiquity (London 1974)).
Какие же примеры «барочной архитектуры в классической античности» приводят специалисты?
1. Ворота рынка в Милете:
Ворота рынка в Милете, Пергамский музей, Берлин
Пишут, что были разрушены землетрясением в 11 или 12 веке нашей эры. Фрагменты обнаружены во время раскопок в начале ХХ века и вывезены из Турции в Германию. Была проведена реконструкция (которую сильно критиковали), сильно пострадавшая во время Второй мировой войны, отреставрированная в 1950-х годах и затем в начале этого века.
2. Библиотека Цельса в Эфесе
Фасад библиотеки Цельса в Эфесе, Турция
Построена в 117-120 годах н.э., уничтожена землетрясением и пожаром в 262 году; только фасад уцелел. Фасад был полностью разрушен землетрясением, скорее всего, в Византийском периоде. Обломки фасада были обнаружены во время раскопок 1905-6 годов (проводил Австрийский археологический институт). Фасад был восстановлен в 1960-70-х годах.
3. Дом Лабиринта, Помпеи
Пример эллинистической архитектуры «в стиле барокко» дает вот эта фреска:
Фреска в «Доме Лабиринта», Помпеи
Раскопки «Дома Лабиринта» начались в 1834 году.
4. Вилла в Боскореале
Эту виллу раскопали в полутора километрах от Помпей. Там нашли фреску, до боли напоминающую фреску в «Доме Лабиринта»:
Фреска в вилле в Боскореале, Помпеи
Вилла была обнаружена в ходе раскопок 1893-94 годов.
5. Разумеется, Петра. Обнаружена в 1812 году.
Получается интересная картина: во время периода барокко (XVI - XVIII века) архитекторы копировали античные элементы, которых в принципе не могли видеть! Ведь все образцы пребывали в виде обломков под слоями земли, застывшей лавы и вулканического пепла. Либо же были европейцам неизвестны (Петра).
Ладно, архитектура Ренессанса. Примеры античной классики были перед глазами, книги Витрувия и Альберти (который писал по сути то же, что и Витрувий) были в наличии… Но что могли знать итальянцы 16 - 18 веков про эллинистическую архитектуру? Откуда? Получали знания из прошлого мистическим путем?
И ведь пишут же профессионалы на голубом глазу: Ренессанс повторяет классический период, а барокко - эллинистический… Впала культура в своем развитии в такой вот цикл. Трансцендентным образом.
В реальности же мы видим, что ПОСЛЕ того как европейское барокко возникло, развилось, расцвело пышным цветом и степенно отошло в прошлое, волшебным образом стало выясняться, что барочные элементы широко использовались в античные времена.
Чюдны дела твои, Господи.